Второе пришествие. Этап ралли «Шёлковый путь-2024» вновь с успехом состоялся в Алтайском крае (много фото)

На Алтае участников ралли "Шёлковый путь" встречали хлебом-солью. Фото: "КАМАЗ-мастер" На Алтае участников ралли "Шёлковый путь" встречали хлебом-солью. Фото: "КАМАЗ-мастер"

Море улыбок, комфортная погода, отсутствие комаров, более десяти тысяч зрителей на стартовом и финишном городках и прекрасная атмосфера с хлебом-солью для участников и сотнями автографов для болельщиков! Таким запомнится второй визит ралли-марафона «Шёлковый путь» в Алтайский край.

7 июля старт третьего этапа соревнований сезона-2024 прошел в селе Рассказиха Первомайского района.

Напомним, впервые маршрут «Шелкового пути» был проложен по территории Алтайского края летом 2021 года. Три года назад спецучасток проложили от Рассказихи в Первомайском районе до Акутихи в Быстроистокском. Не стали принципиально менять маршрут спецучастка и на этот раз.

Как отметил Александр Чернюк, член исполкома Алтайской федерации автоспорта, отвечающий за всю сибирскую часть «Шелкового пути», подготовка к старту заняла более восьми месяцев.

- Готовились планомерно с ноября 2023-го, речь идет и о маршруте ралли в целом от Томска до Улан-Батора, и конкретно о подготовке нашего, регионального этапа. К сожалению, три года назад мы не заехали в Монголию из-за ковидных ограничений, но грех было не использовать теперь те наработки в более подходящих условиях, поэтому новое появление маршрута по Алтайскому краю на карте «Шёлкового пути» абсолютно логично. Конечно же, нам очень пригодился колоссальный опыт, полученный в 2021 году, когда мы первые встречали престижные международные соревнования по автоспорту. Сейчас взяли всё лучшее из этого опыта и еще подняли планку. Болельщики в восторге, и их стало больше, участники довольны радушным приемом и условиями. Надеюсь, новый «Шёлковый путь» станет самым крутым в истории. Спасибо всем и каждому, кто помогал нам сделать такой праздник спорта!

На церемонии открытия участников, зрителей и организаторов поприветствовал губернатор региона Виктор Томенко:

- Мы всех участников, организаторов Международного ралли «Шелковый путь» встречаем не просто как гостей, а как наших давних настоящих друзей. У нас есть опыт организации и проведения таких замечательных мероприятий. Уверен, что все цели, которые перед этим проектом стоят, будут достигнуты.

Руководитель проекта ралли «Шёлковый путь» Владимир Чагин поблагодарил Виктора Петровича и правительство региона за многомесячную подготовительную работу к проведению ралли и пожелал успехов и процветания жителям региона.

- Друзья, «Шелковый путь» во второй раз оказался на гостеприимной алтайской земле, и мы не сомневались, что нас здесь встретят с добрым сердцем. Разрешите поприветствовать вас от лица всей дирекции гонки. Мы сделали всё возможное, чтобы новый «Шелковый путь» в год 15-летия своего основания был интересным и в познавательном, и в спортивном плане. Хочу поблагодарить команду губернатора Алтайского края Виктора Петровича Томенко за организацию этапа соревнований. И огромная благодарность всем зрителям, всем жителям Алтайского края! Интерес и внимание, которое оказывают участникам ралли, трудно переоценить.

Мне довелось работать три года назад на дебютном для региона этапе «Шелкового пути», и впечатления от того праздника спорта остались самые положительные. Теперь позитивные эмоции только усилились. Много уникальной техники во главе с «Синей Армадой» - так называют раллийную команду грузовиков «КАМАЗ-мастер» за их многочисленные победы на международных стартах, включая престижнейший «Дакар».

Ещё больше доброжелательных и активных зрителей, которые громко приветствовали старт каждого из гонщиков. Разнообразная развлекательная программа на сцене и обилие точек общепита на импровизированном фудкорте. В общем, было весело, шумно, часто пыльно, но без этого на ралли никуда!

