Драму разыграли на досках. Шахматные Суперфиналы чемпионата России прошли в Барнауле
В прошлую среду, поздним вечером 28 августа, в Барнауле завершились мужской и женский Суперфиналы чемпионата страны по классическим шахматам. О перипетиях происходившего мы попросили рассказать директора турнира, президента краевой шахматной федерации и члена Наблюдательного совета Федерации шахмат России Артема Поломошнова.
- Артем Анатольевич, как удалось заполучить в Барнаул турнир такого ранга?
- Мы два года боролись за это право. Честно скажу, были некоторые сомнения в собственных силах: потянем ли по финансам, поддержат ли нас краевые власти? Раньше, если какой-то город подавал заявку, то почти гарантированно получал «добро». А сейчас интерес к шахматам растет, и мы столкнулись с конкуренцией. Заявку подало Царское Село. А поскольку есть программа «Шахматы в музеях», то нам конкурировать было сложно. Из музеев мы могли предложить только Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Правда, в последний момент организаторы чемпионата все-таки сделали выбор в пользу краевого театра драмы имени Шукшина. На мой взгляд, решение оказалось удачным. В целом все было непросто. Очень благодарен правительству Алтайского края и сенатору Совета Федерации Наталье Кувшиновой, которые нам сильно помогли в организационном плане.
- Почему отпал вариант с ГМИЛИКА?
- Музей не прошел по некоторым параметрам жесткого регламента ФШР. К тому же в этом варианте не все было хорошо с точки зрения пешей доступности. Спасибо губернатору края Виктору Петровичу Томенко, распорядившемуся выделить в наше распоряжение на длительный срок театр драмы, расположенный в самом центре города. Рядом гостиница «Центральная», где разместили всех участников. Лучше не придумаешь.
- В дни Суперфиналов что оказалось самым сложным?
- Проблемы были ожидаемыми. Мастера высокого уровня привыкли к повышенному вниманию. Любой нюанс, который у обычного спортсмена не вызовет вопросов, здесь требовал немедленного решения. (С улыбкой.) Допустим, кому-то стало нехорошо в гостиничном номере: «Вызовите мне врача!». Хотя, на мой взгляд, проще было спуститься на ресепшн и тебе его оттуда вызовут. Но нет - решение выходит на уровень директора турнира и неважно, в какое время суток. Или кто-то гулял по городу и попал под дождь: «Заберите меня - я пешком теперь не пойду». Приходилось заводить машину и ехать. Что поделаешь - звезды в большинстве своем капризны. Будь то спорт или искусство.
- В советские времена шахматных звезд знала вся страна, сейчас фамилии чемпионов известны только любителям вашей прекрасной игры.
- Дело в медийной раскрутке, заинтересованности государства в пропаганде того или иного вида спорта. Шахматисты СССР доминировали во всем мире, было, чем гордиться, и было, кого раскручивать в СМИ. В наше время российские шахматы на ведущих ролях, но уже нет доминирования. Есть Китай, есть Индия, бурно прогрессируют шахматы в Узбекистане. Россия в 2022 году перешла в Азиатскую федерацию шахмат, что осложнило нам борьбу за лидерство - конкуренция здесь выше. Это в Европе у нас не было мощной конкуренции. В Азии тяжелее.
- Как бы вы прокомментировали итоги Суперфиналов у мужчин и женщин?
- В Барнауле собрался очень сильный состав, и заранее что-то предсказать было очень сложно. У женщин вообще никто не ожидал, что второе место займет Дарья Чарочкина. Любая шахматистка из двенадцати участниц могла обыграть любую. Екатерина Лагно, ставшая чемпионкой, в последнем туре с огромным трудом свела вничью уже почти проигранную партию.
- Как говорят в таких случаях, чудом отскочила.
- Гроссмейстер Александр Грищук, одержавший немало побед на международном и российском уровне, вообще не попал в пятерку сильнейших и не поедет в следующем году на Кубок мира. У мужчин начинает доминировать молодежь. Владислав Артемьев, которому 26 лет, стал чемпионом второй год подряд. Второе место занял 22-летний Андрей Есипенко. Бронзовому призеру Даниилу Дубову 28 лет. Более возрастным Грищуку (40 лет), Павлу Понкратову (36), Евгению Наеру (47) при таком напряженном графике игр - 11 матчей с одним выходным днем - возможно, просто не хватило физических сил. Шахматисты честно признавались, что очень устали. А Влад Артемьев отметил, что чемпионский титул защищать было очень сложно - нынешний турнир по составу превосходил прошлогодний. Все это сыграло на руку любителям шахмат, в том числе в Алтайском крае. Рядом со ступеньками театра драмы был разбит шатер, где можно было посмотреть Интернет-трансляции каждого тура, послушать квалифицированные комментарии специалистов, обменяться мнениями.
