Всеобщий папа

Всеобщий папа Всеобщий папа

Преподаватель физкультуры Сергей Грабарь - автор уникального рекорда: в прошлом году он выиграл легкоатлетические эстафеты «Алтайской правды» с детьми из одного муниципалитета, а в этом - из другого.

Интересно, что свою тренерскую карьеру Сергей Владимирович начинал с подготовки юных кемеровских футболистов: довёл их до серебряных медалей первенства России! На Алтае этот специалист громко заявил о себе в прошлом году: под его началом школьники из села Кытманово сенсационно выиграли эстафету «Алтайской правды». В нынешнем году 48-летний преподаватель привёл к победе на этих же соревнованиях ещё и воспитанников Заринского детского дома. «Алтайский спорт» решил поближе познакомиться с Сергеем Грабарем, чтобы узнать секреты его тренерского мастерства.

Футболистов было не догнать

- Прежде всего, расскажите, как вы умудрились попасть в футбол?

- В Барнаульском пединституте я учился на тренера по лёгкой атлетике. У нас была очень дружная группа, со мной учились футболист Владик Яркин, гимнаст Евгений Кожевников, биатлонист Сергей Тарасов и многие другие. После окончания института я уехал вместе с женой - она у меня учитель английского языка - в пригород Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. Там как раз построили новую спортивную школу, съехались тренеры и учителя со всей страны. Но отделения лёгкой атлетики не было, мне сказали: «Хочешь работать, занимайся футболом». Набрал группу ребятишек, и через четыре года они стали серебряными призёрами финала первенства России по футболу в Пскове. Можно сказать, всю страну на лопатки положили.

- Как вам это удалось?

- Никто не верил в наш успех. До этого футболисты из Сибири выше десятого места не поднимались уже лет пятнадцать. Мы могли стать и чемпионами, после первого тайма выигрывали у краснодарской «Кубани» счётом 1:0. Но на второй тайм в краснодарских футболках вышла совсем другая команда - ребята, которым лет под двадцать (хотя турнир проводился среди 15-летних. - Прим. «АС»). Причём внаглую вышли, на глазах у всего стадиона! Подбежал главный судья соревнований: «Подаёшь протест, их снимаем, вам отдаём первое место». Я ответил: «Не надо никакого скандала, и с ними поиграем. Нас дома и так уже как героев встретят». Я тогда прикинул: в случае победы надо будет у себя финал проводить в следующем году. А тогда мобильников не было, все вопросы надо было решать через Тулеева. Я подумал: «Лучше уж мы в Краснодар съездим, на Чёрном море отдохнём». В итоге проиграли со счётом 1:3. На награждении краснодарцам просто отдали пачку медалей и грамоты. А нас наградили как полагается. Кстати, на следующий год мы стали победителями международного турнира по футболу на призы газеты «Комсомольская правда» в Москве. Полмира разорвали.

- В чём была сила вашей команды?

- У меня футболисты тренировались практически как легкоатлеты. Трое нападающих и трое защитников уже в девятом классе стометровку из 12 секунд выбегали. На зону Сибири в Барнаул приехали, соперники какие-то схемы разбирают, а у меня всё просто. Мяч забросили, нападающий три раза убежал от защитников, два раза не попал, один раз всё равно попадет. Вот и всё! Весь футбол! После чемпионата в Пскове один авторитетный тренер нам сказал: «Вот так и надо тренировать». Самое лёгкое в футболе, как я понял, - это научить ребёнка владеть мячом. Это можно и после тренировки - набивать, жонглировать, по воротам бить. А чтобы бегать быстро и мобильным быть, - это уже я им дал. Не зря же Виктора Погребного приглашали в барнаульское «Динамо» тренером по физподготовке. Он их месяц или два потренировал, говорит: «Посмотри, как они у меня бежать стали». Правильно. Чего там с мячом-то долго возиться?

- Матчи местной «Зари», в которой блистали известные алтайские футболисты Смертин и Кормильцев, посещали?