Иван Нифонтов, министр спорта Алтайского края:

- Следом за «Алтайской регатой. Фестивалем Драконов» в Алтайском крае состоялось еще одно спортивное событие международного статуса, которого все ждали. Отмечу огромный интерес к проекту у жителей края. Как и многие из них, я побывал на старте этапа со своей семьей. Земляки, спасибо за теплый приём экипажей ралли и праздник, который состоялся благодаря вашим искренним эмоциям! Благодарю за поддержку проведения этапа ралли в Алтайском крае губернатора Виктора Петровича Томенко и Правительство Алтайского края.

Отметим, что общая протяженность этапа «Барнаул - Горно-Алтайск» составила 351 километр, из которых на скоростные спецучастки пришлись 133 километра. Гонка «захватила» четыре района Алтайского края: Первомайский, Топчихинский, Троицкий, и Быстроистокский. Этап финишировал в селе Акутиха, откуда караван переместился в Бийск и далее в Горно-Алтайск.

Ещё по теме. «Синяя Армада», Крош и Чебурашка. Караван ралли «Шёлковый путь» прибыл на Алтай

После финиша участники назвали этап «насыщенным и динамичным». Действительно, спортсмены преодолели и быстрые грунтовые дороги, и лесные трассы с грязью и кочками, вязкие пески и скоростные песчаные просеки. Не обошлось и без приключений.

Для лидера общего грузового зачета Сергея Вязовича гонка складывалась хорошо, пока путь не преградило упавшее на дорогу дерево. В районе 70-го километра экипаж из Минска вынужден был остановиться в лесу и покинуть кабину, чтобы освободить проезд от препятствия. Спустя пять минут компанию белорусам составил экипаж Эдуарда Николаева. Единственным вариантом не терять время для КАМАЗа было продолжить движение, постаравшись протиснуться в узком месте между массивными стволами деревьев и стоявшим на дороге МАЗом, однако Николаев дал давнему сопернику, к этому моменту расчистившему дорогу, возможность сесть в машину и поехать впереди. Джентльменское решение!

Дальше события гонки начали развиваться еще более драматично. В следующем лесном массиве экипажи должны были взять контрольную точку, свернув направо, однако гонщиков смутила натянутая между деревьями лента - дороги нет. Необдуманные действия неизвестных лиц едва не привели к трагедии - через несколько километров два 10-тонных грузовика от лобового столкновения отделили считанные сантиметры! Только многолетний опыт пилотов спас экипажи от больших неприятностей.

Видео: https://vk.com/rallykm?w=wall-46176606_45053

После завершения третьего этапа «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто» обратились к коллегии спортивных комиссаров с заявлением компенсировать потерянное не по своей вине время. По итогам напряженных и стрессовых 133 километров экипаж пятикратного победителя «Дакара» Николаева показал пятый результат с отставанием в 6 минут от Дмитрия Сотникова, Вязович финишировал с восьмым временем, проиграв почти 10 минут. Спустя несколько часов после обращения команд судьи вынесли решение: вернуть экипажу Вязовича 7 минут 38 секунд за эпизоды с деревом и лентой, экипажу Николаева компенсировали 1 минуту 4 секунды - за вынужденную остановку в лесу в эпизоде с деревом.

Что касается спортивных итогов, то по окончании третьего этапа сразу в двух зачётах ралли-марафона сменились лидеры.

Грузовики: борьба лишь накаляется

Борьба в категории грузовиков считается одной из самых непредсказуемых на ралли «Шелковый путь», и в подтверждение этого на трёх первых этапах гонки победы одерживали три разных пилота!

На первом этапе первенствовал Богдан Каримов из «КАМАЗ-мастер», второй этап остался за лидером «МАЗ-СПОРТавто» белорусом Сергеем Вязовичем, а третий выиграл камазовец Дмитрий Сотников.

