Максим Егер: «Киберспорт - это площадка, формирующая молодёжное пространство»
Генеральный директор Центра Киберспорта в Барнауле Максим Егер с проектом «Киберспорт - новый уровень» стал резидентом Российско-Китайского молодежного бизнес-инкубатора.
«Алтайский спорт» поговорил с Максимом о том, как ему удалось попасть в этот проект, какими он видит перспективы развития киберспорта в регионе и за его пределами и почему киберспорт не так страшен для молодежи, как его малюют старшие.
- Максим, что такое российско-китайский молодежный бизнес- инкубатор и как вы туда попали?
- Этот проект развивается на уровне правительств России и Китая и фактически координацией этой структуры в нашей стране занимается Росмолодежь. По сути, это акселерационная программа, которая предусматривает определенные этапы вхождения в нее: сначала заявка проекта, затем его презентация плюс видеоинтервью. Я все эти этапы прошел. В Алтайском крае есть отделение этого бизнес-инкубатора, региональным координатором является Екатерина Четошникова.
После того, как стал резидентом, я прошел дистанционный курс обучения, затем съездил в Москву, где очно представил свой проект. В столице эксперты дали домашнее задание, сейчас требуется перевести презентацию на китайский язык. В случае положительного результата - планируется, что в ноябре 2020 года появится возможность представить наш проект уже в Китае.
Почему я за это взялся? Для меня важно понять, каким будет интерес в России к китайскому опыту развития киберспорта, во-первых. Во-вторых, привлекает какая-то возможность инвестирования в наш проект китайцами с целью приобретения современных игровых компьютеров и другого оборудования напрямую от китайских поставщиков. Кроме того, выражаясь языком бизнеса, мы видим необходимость масштабирования Центра Киберспорта. Другими словами, планируем открывать новые клубы.
- На ваш взгляд, какие сильные стороны вашего проекта заинтересовали экспертную группу бизнес-инкубатора?
- Думаю, правильно говорить о совокупности предложенных путей развития киберспорта и как бизнес-площадки, и как перспективного, стремительно набирающего популярность вида спорта.
Скажем, до начала карантина нам удалось провести 14 турниров по различным направлениям киберспорта. А затем мы оперативно переключились на онлайн-формат и провели еще пять турниров. Отдельно стоит сказать о благотворительном турнире по CS: GO, в котором принимали участие известные футболисты, два Александра - Кокорин и Соболев.
- Вы как бизнесмен от киберспорта на какие подводные камни и ошибки указали бы своим последователям в первую очередь?
- Хотя мы относительно недавно зашли в эту сферу, определенный опыт, конечно, набрали, но и без шишек не обошлось. Если говорить конкретно о Центре Киберспорта, то мы сформировали концепцию проведения турниров, долго работали над созданием комфортных условий в клубе для игроков. Естественно, то помещение, в котором мы сейчас располагаемся (речь о бывшем кинотеатре «Россия» - Прим. АС), не было приспособлено для нас, поэтому долго работали над оптимизацией пространства и добились в этом вопросе определенных успехов. Это не я сам себя хвалю, это мнение ребят, которые приезжали из Питера и заглянули в гости. Сказали на прощание: у вас очень крутая атмосфера, мейнстрим в хорошем смысле слова.
А с точки зрения бизнеса, нужно понимание, что киберспорт - это инвестиции и развитие на длительное время. Не стоит ждать сиюминутной выгоды, такой подход просто не сработает. Нужно постепенно развиваться, совершенствоваться. Важнейший момент - регулярное проведение турниров, только это даст возможность со временем заняться формированием крепкой профессиональной команды. Это очень долгий процесс, и мы только делаем первые шаги в этом направлении. Важна и инфраструктура, и высокое мастерство игроков, их психологическая устойчивость.
Я верю, что мы этот марафонский путь преодолеем и у нас будет хорошая команда.
А самое важное: в этом бизнесе далеко не все решают деньги. Не менее важны компетентные единомышленники. Мы стараемся к бизнесу подходить всесторонне: уже работаем над мерчем, запускаем линейку брендированной одежды и сувенирной продукции. В идеале следующий шаг в этом направлении - создание онлайн-магазина.
Выездные мероприятия - это еще одно направление деятельности, которое кажется нам перспективным. Скажем, во время проведения форума «Алтай - территория развития» планировали провести офлайн-турнир, но не получилось, переходим вместе с самим форумом АТР в онлайн.
- Максим, объясните простому человеку, что такое талантливый киберспорсмен. И как можно 14-летнему подростку стать со временем успешным профи?
- Фактически сегодня у нас сформировалась определенная категория киберспортсменов, имеющих хорошие навыки и желание выйти на профессиональный уровень. Добиться повышения в статусе можно через создание команды в одном городе или из разных населенных пунктов, так называемые миксы.
В этом аспекте, к слову, карантин оказал определенную пользу игрокам, которые нашли партнеров по команде именно благодаря тотальному переходу в онлайн-формат. Но создать крепкую команду мало, желательно попасть в зону внимания крупнейших платформ, занятых организацией и трансляциями больших турниров. Для примера приведу ресурс HLTV, который можно назвать самым авторитетным для игроков в CS: GO. Попадание в рейтинг HLTV очень сильно повышает шансы подписать профессиональный контракт.