- Более того, наша команда «Олимп» тренировалась на базе «Зари». Лёшка Смертин - парень режимный… Помню, как после тренировки все разъезжались, а он и Кормильцев с моими пацанами мяч гоняли. Мой одногруппник Влад Яркин тоже в то время за «Зарю» выступал.

- Кто-то из ваших воспитанников проявил себя во взрослом футболе?

- Нет. Зато почти полкоманды сейчас работает в Кемерове, Красноярске, Омске учителями физкультуры и тренерами. Моего сына Дениса, который был капитаном «Олимпа», приглашали в столичные клубы на турнирах в Пскове и Москве. Но он в большой спорт не пошёл. Работал главным инженером Заринского РЭС, сейчас его перевели в Красногорский район на должность начальника РЭС.

- С кем-то из бывших учеников связь поддерживаете?

- Они приезжают ко мне в гости чуть ли не каждый месяц. В Кытманово, как лето начиналось, машины две-три утром сигналили. Сейчас в Заринск приезжают. Я к ним езжу на все свадьбы, именины.

Главное - увлечь

- Почему из Ленинска-Кузнецкого вернулись домой? И были ли варианты других регионах?

- В школе Ленинска-Кузнецкого в конце девяностых начался развал. Народ стал разъезжаться, зарплаты не было. В итоге школу закрыли и разобрали на кирпичи. Причём она отстояла-то всего семь-восемь лет. В Кытманово - на родине моей жены - мне предложили заняться по своей основной специализации - лёгкой атлетикой. 11 лет там отработал достаточно успешно, воспитал много победителей, призёров края. А в прошлом году мы с женой переехали в Заринск, где стали работать в 4-й школе. Ребятишки из Заринского детского дома, которые занимались у меня на уроках, долго уговаривали, чтобы я их ещё дополнительно тренировал во внеурочное время. Почему не соглашался? У меня было приглашение в Красноярский край, в село Богучаны Богучанского района, который в прошлом году был признан самым спортивным в Красноярском крае. И даже билеты уже были заказаны, нас с супругой там ждали с хорошими зарплатами, квартира предоставлялась. Работай - не хочу! Но в самый последний момент я подхватил воспаление лёгких. Пришлось остаться на Алтае, о чём, в принципе, не жалею. Здесь сейчас тоже хорошие условия создаются. Школьный стадиончик, конечно, маленький, но ничего страшного!

- Везде, где бы вы ни работали, обязательно добиваетесь успеха. В чём секрет?

- В создании особой атмосферы. Лёгкая атлетика - тяжёлый вид спорта. Как говорил мой учитель Владимир Михайлович Кондратенко: «Если на тренировке сопли со слезами не наматываешь, то на соревнованиях ничего не покажешь». Однако тяжёлые физические нагрузки всё равно должны доставлять детям удовольствие. Надо создать им ситуацию успеха!

- Как это?

- Допустим, прибежал мальчик на финиш, отдышался, и тут он узнаёт, что побил личный рекорд. И всё, он идёт довольный в раздевалку. Иной раз приходится даже хитрить, когда пробежал хуже: говоришь, что улучшил на десяточку. Самое главное, чтобы дети любили бегать! Игровыми видами спорта увлечь проще. А завлечь на такую пахоту, какая бывает в лёгкой атлетике, гораздо сложнее. Поэтому и тренеров по этому виду у нас сейчас не так много в крае.

Чаще всего учителя физкультуры сами отбивают у детей желание бегать. В начале урока сразу дают много кругов по спортзалу, девчонки задыхаются, у кого-то в боку начинает колоть. Любой грамотный учитель физкультуры знает, что в первые три минуты, когда начинается физическая нагрузка, перестройка организма самая тяжелая. Поэтому два-три кружочка сделали и хватит, начинаем работу на растяжку. Тут хитростей особых нет. К концу года у меня уже вся школа побежала.

- Считается, что тренер - это второй отец. А детям из детского дома вы, наверное, в буквальном смысле заменяете родителей?