Вторым, уступив партнёру по команде немногим более полутора минут, классифицирован Каримов. Третий результат показал Вязович, а на четвёртой строчке расположился руководитель и пилот «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев, выступающий на спортивном грузовике капотной компоновки. При этом квартет лидеров по итогам этапа разделили лишь пять минут.

В общем зачёте первую строчку по-прежнему удерживает Вязович, а вот его главным преследователем стал Сотников — разрыв составляет лишь 39 секунд. Николаев откатился на третью строчку, но идёт всего в трёх минутах от лидера. Кроме того, в шести минутах от лидера держатся Алексей Вишневский из «МАЗ-СПОРТавто» и ещё один камазовец Андрей Каргинов.

Богдан Каримов по итогам трёх этапов занимает шестую строчку, опережая пилотов уральского автозавода Юрия Наймана и Алексея Попова. Девятым идёт Виталий Мурылёв, а десятку лучших замыкает Сергей Куприянов, выступающий на газодизельном грузовике «КАМАЗ».

Прототипы: Рудской упрочил преимущество

В зачёте прототипов Т1 победу одержал Андрей Рудской из «НГ-Энерго», отыгравший у пилотов GAZ Raid Sport Алексея Игнатова и Александра Cемёнова восемь и девять минут соответственно. Таким образом, в генеральной классификации преимущество действующего победителя ралли «Шелковый путь» в абсолютном зачёте достигло 13 минут. Игнатов занимает вторую позицию, а идущий третьим Семёнов уступает товарищу по команде ещё 11 с половиной минут.

Мотовездеходы: семь минут между лидерами

Сергей Карякин, действующий победитель ралли «Шелковый путь» в зачёте мотовездеходов, накануне потерял много времени из-за технических проблем, но теперь снова среди лидеров этапа. Пилот Snag Racing Team одержал победу в зачёте Т3, на две секунды опередив Вячеслава Папуцкого.

Тем временем в лидерах зачёта по-прежнему Дмитрий Черкесов, который отыграл у своего главного преследователя в генеральной классификации Андрея Новикова 50 секунд. Теперь эту пару экипажей разделяют семь с небольшим минут. Тройку лидеров замыкает Роман Русинов, опережающий Анастасию Нифонтову, а Сергей Карякин после своей победы идёт пятым.

Серийные внедорожники: Митяев атакует Мельникова

Экипажу S&A Racing под управлением Андрея Сушенцова уже третий этап подряд нет равных в зачёте серийных внедорожников Т2. Второе время показал дебютант ралли «Шелковый путь» Михаил Митяев из LADA Sport ROSNEFT Raid, который на 24 секунды опередил представителя рейдовой команды «Подмосковье» Антона Мельникова. За счёт этого разрыв в борьбе Мельникова и Митяева за второе место сократился до двух с небольшим минут.

Open: Шмотьев потерял лидерство

Возглавлявший классификацию Open Алексей Шмотьев из Snag Racing Team на третьем этапе вылетел с трассы в сложном закручивающемся повороте. На первую позицию общего зачёта после этого вышел Константин Иванов из команды «Подмосковье», выигравший третий этап. На вторую строчку промежуточной классификации после трёх этапов поднялся пилот LADA Sport ROSNEFT Raid Дмитрий Воронов, который также опередил столкнувшегося с проблемами Никиту Юрковского. На его автомобиле слетел ремень генератора, что в итоге стоило экипажу получаса.

Мотоциклы: проблемы Щеглова

Смена лидера произошла и в категории мотоциклов. Из-за технических неполадок байк Ильи Щеглова время от времени глох, что стоило райдеру Doc32 порядка десяти минут и первой строчки генеральной классификации. Новым лидером стал Алексей Наумов из «Федерации свободных байкеров», у которого теперь пятиминутное преимущество над Щегловым. Ещё в четырёх минутах позади расположился монгольский пилот Мурун Пуревдорж, завоевавший победу на этапе.

В зачёте G-Moto Challenge, участники которого самостоятельно обслуживают свою технику, преимущество упрочил Иван Ли. Ему даже удалось создать небольшой задел относительно ближайших соперников — Олега Павленко и Антона Круглова, отстающих на 8 и 17 минут соответственно.

