Президент озвучил спортивные задачи
6 ноября президент Российской Федерации Владимир Путин провёл в своей резиденции в Ново-Огарево первое после реорганизации заседание президентского Совета по развитию физической культуры и спорта РФ. Агентство спортивной информации «Весь спорт» опубликовало вступительное слово Владимира Путина, подготовленное пресс-службой Кремля, без купюр.
Среди основных задач, стоящих перед спортивной отраслью, он назвал подготовку спортивного резерва, строительство спортивных баз, решение вопросов по тренерским кадрам, развитие спортивной науки и пропаганду массового спорта.
Владимир Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Заседание нашего Совета посвящено подготовке национальных сборных команд к крупнейшим международным соревнованиям.
Мы с вами хорошо понимаем, все хотим, чтобы у России были большие, яркие спортивные победы. Такие события нужны для поддержания силы духа и патриотических чувств наших граждан, для укрепления престижа страны за рубежом и, главное, для продвижения ценностей активного, здорового образа жизни, чтобы спорт стал выбором миллионов наших граждан, прежде всего, конечно, молодых людей.
Поэтому сейчас, когда начался очередной олимпийский цикл, мы должны чётко определить приоритеты и логику наших действий. Но прежде всего надо всесторонне проанализировать результаты прошедших летом Олимпийских и Паралимпийских игр. Итоги Лондона должны стать для нас своего рода руководством к действию, надо посмотреть и ещё раз проанализировать, как выступили спортсмены, как шла подготовка и как это отразилось на результатах.
Все мы знаем, что спортивные победы достигаются в ходе длительной и напряжённой работы. И насколько эффективно, качественно она проводится, показывают сами соревнования, результаты этих соревнований. Игры 2012 года не стали исключением. Мы увидели, как работают федерации, как работают регионы, где подготовка прошла на отлично, где не дотянули немного, а где она была явно неудовлетворительной.
Конкуренция в мировом спорте, мы с вами это тоже хорошо знаем, с каждым годом становится жёстче. Сегодня, по сути, соревнуются не только спортсмены и тренерские школы. В битве за пьедестал участвуют все, кто готовит атлетов: управленческий персонал, педагоги, ученые, медицинские работники. И лидером становится тот, кто сумел задействовать весь арсенал современных средств и возможностей, кто грамотно обеспечил каждый этап на пути к победе.
Согласно планам спортивных федераций и минспорта, из 37 олимпийских видов российские спортсмены способны выиграть золотые медали в двадцати, но в Лондоне эти высшие, самые высокие ожидания не были подтверждены. И сейчас крайне важно принять меры, которые помогут нашим спортсменам добиваться успеха и достойно представлять Россию на мировых спортивных аренах.
Одна из основных задач - подготовка спортивного резерва. Этот вопрос тесно увязан с общей физической подготовкой детей, подростков, молодежи. Здесь за последние годы кое-что сделано: растет число стадионов, бассейнов, десятки спортивных площадок, кружков. Но для большинства детей (я хочу это подчеркнуть, именно для большинства) занятия спортом все еще остаются малодоступными. Конечно, это не отраслевая, а общенациональная проблема. Однако убежден, она решалась бы значительно быстрее при более активной, заинтересованной и наступательной позиции и минспорта, и минобразования. Нам нужно выстроить комплексную систему, которая бы прежде всего способствовала развитию спортивных навыков у детей, позволяла с раннего возраста выявлять среди них талантливых и перспективных спортсменов, начиная с дошкольных учреждений, где сегодня практически не проводятся занятия по физической культуре.
Не намного лучше дела и в школах. Мы ввели дополнительный урок физкультуры, но программа обучения фактически осталась прежней. Еще встречается формальный подход, который мало повлиял на решение проблемы широкого вовлечения детей в занятия физической культурой и спортом, а значит, притормозил выбор ими того или иного вида спорта, которым они могли бы заниматься и добиваться успехов впоследствии. Очевидно, что такое положение нужно менять. На качественно иной уровень необходимо вывести и студенческий спорт (я об этом говорил уже неоднократно). Я прошу министра образования доложить сегодня, как исполняются эти решения.
Теперь о спортивных образовательных учреждениях. В России сегодня 52 училища олимпийского резерва, 984 специализированных спортивных школы олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ - 3 831. В общей сложности в них учатся свыше трёх миллионов 100 тысяч ребят, но могло бы заниматься и больше. Специализированных школ по сравнению с 2007 годом стало на 317 меньше. Такая негативная тенденция, конечно, никого не может устраивать. Подчеркну, образовательные учреждения, нацеленные на подготовку олимпийского резерва, должны иметь одного хозяина (тоже об этом уже говорил неоднократно), в полной мере отвечающего за их материальную обеспеченность и качество работы. Поэтому нужно завершить переход специализированных школ в ведение министерства спорта. Мы ведь уже говорили об этом, и люди с мест тоже неоднократно к этому обращались. Да, у системы общего образования самое главное - воспитание многогранно развитой личности, а это же все-таки особенные учебные заведения, здесь должен быть сделан упор на спорт, на подготовку тех людей, которые могут добиваться выдающихся результатов в будущем. Сюда же следует передать и училища олимпийского резерва. Следует также продумать формат участия Министерства в деятельности юношеских спортивных школ.
Следующий вопрос - состояние и оснащенность спортивных баз, на которых проходит подготовка спортсменов. Вы знаете, здесь уже не кое-что, здесь многое сделано за последнее время, вводятся новые современные объекты, сам видел, принимал участие когда-то в их планировании, следил за тем, как они строятся. Министерство спорта здесь поработало неплохо, это правда. Но все-таки надо признать: таких спортивных объектов пока не хватает, и многие атлеты все еще вынуждены тренироваться за рубежом.
