Футбол в Барнауле. 1940 год. Исследование Валерия Лямкина
Чтобы иметь представление о том времени, пришлось ознакомиться с сотнями архивных документов 1939—1941 годов. В Барнауле тогда проживали 150 тысяч человек, что в пять раз меньше нынешнего. Город был небольшим, но компактным, раскинувшись на левом берегу Оби от его нагорной части до железнодорожной выемки, с юга на север. И от Оби с востока, на запад до поселков Осипенко и Булыгина. Крупных промышленных предприятий, кроме меланжевого комбината, еще не было. Но были более мелкие: вагоноремонтный завод, пимокатный цех имени Горького, канифольно-скипидарный, мясокомбинат, хлебокомбинат, чугунолитейный им. газеты «Правда», маслозавод, мастерские и многочисленные артели.
Нападением Германии на Польшу в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. В Барнауле вступило в действие постановление Совнаркома СССР «О мерах по упорядочению трудовой дисциплины». Пункт 2 разъяснения к данному постановлению гласил: «Рабочие и служащие, которые без уважительных причин явились на работу с опозданием более чем на 20 мин., к работе не допускаются, считаются прогульщиками и подлежат немедленному увольнению». Укрыватели прогульщиков привлекались к уголовной ответственности по статье 109 УК, за злоупотребление по службе.
А что же учащиеся? «За самовольный уход из железнодорожного училища и прогулы 15-летний К. Лобачев приговорен к одному году лишения свободы с отбытием срока в трудовой колонии». Интересно, сколько же в нынешнее время у нас таких Лобачевых, что гуляют мимо школы, прогуливают уроки физкультуры, а затем штурмуют учителей вместе с возмущенными родителями, чтобы им поставили хорошие оценки? Я ни в коем случае не агитирую за крайние меры, но все-таки - почувствуйте разницу между эпохами: сейчас - просто карнавальный разгуляй!
Видимо, поэтому в предвоенный период времени такие военизированные спортивные общества, как «Локомотив» и «Динамо» более всего были поставлены в жесткие рамки: их футболисты уже фактически не отпускались на спортивные соревнования в 1940 году, как годом ранее. Был случай в начале футбольного сезона, 10 мая 1940 года, когда динамовцы смогли собрать команду на матч с «Локомотивом» только к его началу и поэтому отказались участвовать в предматчевой эстафете. Матч они выиграли - 2:0, но все равно получили «баранку» за нарушение регламента соревнований. Понятно, что обиделись, и уже не столь ответственно подходили к ним в дальнейшем.
К тому же у динамовцев ощущались серьезные затруднения с комплектованием команды: в «Красное знамя» вернулись ключевые игроки Григорий Ворожейкин и Владимир Пучинин. Из «Локомотива» в армию был призван вратарь Петр Мельников, который стал играть за гарнизонную команду: 234-й стрелковый полк вошел в состав 630-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии, вновь сформированной в Барнауле. Эта команда стала считаться лучшей в окружных соревнованиях, а Мельников - ее главным лидером.
А дыхание войны становилось все ближе, так как началась она для СССР с Финляндией в январе 1940 года. В Барнауле наблюдаются очереди у хлебных магазинов, хотя выпечка хлеба в январе по сравнению с декабрем увеличилась до 108 тонн в сутки. Возникновение очередей объясняется слухами о грядущем бесхлебье из-за этой войны. Хлеб запасают впрок и для спекуляции в тех районах города, где его не хватает.
Жители Барнаула собирают первые посылки для бойцов действующей Красной Армии. Ученица второго класса Маргарита Руднева отдала на подарки свою копилку, в которой оказалось 25 руб. 20 коп. В Барнаул прибыли 100 семей бывших безработных Западной Украины и Западной Белоруссии, завербованные для работы на чугунолитейном заводе, текстильстрое, пимокатном заводе.
Трудящиеся предприятий города на митингах поддержали обращение ВЦСПС, призывающее к переходу на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю для укрепления обороноспособности страны. В июне горсовет принял решение о начале рабочего дня (повсеместно) с 8 час. утра и окончании в 4 час. 30 мин. дня с перерывом на обед - 30 мин. Категорически запрещается самовольный уход с работы. Все нарушители предстают перед судом и приговариваются к 2−3 месяцам принудительных работ, некоторые к 3 месяцам тюремного заключения. Так сторож краевого управления связи Рудаков, уснувший на посту, осужден на 4 месяца исправительно-трудовых работ. Сейчас в ночное время, после просмотра телевизионных программ, думаю, большинство сторожей ложатся спать, и зарплату получают без вычетов.