Квадроциклы: Жоу выпал из ТОП-3

Среди квадроциклистов продолжает лидировать Александр Гилемов из Sharmax Motors, который опережает райдера AMA Lipetsk Racing Team Максима Сдвижкова на 16 минут. А вот китайский райдер Жоу Хе получил пенализацию за превышение скорости и уступил место в тройке лидеров Азату Шаймухаметову.

Гранд тур в поисках нулевого километра

Участники категории «Гранд тур» 7 июля преодолели 87 километров спортивного скоростного участка, и, хотя экипажи двигаются с ограничением скорости, лёгкой прогулка не была. Во время прохождения дистанции караван экипажей попал в ливень, размывший дорогу, что создало дополнительные сложности. Эти испытания, однако, лишь добавили интриги: лидеры сменяли друг друга несколько раз за день.

После финиша спецучастка экипажи ждал квест: им предстояло найти начало Алтайской тропы — нулевой километр в Бийске. На этом месте находится памятник, выполненный в виде подковы, стоящей на трёх кольцах. Они символизируют этапы становления этой дороги: сначала это была тропа по алтайским горам, позже по ней стали передвигаться караваны с верблюдами, а в XX веке она превратилась в одну из главных артерий региона — Чуйский тракт. Всем участникам удалось разгадать загадку организаторов, и теперь экипажи готовятся к следующему этапу.

Ещё по теме. Ралли «Шёлковый путь-2024″: описание этапов день за днём

Этап „Горно-Алтайск - Кош-Агач в понедельник, 8 июня станет заключительным на российской земле, дальше гонка переместится в Монголию.

Также это финальный день этапов чемпионатов России РАФ и МФР. Он пройдет на высоте до 2500 метров, где спортивная техника потребует особой настройки. Маршрут к старту спецучастка протяжённостью 165 км пройдет по живописному Чуйскому тракту в Горном Алтае. Скоростной участок начнется на горном плато среди снежных пиков и марсианских пейзажей. Острые камни и множество горных рек на пути потребуют от каждого ювелирного пилотирования.

Вечером на бивуаке в Кош-Агаче состоится награждение победителей и призеров этапов чемпионата России по ралли-рейдам РАФ и кросс-кантри ралли МФР.

Мнения и комментарии

Дмитрий Сотников („КАМАЗ-мастер“): „Нам этот спецучасток был знаком. Первые километров 30 - раллийные, дорога широкая, можно было ехать очень быстро, и почти все повороты проходили на скорости около 100 км/ч. Трасса была бугристой, не скользкой, а концовка - убийственная: высохшая глубокая колея, в которой раньше находилась вода. Было неприятно, машина из-за бугристости дороги чаще была в воздухе, чем на земле“.

Богдан Каримов („КАМАЗ-мастер“): „Мы стартовали одиннадцатыми, почти сразу уперлись в другой экипаж - обогнать его мешала густая пыль. В одном месте мы почти подобрались, но сигнал по „Сентинелю“ не прошел - рисковать идти на обгон не стали. Дальше был грязный участок. Рабочий этап, сильное бездорожье. Очень многое зависело от настройки подвески, у нас с этим все в порядке“

Андрей Каргинов („КАМАЗ-мастер“): „Скользко. Начало было извилистым. Широкая дорога, так называемая гребёнка. Можно было ехать на максимальной скорости, но закрытые повороты очень опасные, скользкие, хоть и сухие. В лесу нельзя было расслабиться ни на секунду, поэтому я совершенно выжат, тяжеловато физически. Только на ограничении скорости отдышались. Ну, а концовка — как по кривому бетону“.

Юрий Найман (Ural Motorsport): „Мы ехали в режиме сбережения автомобиля, и трасса соответствовала нашему стилю вождения. В начале километров 50 дорожка была более раллийная, мы прямо кайфанули и неслись на полной скорости. В лесу тоже было классно, никаких острых ям, все бугры были плавными. Финиш был немножко убойным, но это всего километров пять“.

