Александр Прокопьев: «Киберспорт объединяет людей на всех континентах»
Три года подряд в Алтайском крае проходит киберспортивный турнир Altay Сup, инициатором которого стал депутат Госдумы от нашего региона Александр Прокопьев. А главным спонсором и организатором - его фонд социального содействия. О том, что это за явление - киберспорт, какие у него перспективы, почему им полезно заниматься и, главное, зачем поддерживать, Александр Сергеевич рассказал для второго выпуска журнала «Герои с нашего двора».
- Расскажите, откуда появилась идея проведения киберспортивного турнира в крае?
- Киберспорт в России стал официальным видом спорта в 2016 году, Наша страна сейчас среди лидеров: у нас сильные киберспортсмены, команды мирового уровня - Virtus.pro, Winstrike. Постоянно появляются новые, этот спорт развивается стремительными темпами. Но по большей части развитие сосредоточено в Москве: здесь крупные соревнования, спонсоры. А в регионах, несмотря на огромный интерес к этому спорту, очень мало проводится турниров. А ведь чтобы повышать свой уровень, нужно участвовать в крупных соревнованиях, состязаться с сильными соперниками. Но не все киберспортсмены из региона могут себе позволить поехать на турнир в Москву. Поэтому ощутим разрыв между командами-лидерами и остальными.
Когда проанализировали сложившуюся ситуацию, решение пришло само - проводить турнир в крае, чтобы у наших ребят-киберспортсменов было больше практики, повышался уровень, находились новые таланты. Конкуренция со стороны США, Китая, европейских стран в киберспорте растет с каждым годом. И чтобы оставаться на уровне, нам нужно уже сейчас выстраивать активно работающую систему именно в регионах. Надеюсь, турнир Altay Cup станет частью этой системы.
Александр Прокопьев:
- Киберспорт развивает зрительную память, воспитывает дисциплину и самоконтроль, повышает самооценку, что отражается и на других сферах жизни.
- Как проходит турнир?
- В 2017 году был наш первый опыт - камерный турнир в Бийске, где ребята, до этого встречавшиеся только в сети, могли посоревноваться вживую. Через год, в 2018-м, соревнования Altay Сup приобрели новый статус - стали первым официальным турниром по киберспорту на Алтае.
Это означает, что победители могут подать заявку на присвоение спортивных разрядов. Тогда в состязаниях, кроме бийчан, участвовали шесть сильнейших команд из Горно-Алтайска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Омска и Томска, приезжали наблюдатели из Москвы. Соревновались по трём основным дисциплинам: СS: GO, Dota 2 и League of Legends.
В прошлом году это уже был не просто турнир с призовым фондом в 150 тысяч рублей, а настоящий фестиваль киберспорта с косплеем, игровыми зонами, конкурсами и подарками, Проводили в Барнауле. Фестиваль собрал полторы тысячи гостей. Приезжал генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин. Так что Altay Cup постоянно развивается, живет в логике процессов, характерных в целом для киберспорта. Главный из них, конечно, - стремительные темпы развития этой отрасли.
- Какие еще инициативы в рамках развития киберспорта в стране вы продвигаете?
- Главной своей задачей как члена комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи я вижу поддержку киберспорта на государственном уровне. Не так давно мы проводили в Госдуме парламентские слушания, посвященные проблемам киберспорта.
По сути это была полноценная конференция по киберспорту с участием специалистов отрасли: представителей федераций и лиг, клубов, разработчиков игр, чиновников, руководителей спортивных телеканалов и, конечно, самих киберспортсменов. Главным ее итогом стало согласие всех участников оказывать содействие этому виду спорта, если возникнет такая необходимость. По моей инициативе в российском парламенте сейчас создан и работает экспертный совет по киберспорту. Как его председатель вижу нашу задачу в том, чтобы выявлять слабые места в законодательстве, других нормативных документах, которые мешают развитию киберспорта. Он сегодня — феномен в спортивной среде, вызывает в обществе острые дискуссии, но в то же время объединяет множество совершенно разных людей.
- Многие родители запрещают детям компьютерные игры. Откуда тогда взяться выдающимся киберспортсменам?
- Сейчас родителями становятся люди, которые сами играли, а некоторые и сегодня продолжают. Уверен, скоро запрет играть в игры будет восприниматься так же, как, например, запрет читать книги. Отношение постепенно меняется. Даже звучат предложения ввести занятия киберспортом в школах. Пока в качестве факультатива.
- Кстати, на ваш взгляд, насколько реально появление этой дисциплины? Как-то уже представлен этот вид спорта в образовательных учреждениях?
- Федерация компьютерного спорта проводит соревнования, в которых принимают участие сотни школ по всей стране, ребята соревнуются в скоростном поиске информации, электронных шахматах и популярных игpax - Dota 2 и Hearthstone. Проводятся и другие соревнования, что касается факультативов по киберспорту, на мой взгляд, это будет полезно. Дети все равно проводят свободное время за компьютерными играми. Так почему не под руководством опытного наставника, который поможет советом, направит по правильному пути? Чтобы в итоге ребенок мог взять лучшее от этой активности - развить навыки командной игры, логику, скорость реакции, абстрактное мышление. И свести к минимуму возможные проблемы.
- Какие навыки и качества приобретает киберспортсмен и что из этого ему может пригодиться в обычной жизни?
- Эксперты-психологи, которые, в том числе, входят в наш экспертный совет, приводят такие данные последних исследований на этот счет: киберспорт развивает зрительную память, воспитывает дисциплину и самоконтроль, повышает самооценку, что отражается и на других сферах жизни. По статистике, игроки превосходят своих неиграющих коллег в профессиональной сфере. Не случайно компьютерные игры используют для тренировок хирургов, пилотов, военнослужащих. Навыками киберспортсменов всерьез интересуются продвинутые подразделения министерств обороны разных стран. В конце концов, это огромный культурный пласт, который объединяет людей на всех континентах.
- Что лично вас объединяет с этим видом спорта?
- Если говорить о личном, то моей дочери 6 лет, сыну 2 года. Им жить в мире, где компьютерные технологии еще глубже проникнут в нашу жизнь, и даже виртуальная реальность станет привычным делом. Всё это открывает новые возможности во всех сферах деятельности, в том числе в спорте. Я хочу, чтобы как можно больше молодых людей этими возможностями могли воспользоваться, в том числе и мои дети, когда подрастут.
Источник: журнал «Герои с нашего двора» № 2−2020 г.