Выбор газет в городе весьма ограничен. «Союзпечать» не занимается распространением газет на базаре, вокзале и других многолюдных местах. Поэтому в Барнауле развита спекуляция газетами. На базаре газеты рвут пополам и продают по 15−20 и даже по 30 коп.
Барнаульское геопланбюро работает над проектом строительства стадиона «Спартак» в нагорной части на месте бывшего кладбища. Планировалось, что это будет самый большой стадион в крае. Однако вскоре война помешала задуманному грандиозному плану. Тем не менее, была закончена реконструкция стадиона БМК «Красное знамя», и к 1941 году - стадиона «Динамо» на 2000 посадочных мест, футбольное поле там стало стандартных размеров. Но в 1940 году стадион «Динамо» еще капитально ремонтируется, и динамовцы вынуждены тренироваться и играть на других стадионах города.
То, что барнаульское «Динамо» уже не столь грозный соперник, стало понятно после его очередного матча в весеннем первенстве Барнаула 24 мая с футболистами «Буревестника». Динамовцы не выдержали «стремительности и напористости» противника, и неожиданно уступили - 1:2. А дальше их ждали еще более сложные и ответственные игры на первенство ЦС «Динамо» в Сибирской зоне с одноклубниками Омска, Новосибирска и Красноярска. Стартовый матч с омичами был разгромно проигран на своем поле - 0:3.
Газета «Сталинская смена» так описывает тот матч. «30 июня на стадионе „Динамо“ встретились динамовцы Омска и Барнаула. На матч собралось огромное количество зрителей. 8 часов вечера. С первого удара преимущество явно было на стороне гостей. Спокойствие, четкая сыгранность и точная пасовка отличали омичей. Положение то и дело спасают энергично игравшие защитники Пушкин и Аргудяев. Гости усиливают атаку. Центрфорвард Додонов завладел мячом, с двадцати метров передал его правому краю Шкерсту, и тот точно бьет - 0:1.
Снова и снова разыгрываются интересные комбинации. Барнаульцы все время пытаются отыграться, но безуспешно - тайм окончен. В начале второго тайма мячом завладели снова хозяева, но затем омичи отняли у них инициативу. Левый инсайд Омска Поляков с тридцати метров бьет штрафной и мяч беспрепятственно проходит в ворота над головой барнаульского вратаря Ефимова. В конце игры все тот же Поляков проводит второй штрафной - 0:3. Газета „Алтайская правда“ пишет: „Шустов несколько раз „мажет“, „заводится“, другие бьют слабо“. У динамовцев Барнаула нет хорошего вратаря. На 18-й минуте второго тайма Ефимов пропускает явно „слабый“ мяч почти с центра, на 39-й - второй со штрафного удара…»
О матче с новосибирцами отчета нет, и даже нет сведений об его месте проведения, но точно известно, что он тоже был проигран. Зато есть отчеты в обеих алтайских газетах о домашнем матче с красноярцами. «Матч 14 июля представлял большой интерес. Как известно, в игре с омичами наши потерпели поражение, проиграв затем и новосибирцам (вот оно и документальное подтверждение проигрыша! — Прим.В.Л.).
Красноярцы оказались сравнительно слабым противником (хотя же выиграли в Омске - 1:0! — Прим. В.Л.). Барнаульцы, вышедшие на поле в ослабленном составе, быстро завладели инициативой… До конца первого тайма оставалось две минуты, Пушкин обводит двух игроков и сильным ударом с центра подает мяч к воротам гостей. Хломенок принимает его и точным ударом посылает в ворота - 1:0.
Во втором тайме нападение у красноярцев было более энергичным, чем у барнаульцев. Однако на десятой минуте Красивскому удалось прорвать защиту и с двух ударов забить еще один гол. Вскоре гости усилили атаку и провели мяч в ворота хозяев - 2:1… Барнаульцам еще раз надлежит встретиться с командами Новосибирска и Омска во втором круге».
