Куда ветер дует: барнаульские воздухоплаватели впервые стали участниками соревнований
Иван и Наталья Ярцевы полётами на воздушных шарах увлеклись больше десяти лет назад. Но не так давно они поняли, что подниматься в небо можно не только ради любования красотами и катания других людей, но и со спортивной целью.
Результат хороший
Соревнования под названием «Открытый чемпионат Тульской области по спортивному воздухоплаванию» проходил, как легко догадаться, в Туле. Занял он пять дней, и почти каждый из них, если позволяла погода, участники дважды, утром и вечером, поднимались в небо, выполняя судейские задания.
— Они были разные. Например, надо было пролететь над определенной точкой, отмеченной на земле большим крестом, и скинуть сверху маркер в виде мешочка с песком. Чем ближе к центру он приземлится, тем больше очков получишь. Вот, исходя из направления ветра, и корректируешь свой полет, чтобы пройти к участку как можно ближе, — рассказывает Иван.
В экипаже два человека — пилот и штурман, который контролирует показания приборов, скорость и высоту. Ну, а внизу за шаром следует машина подбора — так называют автомобиль, который после приземления заберет экипаж и инвентарь, ведь, как правило, садится аэростат не там, где стартовал.
— Пилоту тяжелее, чем штурману, ему надо принять решение, как стартовать, каким маршрутом пройти, где и как сесть, — считает Наталья Ярцева.
На соревнованиях в Туле Иван был пилотом, Наталья — штурманом, хотя она и сама имеет право управлять шаром. Из города самоваров, кстати, она отправилась в Подмосковный Клин на чемпионат страны среди женщин, стала штурманом в экипаже пилотессы из Кунгура. В следующий раз она планирует там уже быть пилотом.
В Туле семья Ярцевых заняла шестое место, пропустив вперед только кандидатов в мастера спорта и мастеров. В Клину экипаж девушек был четвертым — но на женских соревнованиях и участниц меньше, а значит, и конкуренция ниже.
— Результатом мы довольны, да нам и другие сказали, что хорошо летаем, — улыбается Иван.
Кстати, результат даёт право подать документы на присвоение второго спортивного разряда. Ну, а чтобы попытаться стать кандидатом в мастера спорта, надо успешно выступить на чемпионате России.
Пройдет он в Великих Луках, но в этом году Ярцевы туда не поедут, да и вообще пока решили, что через год точно поедут в Тулу. А вот будут ли еще старты, пока не ясно. Проблема в том, что ближайшие воздухоплавательные соревнования проходят на Урале, остальные — в центральной части России. Добираться туда сложно. В Туле в этом году повезло, организаторы дали барнаульцам аэростат, так что не пришлось ехать туда со своим самоваром, в смысле с шаром.
— Конечно, шары бывают разные, но нам дали такой же, как у нас, идентичный по объему, 2500 кубометров, с однофазной горелкой, которую мы здесь и используем, — рассказывает Иван. — У нас обычный классический шар, а еще есть спортивные, они более вытянутые, развивают большую вертикальную скорость. Например, спортивный спускается со скоростью восемь метров в секунду, обычный — четыре-пять. Но все соревнуются одним зачетом, так что хочешь результат — развивай мастерство и свою материально-техническую базу.
Для себя и других
Вообще, соревновательным воздухоплаванием Ярцевы увлеклись не так давно. Больше десяти лет летали для души — своей и желающих попробовать подняться в небо.
— И даже не думали, что можно ставить другие цели, - признаётся Иван. — Обычно летаешь, смотришь по сторонам, на красоту, а тут вообще на нее внимания не обращаешь, следишь за приборами и выполнением задачи. И это зацепило, оказалось гораздо интереснее.
Воздушным шаром первым в семье Ярцевых увлекся Иван. Но, как часто бывает, заинтересовался да и забыл об этом. Но супруга не позволила мечте умереть.