- Как-то они подошли и попросили разрешение называть меня папой. Я сказал: «Пожалуйста». У них так принято, почему нет? Детям детдомовским тепло нужно. Поэтому стараюсь и помимо тренировок с ними общаться, бывать в детском доме. Если у кого-то в школе возникают проблемы, то подхожу, разговариваю с учителями. Дети, конечно, сложные, у многих психика неустойчивая. Но сейчас уже никаких срывов, по крайней мере, на моих уроках, нет.

- До этого имели опыт работы с детьми из детского дома?

- Нет, для меня это ещё одна ступенька в профессии. Эти дети ведь не хуже «домашних». Просто обижены жизнью больше. Когда работал в Кытманово, то детдомовских по поведению было видно сразу. Здесь же сначала даже не знал, что они из детдома, не мог отличить их ни по поведению, ни по одежде. Надо отдать должное директору Заринского детского дома Александру Калабину. Кстати, к эстафете на призы «Алтайской правды» он купил им новую форму, кеды, в будущем пообещал приобрести шиповки.

Здоровье не купишь

- Как вам с первого раза удалось победить многолетних лидеров эстафет - команду Озёрской школы-интерната?

- Всё было просто. Я узнал результаты с эстафеты предыдущих годов: как бежали Озёрки, какой был у них результат. На тренировке проверил своих ребят, узнал, сколько мы им проигрываем. Причём наши результаты по сравнению с прошлым годом оказались хуже, потому что полкоманды выпустилось из детдома. Индивидуально спланировал график: одни работали над выносливостью, другие - над скоростью. В итоге за три месяца каждый скинул со своего результата примерно от 5 до 10 секунд. И на соревнования я уже ехал уверенным, что Озёрки, даже если и прибавят, то секунд 20−30 нам проиграют. В следующем году планирую привести на эстафеты ещё и команду 4-й школы.

- Вижу, что вы стараетесь использовать современные технологии. Откуда черпаете идеи?

- Практически каждый день уделяю час-полтора чтению научных книг по физкультуре и спорту, просматриваю Интернет. Также общаюсь со специалистами, медицинскими работниками. Недавно директор школы Ольга Шафнер выделила деньги на велотренажёр. Сейчас те, у кого освобождение от физкультуры, потихоньку крутят на уроках педали, следят за своим пульсом. Большие нагрузки им не даю. Скоро планируем установить интерактивную доску, веб-камеру. После урока будем разбирать ошибки, буду объяснять их ученикам уже не на пальцах, а наглядно. Также в Москве заказали пульсометры - колечки специальные, которые одеваются на руку. Они будут пикать, когда пульс превышает максимальный или минимальный уровни давления. И мне уже не надо будет бегать, замерять каждому давление. Можно будет спокойно вести урок. К концу сентября мы их закупим. Секундомер заказал в Москве, с которого после урока сразу можно сбросить данные на компьютер.

- В крае ещё где-то проводят уроки с таким оборудованием?

- Не слышал такого. Хотя, конечно же, средства диагностики должны быть, как и измерительные приборы. Они даже больше должны интересовать физруков, чем мячи и скакалки. Пульс померить - это хорошо. Но откуда я знаю, какое у ребёнка давление было с утра? Кто-то не выспался, кто-то недомогает. И как давление скажется под физической нагрузкой? Получается, что мы практически вслепую работаем, сами портим здоровье детей. Здесь надо обязательно перестраиваться.

Мнение

Ольга ШАФНЕР, директор школы № 4 города Заринска:

- В Сергее Владимировиче меня подкупает его высокий профессионализм. И, что бывает достаточно редко среди учителей физкультуры, его неформальный подход к делу. Отличный учитель, неравнодушный организатор внеклассной работы, очень творческий человек. Всегда полон творческих замыслов, неутомим в этом плане. У него широкий круг интересов в области физкультуры. У меня таких учителей физкультуры ещё не было. Достаточно активно пропагандирует здоровый образ жизни, даже нас, учителей, вовлёк в группу здоровья. Я проводила анкетирование среди детей и в основном оценки - от положительных до восторженных.

Евгений ЛИМАНСКИЙ,

«Алтайский спорт», 11.09.2013.