Сложно проходит подготовка к играм и у паралимпийцев. Пловцы и легкоатлеты, которые разыгрывают 318 комплектов медалей из 503, были вынуждены искать время для занятий. Это было непросто для них, потому что все тренировочные объекты были заняты основными сборными.
Наша задача - построить к 2015 году достаточное количество тренировочных центров, в том числе и в условиях среднегорья, оснастить центры самым современным оборудованием и инвентарем. Я прошу министра спорта рассказать сегодня, как продвигается эта работа. Знаю, что планы есть, необходимые средства выделяются, работа идет. Как она идет?
По-прежнему острым остается вопрос тренерских кадров. Число именитых тренерских школ постоянно снижается. В составах команд и на должностях главных наставников национальных сборных мы все чаще и чаще видим легионеров. Приглашенные иностранные специалисты - это нормальная, полезная практика, она применяется, собственно говоря, во всем мире. Плохо, когда во главу угла ставится локальная задача - выиграть здесь и сейчас, когда не налажена передача зарубежного опыта и технологий российским специалистам. В некоторых странах, например, контрактом специально оговорено (контрактом, на основе которого приглашается иностранный специалист) обязательство приглашенного иностранного тренера работать с местными специалистами, готовить как спортсменов, так и наставников. Думаю, это правильно, абсолютно здравый системный подход. Обязательно нам нужно к этому переходить там, где этого нет. Где-то и у нас это применяется, но далеко не везде.
У нас ежегодно выпускается около 9 тысяч квалифицированных специалистов в сфере спорта. И по статистике процент их трудоустройства хороший - свыше 80 процентов. Но нужно признать, что рынок труда в области физкультуры и спорта сейчас не привлекателен. Спрос только на отрасли, которые могут зарабатывать. Но к ним не относятся ни детские спортивные школы, ни муниципальные секции, ни даже наука. По сути, то, что работает на перспективу, - это не входит в число привлекательных сфер деятельности, не входит то, что закладывает основы будущих побед.
Хотел бы сегодня также услышать, как обеспечить приток талантливых кадров, как заинтересовать авторитетных наставников трудиться на родине и воспитывать новые поколения тренеров.
Еще одна тема - развитие спортивной науки. В этой сфере у нас решены лишь первоочередные вопросы медикобиологического обеспечения спортсменов. Слава богу, конечно, что и эти шаги сделаны. Но все-таки еще здесь многое нужно предпринять для того, чтобы быть на самом высоком, требуемом сегодня уровне. Соответствующая программа реализуется в целом неплохо и продлена до 2015 года.
Многие атлеты и тренеры предлагают возродить сеть врачебно-физкультурных диспансеров в регионах. Сам когда-то в таком обслуживался и лечился. Их услугами могли бы воспользоваться не только члены сборных, но и юные спортсмены, но главное, там традиционно работали квалифицированные специалисты в области спортивной медицины. Очень, на мой взгляд, востребованные учреждения.
Знаю, что звучат предложения и о создании национального центра спортивной медицины. Тоже предложение здравое, вполне можно обсудить и реализовать.
Нужно проанализировать и положение дел в сфере научных исследований. Их результаты напрямую связаны с совершенствованием методики подготовки спортсменов, а также с развитием спортивных технологий, что особенно важно для паралимпийцев. Мы с Владимиром Петровичем Лукиным, уполномоченным по правам человека в России, президентом Паралимпийского комитета России, уже говорили на этот счет, он тоже так считает, это очевидные вещи. Мы здесь, к сожалению, пока отстаем, в том числе и по причине недостаточного финансирования этих направлений. Но полагаться здесь только на бюджетные средства было бы, конечно неправильно. Надо задействовать систему частно-государственного партнерства, обеспечить поддержку организаций, которые занимаются такими исследованиями, часто на общественных началах, по собственной инициативе.
И в заключение о вопросах, которые мы поднимаем практически на всех совещаниях по развитию спорта. Речь об активной пропаганде физической культуры и спорта, о роли средств массовой информации в этой важнейшей работе. Время идет, но кардинальных изменений здесь по-прежнему тоже нет. Эксперты считают, что более 80 процентов всех журналистских материалов посвящены репортажам напрямую с соревнований. Конечно, граждане следят прежде всего за этим. Тем не менее есть другие не менее важные вопросы, например, развитие массового спорта. Это практически не освещается, если только напрямую не попросить. Иногда объявляются федеральные или региональные конкурсы на лучшие журналистские работы, но целостной системы здесь по-прежнему не сложилось.
На федеральных каналах просветительских программ и проектов на тему спорта явно не хватает. Понимаю, что эта тема требует большой работы, творчества, творческого подхода. Скучный подход, разумеется, здесь никому не нужен: ни зрителям, ни рейтингам каналов. Но в том-то и состоит наша задача - создавать интересные, востребованные и нужные программы.
Сейчас обсуждается, я знаю, на ВГТРК возможность создания нового круглосуточного спортивного канала, который может быть включен в следующий мультиплекс. Если генеральный директор Всероссийской государственной телерадиокомпании Олег Добродеев здесь - расскажет, если нет, то потом попрошу его доложить отдельно. Вообще тема пропаганды спорта и спортивного образа жизни приоритетна, конечно, и для нашего Совета. Я предлагаю отдельно рассмотреть этот вопрос на одном из наших заседаний.
Кроме того, хочу вас проинформировать, что с этого года Совет по спорту, как и другие консультативные органы, будет работать в новом формате. В частности, в рамках Совета создается пять межведомственных комиссий и три рабочих группы по разным направлениям. Это позволит более глубоко обсуждать и решать проблемные вопросы, активнее привлекать к этой работе профессионалов, экспертов, общественные объединения.
На этом я бы хотел свой монолог закончить. Благодарю вас за внимание.