— Мы впервые сами поднялись в воздух пассажирами в Омске. Поняли, что нам это интересно, тогда начали учиться и заказали шар, — вспоминает Наталья.
Сначала на обучение в Великие Луки поехал Иван. Медицинская комиссия, теоретический тест в Росавиации, несколько часов налета, практический экзамен — и после всех испытаний Ярцев получил удостоверение пилота свободного аэростата. Вскоре обладателем такого документа стала и Наталья.
Иван, получив удостоверение, самостоятельно поднялся в небо в Калманском районе. В основном сейчас Ярцевы там и летают, уже не только для себя, а катают других.
— Полеты на шарах пользуются спросом на годовщины свадеб или других событий, заказывают люди, которые хотят сделать предложение руки и сердца или просто провести романтическое свидание в необычной обстановке, — рассказывает Наталья. — Не скажу, что у нас очередь, но некоторые даты на лето у нас уже забронированы. Сейчас начнется туристический сезон, люди потянутся.
Ещё Ярцевы летают под Белокурихой, а в Барнауле их можно увидеть в районе рынка ВДНХ — там они устраивают так называемые привязные подъемы, когда шар поднимается на несколько метров и возвращается в ту же точку. В основном занимаются этим зимой, когда на длительные заказные полеты не сезон.
Капризы погоды
Шары для Ярцевых изготавливали в Москве, сейчас у семьи их два, одинаковые по характеристике, различаются только цветом.
Оболочка шара выполнена из специального материала — тафетта, он пропитан особым силиконом для уменьшения пропускной способности воздуха. Корзина изготовлена из ротанга. Вес собранного аэростата — 270 кг. В собранном виде эта махина уменьшается в обычный автоприцеп, чтобы привести снаряжение в боевую готовность, нужно минут 20. Ещё в обязательном порядке нужно уведомить о предстоящем полете авиационный центр в Новосибирске и перед подъемом в воздух сделать звонок в местный аэропорт.
Ну, а начинается полет с изучения погоды, главным образом, направления ветра. Его идеальная скорость — четыре-пять метров в секунду. Штиль — плохо, более сильный — опасно.
Вверх шар поднимается за счет теплого воздуха, подогреваемого газовой горелкой. Летит туда, куда дует ветер, пилот может только менять высоту, находя нужное направление потока воздуха. Из-за этого не всегда возможно предугадать, где конкретно аэростат сядет, потому что, как говорит Иван, иной раз на 1500 метров поднимешься — а ветер в одну сторону. И в противоположную шар никак не полетит.
Мешки с песком вниз тоже сейчас никто не скидывает. Раньше так делали для потери нагрузки при посадке — если скорость была большой, скидывали балласт, своего рода тормоз. Сейчас вместо этого пилот регулирует клапан газовой горелки.
— Часто нас просят прилететь на свадьбу в назначенное время и в определенную точку, как на вертолете, зависнуть в воздухе, но сделать это нереально, — объясняет Иван. — Трудно организовать и привязной полет где-нибудь рядом с рестораном, так как нужна свободная площадка минимум 70 на 70 метров.
Летом подниматься в небо на шаре можно только в течение двух часов после восхода солнца и за два часа до заката. Днем солнце слишком прогревает землю, и аэростат становится неуправляемым. Из-за капризов природы не всегда можно предсказать и скорость с расстоянием. Однажды Ярцевы летели час, и за это время пролетели два километра. А бывает и пару десятков можно преодолеть за 40 минут.
Сейчас в Алтайском крае Ярцевы одни такие, да и вообще в Сибири воздухоплавателей немного. Некоторые начинали одновременно с ними, получили пилотные удостоверения, но забросили — это и сложно организационно, и дорого, шар обойдется в два с лишним миллиона рублей. Тем не менее, супруги зарегистрировали краевую федерацию спортивного воздухоплавания, надеясь найти единомышленников.
Ярослав Махначев, «Вечерний Барнаул»