Но, если честно, нашим ребятам банально не хватает времени, чтобы рвануть в высшую лигу. Надо понимать следующее: чтобы попасть в профессиональный киберспорт и удерживаться там, нужно приложить колоссальные усилия, и это не может быть хобби. Это работа, по большому счёту. И большое заблуждение думать, что это занятие из серии «не бей лежачего». Скажем, нервную систему хорошего «кибера» я бы сравнил с хладнокровием и здравомыслием шахматиста. Нервы должны быть как стальные канаты! Как только ты поддался эмоциям, как у нас говорят, попал в тильт, то проиграл!
Еще один фактор - возрастной ценз. Игроки до 18 лет не могут участвовать в официальных турнирах по CS: GO, а у нас как раз таких большинство.
На мой взгляд, успеха в киберспорте может добиться молодой человек эмоционально крепкий, целеустремленный, научившийся побеждать на высоком уровне. И чем раньше он перейдет в высшую лигу, тем большего успеха добьется.
Показателен пример нашего территориального соседа - Романа Кушнарева, известного в геймерском мире под ником Рамзес666. Он родом из Кемеровской области, очень известный игрок в Dota 2, выступал за российскую организацию Virtus.pro. Четырёхкратный победитель турниров категории Major, сейчас уехал в США. За карьеру профи с 2016 года Роман заработал около $1,5 млн призовых. Показательно, что журнал Forbes ставит 21-летнего Рамзеса на первое место по влиятельности в российском киберспорте.
Это я для иллюстрации, чего можно добиться в киберспорте. Не меньше, чем в профессиональном спорте в привычном всем понимании.
- О каких правилах и нюансах нужно знать юным геймерам, которые захотят прийти в Центр киберспорта?
- Безусловно, существуют правила клуба, в которых в первую очередь регламентировано время нахождения в игровом пространстве в зависимости от возраста клиента. Скажем, ребенку или подростку до 18 лет ночью поиграть у нас не получится. А в целом, мы обеспечиваем безопасность нашим клиентам и контролируем, чтобы им было комфортно в наших стенах. О родителях мы тоже заботимся, создали зону отдыха, где можно выпить кофе, перекусить.
В планах, кстати, показ спортивных трансляций на большом экране, благо, что большой футбол к нам возвращается. Сам я много лет являюсь футбольным болельщиком, и появления такого сервиса в Центре Киберспорта сам лично жду с нетерпением. Скажу больше: как болельщик московского «Спартака» с тридцатилетним стажем мечтаю создать региональный официальный фан-клуб красно-белых в Барнауле. Надеюсь на помощь в этом вопросе нашего земляка, комментатора «Матч ТВ» Михаила Меламеда, он помог с контактами руководства фан-сообщества. Хочется развить эту тему, тем более что у «Спартака», вернее, у его спонсора компании «Лукойл», есть и киберспортивная команда.
У нас, к слову, можно поиграть и в более простом формате, есть PlayStation, и зачастую папы, которые дома джойстик сына в руки не берут, здесь за компанию, как говорится, начинают познавать азы киберспорта. И после этого, кстати, лучше понимают своих детей. Так что мы рады видеть у себя клиентов любого пола, возраста и социального статуса, рады помогать познанию киберспорта и пониманию того, что это далеко не «тупые стрелялки», а вполне интеллектуальное занятие, требующее, повторюсь, очень большого терпения, внимания и труда.
И потом, киберспорт - это очень современно и перспективно. Нас, если кто не знает, активно поддерживает министерство спорта России. Позволю себе процитировать замминистра ведомства Андрея Сельского, который на июльской встрече в министерстве по вопросам развития киберспорта подчеркнул, что «это, с одной стороны, передний край освоения информационных технологий в спортивной сфере. С другой - это на сегодня единственный вид спорта, генерирующий всю полноту данных в цифровом формате в режиме реального времени».
К тому же, по федеральной статистике, более половины киберспортсменов, а речь идет о паре миллионов человек, - регулярно занимаются традиционным спортом. То есть, обвинения в наш адрес на счет гиподинамии и просиживания штанов, мягко говоря, не совсем оправданны.
- Давайте о вещах более приземленных. Сколько стоит час игрового времени в вашем центре?
- Считаю, что цены у нас более чем демократичные. Скажем, самый дешевый тариф для школьников в дневное время - 30 рублей в час. Ночью можно поиграть 10 часов за 150 рублей. По окончании коронавирусных ограничений планируем поговорить с городскими властями - хотим предоставлять в определенное время бесплатный доступ к игровой практике людям с ограниченными возможностями здоровья, тем, у кого нет возможности приобрести дорогостоящее оборудование, чтобы играть дома.
Напоследок замечу, что нам хочется быть поближе к народу, нам нравится ломать стереотипы, существующие в сознании многих относительно бесполезности и даже вредности киберспорта.
Записал Александр ЧЁРНЫЙ,
газета «Алтайский спорт» № 8, 2020 г.
P.S. 1 сентября президент России Владимир Путин в рамках всероссийского онлайн-урока, посвященного началу учебного года, высказался по поводу проведения киберспортивных турниров.
Школьники попросили президента устроить в стране соревнования по киберспорту. Путин напомнил о существовании Федерации компьютерного спорта и о том, что киберспорт признан в государстве с 2016 года, а также сказал, что если процесс киберспортивных турниров «правильно организован, то он безусловно является в высшей степени полезным».
Президент пообещал подумать над тем, чтобы организовывать отдельные турниры в школах, и заявил, что российские киберспортсмены должны участвовать в международных соревнованиях.