- В последний день турнира у мужчин случился тай-брейк между Артемьевым и Есипенко.
- Честно говоря, мне было жаль Андрея Есипенко. В последнем туре Артемьев с Дубовым через 40 минут после начала партии согласились на ничью. И Влад отдыхал, пока Андрей, игравший черными, пытался вырвать победу у Артема Тимофеева. Артем явно играл на ничью и устоял под натиском. Перед двумя партиями на тай-брейке Есипенко имел всего полтора часа на отдых. К тому же тай-брейк играется с укороченным контролем времени, а Владислав Артемьев любит и умеет играть очень быстро - на мировом уровне он один из лучших. При этом в первой партии Влад, играя черными, получил тяжелую позицию, в которой, как мне показалось, мог рассчитывать максимум на ничью. В какой-то момент я отвлекся на оргвопросы, а когда вернулся, то очень сильно удивился - Артемьеву удалось победить, воспользовавшись грубой ошибкой соперника. А дальше - психология. Андрей, упустив победу, расстроился, и по второй партии все стало ясно заранее: Есипенко, играя черными, не сможет сравнять счет.
У женщин вообще мог случиться тройной тай-брейк, если бы Екатерина Лагно в последнем туре уступила Екатерине Гольцевой. Тогда бы у трех шахматисток было равное количество очков и играли бы женщины до полуночи. Спортивная часть последнего игрового дня закончилась в 21.40. В 22.30 мы провели торжественное закрытие.
- После торжественного закрытия вы, как организатор, услышали много благодарных речей. Какой отзыв о турнире был самым приятным?
- Наверное, от второго тренера мужской сборной России Александра Рязанцева, который, к слову, был победителем Суперфинала в Новосибирске в 2016 году. Александр сказал: «Я прошел через многие турниры и, поверь, у вас одна из лучших организаций по многим параметрам. Здесь шахматисты получили возможность думать только об игре, ни на что не отвлекаясь. Вы провели турнир на твердую пятерку». Пользуясь случаем, хочу выразить отдельную благодарность руководству театра драмы и министерству культуры, обеспечившим максимальный комфорт для участников. Мне очень понравилась командная работа всех наших структур, в том числе Министерства спорта, Министерства образования и мэрии Барнаула, которую координировал руководитель оргкомитета, вице-губернатор Виталий Владимирович Снесарь. Есть ощущение, что с точки зрения организации Барнаул в состоянии провести турнир любой сложности.
- Часть болельщиков обиделась на то, что Суперфиналы прошли в закрытом режиме, не было доступа в игровой зал.
- Мы хотели сделать такой доступ, изначально все это обговаривалось с представителями ФШР. Однако недели за две главный судья турнира заявил, что допуска не будет и его поддержала федерация. Объяснили такое решение обилием скандалов по поводу шума. Мы и так постарались минимизировать любые шумы - ковровые дорожки в игровом зале, буфет для участников на втором этаже, на посуде везде салфетки - не дай бог, что-то звякнет. В жаркие дни в зале было душновато, однако, когда возникла идея поставить мобильные кондиционеры, мы совместно с главной судьей отказались от этой идеи - будут шуметь. А тут бы еще зрители сидели в зале. Даже если все отключили звук на телефонах, все равно кто-то закашляется, чихнет, кто-нибудь заскрипит стулом, уронит что-то. Шахматисты настоятельно попросили все это исключить.
- Действительно, звездные капризы.
- С одной стороны, их можно понять - турнир тяжелый, нервы и силы на пределе. С другой, в СССР чемпионаты проводились в Колонном зале Дома Союзов, где в зале публики было битком. И ничего - советским звездам это не мешало. Мы сегодня хотим добиться для шахмат как можно большей медийности, и в то же время закрываемся от людей. Что бы хоть как-то сгладить это противоречие, мы и поставили на улице шатер для болельщиков. Иначе, какой смысл был везти в Барнаул чемпионат страны, изолируя его от людей? Для кого и для чего его тогда проводить?
- Помимо шахматных туров какие мероприятия были еще?
- Параллельно с Суперфиналами мы провели в Барнауле первенство края. Оно проходило в Краевом шахматном клубе и расположенной поблизости площадке колледжа сыроделия. И это стало заделом, репетицией на будущее - в ноябре в краевом центре будет проходить первенство СФО по пяти возрастам среди мальчиков и девочек, и около 400 участников на одной площадке точно не уместятся.