Андрей Рудской („НГ-Энерго“): „Нас немножко потрясло, мы немножко потренировались в раллийной езде. Не всем удалось правильно преодолеть эти повороты. Нас тоже выбросило в одном скользком месте. В целом всё хорошо. Разогрели подвеску немножко — пришлось сбавить темп. Половина спецучастка была очень боевой“.

Роман Русинов: „Очень крутой спецучасток сегодня. Первая часть была очень быстрой, где все ехали практически в полный газ, как в классическом ралли — быстрые дуги, широкие гравийные дороги. После чего в середине была очень сложная часть, больше трейл, где просто езда по бездорожью, в оврагах с огромным количеством деревьев. Песочный грунт, много ям — напоминает немного Астрахань. А под конец опять была быстрая часть, мне очень понравилось. Мы ехали достаточно спокойно, потому что стараемся доехать до финиша без неполадок. Это — ключ к успеху“.

Андрей Сушенцов (S&A Racing): „Было много кочек — особенно в конце. В начале порядка 50 километров был довольно раллийный отрезок, а я раллийный пилот в прошлом, так что мы спокойно ехали. Главная задача — машину сохранить и ехать надёжно. Допускаю, что мы проиграли немного времени, но мы на финише. Думаю, преимущество, которое у нас было на первом-втором этапах, позволит сохранить позицию“.

Михаил Митяев (LADA Sport ROSNEFT Raid): „Очень интересный спецучасток, он мне очень понравился — спасибо организаторам и, конечно же, всем зрителям. Я уже давным-давно не видел их в таком количестве. Нас везде встречают, провожают, поддерживают на маршруте — это очень приятно. Впереди длинный лиазон, нужно вернуть машину в сервис“.

Олег Павленко (Oleg Pavlenko MMK): „Начинаются настоящие марафонские трассы, где нужно быть и быстрым, и аккуратным, и в навигации не путаться. Вот я, например, сейчас скорость превысил, опомнился не сразу, а в ралли нужно быть внимательным. Сначала была классическая раллийная трасса — скорость, повороты, мы разгонялись, тормозили, разгонялись. Потом трасса зашла в лес, и началось эндуро, классическая кросс-кантри трасса, по которой мы ехали до финиша — кочки, тамплины, песок, повороты, пыль. Очень рабочая трасса, требует сил и умения пилотировать“.

Алексей Зверев («Русская механика»): «Спецучасток разнообразный, очень понравился. Сначала были ходовые дорожки с поворотами, то есть нужно держать траекторию, чтобы сохранять максимальную скорость. А дальше началось моё любимое — лес с кочками. Приходилось ехать в кроссовой посадке, я прямо кайфанул. В конце опять пошли прямички для расслабления — немножко отдохнул, выдохнул. На трассе очень много зрителей, поддержка которых даёт энергию».

СПРАВКА

Генеральными партнерами соревнования выступают ПАО «ГАЗПРОМ» и Федерация автомобильного и мотоциклетного спорта Китая (КАМФ), официальным партнером является «Газпромбанк». Кроме того, оказывают поддержку: автомобильные заводы КАМАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ, технический партнер - компания «Русская механика», страховой партнер - компания «Согласие», авиационные партнеры - компании «Газпром Авиа» и «Волга-Днепр».

Генеральный информационный партнер ралли - РИА Новости Спорт медиагруппы «Россия сегодня». Информационную поддержку продолжают оказывать федеральные телеканалы Россия 24, НТВ, МАТЧ ТВ, Телеканал 360, и мультимедийный информационный центр «Известия» (в холдинг входят телеканалы РЕН ТВ, «Пятый канал» и сайт IZ.RU). В этом году к поддержке Проекта присоединились новые медиа-ресурсы «Триколор Спорт» и телеканал «Спортивный", а также - карты, справочник и навигатор «2ГИС».

Подготовил Александр Чёрный с использованием материалов пресс-центра ралли «Шёлковый путь» и команды «КАМАЗ-мастер».