Краевые соревнования дали возможность любителям шахмат нашего региона увидеть поближе лучших шахматистов России, принять участие с ними в сеансах одновременной игры. В парке «Изумрудный» было много чего интересного: открытие Шахматной беседки, игры в шах-бокс и шах-понг, квиз, концерты, замечательная лекция директора музея шахмат ФШР, кандидата исторических наук Дмитрия Олейникова. Думаю, мы получим дальнейший рост интереса к шахматам в крае, хотя и сегодня у них неплохой показатель массовости.
- По вашей оценке, сколько человек в крае регулярно занимается шахматами?
- Сложный вопрос - смотря, по каким критериям считать. Если брать в расчет электронную регистрацию в ФШР, то около 4,5 тысяч человек. Это те люди, кто хотя бы раз сыграл в шахматном турнире и попал под обсчет рейтинга. Но у нас на периферии есть немало соревнований, которые проводятся без обсчета. И, по моей оценке, шахматами в крае занимаются порядка 12−13 тысяч человек. Эта цифра наиболее объективна.
- Среди этих людей немало школьников. Вы довольны тем, как в крае развивается программа «Шахматы в школах»?
- Она работает в 316 школах, расположенных в 63 муниципалитетах. По сути, мы зашли с этой программой почти в половину школ края. Жаль, что работает она в разных формах: где-то это «внеурочка», где-то кружок, а в нескольких школах все оборудование, которое мы предоставили, пылится на полках. В ряде сельских районов мы открывали шахматные клубы. Радует, как развиваются шахматы в Тальменском, Ребрихинском, Мамонтовском, Троицком, Целинном, Славгородском, Немецком, Советском районах. Илья Пурыга из деревни Озерки Тальменского района выиграл в своей возрастной группе первенство России среди учащихся сельской местности. Массовость дает результат - такие звездочки, как Пурыга, появляются и в других селах. А вот в Рубцовске, где были богатые шахматные традиции, мы дважды пытались открыть свой филиал, но пока ничего не получается.
Раскрою небольшой секрет. Недавно мы договорились с Фондом Тимченко о проведении в октябре десятидневной сессии гроссмейстерской школы для детей из малых населенных пунктов. Проведем ее на базе одного из барнаульских санаториев. Уже есть договоренность с гроссмейстером Павлом Малетиным. На сессии, в подготовке которой принимает участие менеджер гроссмейстера Яна Непомнящего, будет работать профессиональный психолог из краевого училища олимпийского резерва.
- Где сейчас живет Алексей Сорокин - первый гроссмейстер, воспитанный в Алтайском крае?
- В США. Играет под нейтральным флагом. Нейтральный статус помешал, кстати, ему. Сорокин выиграл турнир US Open и должен был принять участие в Суперфинале, где играет вся мировая элита, начиная с Фабиано Каруаны. Вместо Алексея на этот турнир отправится шахматист, занявший второе место на US Open.
- Когда на Алтае может вырасти второй Сорокин?
- Есть хороший потенциал у нескольких ребят и девочек в возрастной группе 2011−2012 годов и младше. В какой-то момент у нас случился спад в подготовительном процессе. Проанализировав причины, мы пришли к выводу, что на это повлияло отсутствие сессий гроссмейстерской школы в течение нескольких лет. Мы недооценили эффект общения. Дети ведь, когда собираются вместе, обогащают друг друга.
Сибирские корни чемпиона
Владислав Артемьев, теперь уже двукратный чемпион России, проживает в Казани с 2018 года. Но родился он и начал играть в шахматы в Омске. Первым тренером Влада был Владимир Александрович Индриков, в прошлом один из сильнейших омских шахматистов.
- Кстати, в юном возрасте Влад несколько раз приезжал на Алтай для участия в различных турнирах, первый раз в 14-летнем возрасте, - вспоминает Артем Поломошнов. — Был он и на наших гроссмейстерских школах. Влад всегда с теплом говорит о Барнауле.
Общий призовой фонд Суперфинала составил 11 миллионов рублей. Победив в Барнауле, чемпион с сибирскими корнями заработал 1,1 миллиона рублей. У женщин больше всех получила москвичка Екатерина Лагно - 700 тысяч.
Сергей Зюзин. «Российская газета».
Это полная версия интервью, которое вышло в «Российской газете - Неделя» 4 сентября 2024 года