Почему только с ними, не совсем понятно: а как же игра в Красноярске? Известен еще один результат матча 30 июня в Новосибирске, где местные динамовцы разгромили красноярцев со счетом 5:1. Затем красноярцы 7 июля выиграли в Омске - 1:0, а барнаульцы проиграли 2:3 в Новосибирске. Причем, решающий гол забил защитник новосибирцев Г. Шевченко, бывший наш динамовец. На тот период времени это была очень сильная команда. В 1939 году она в Кубке РСФСР выиграла у новосибирских команд, а в финале зоны у динамовцев Иркутска - 5:2, дошла до матча в Иваново, где проиграла - 2:3.
В 1940 году в барнаульском футболе на первый план вышли меланжисты. Их команда «Красное знамя» вновь представляет собой в крае грозную силу. Однако общий уровень мастерства их футболистов, очевидно, что невысок. Так самый престижный по значимости матч на Кубок РСФСР на стадионе «Красное знамя», 14 июля, хозяевами поля был проигран новосибирскому «Локомотиву» по всем статьям - 1:11. Здесь и комментировать нечего: слишком разным оказался класс игры у команд. А ведь это играла лучшая команда Барнаула. Какие же тогда были остальные?
Выйдя на первое место в городе, команда «Красное знамя» включилась в розыгрыш Кубка края. Уже после первой игры в Рубцовске, которую меланжисты с трудом выиграли у местного «Локомотива» - 4:3, в газете «Алтайский текстильщик» появилось письмо от футболистов.
«Следует отметить, что совет нашего спортобщества недостаточно серьезно отнесся к организации этого первого выезда. Председатель спортобщества тов. Ваганов не обеспечил команду билетами на проезд. Его, видимо, не очень-то беспокоило то, что в случае опоздания команды, ей будет засчитано поражение. Не все гладко прошло и с освобождением футболистов от работы на время поездки. Футболисту электро-отдела тов. Алексееву сообщили, что он освобождается на 2 дня с сохранением зарплаты, а когда он вернулся, то оказалось, что ему зачли «прогул по уважительной причине! Надеемся, что совет спортобщества и администрация комбината учтут наши замечания».
Надо сказать, что к середине лета 1940 года стратегия краевых газет полностью поменялась. Если до этого там можно было прочесть подборку спортивной информации, то затем - очень редко. Акцент сместился в сторону политических событий. Это и понятно: войска Красной Армии к тому времени начали активные действия в Прибалтике, заняли территории Литвы, Латвии и Эстонии, а к августу - Бессарабию и Северную Буковину. Дыхание второй мировой войны становилось все ближе.
Очень ценной оказалась информация в газете «Алтайский текстильщик» в последний день лета 1940 года. Вот полный текст этой заметки. «Закончился розыгрыш Кубка Алтайского края, вручаемого ежегодно лучшей футбольной команде. В розыгрыше участвовали 16 лучших футбольных команд края. Победителями, как и в розыгрыше весеннего первенства города по футболу, вышли футболисты нашего комбината - команда спортобщества «Красное знамя».
Выиграв матчи у ряда футбольных команд края, наши футболисты встретились в финале с одной из сильнейших футбольных команд СибВО, выигравшей у футболистов спортобществ «Локомотив» и «Динамо» (Барнаул). Финальная встреча закончилась победой команды спортобщества «Красное знамя» со счетом 2:1. Состав нашей футбольной команды: вратарь - Г. Машенкин, защита - В. Казаринов, М. Алексеев, полузащита - В. Пучинин, Ф. Бобров, С. Бажин, нападение - Г. Ворожейкин, Б. Шерстнев (капитан команды), В. Тюрин, В. Коснырев, Г. Терентьев…»
Есть ещё и короткие сообщения в «Алтайской правде». «Осенний розыгрыш» по футболу в Барнауле начнется 8 сентября на стадионе «Динамо». Перед первым матчем состоится вручение кубка и грамоты победителю краевого розыгрыша - команде спортобщества «Красное знамя».
«В конце сентября в Барнауле закончился городской розыгрыш осеннего первенства по футболу. Победительницей вышла команда спортивного общества «Красное знамя». На втором месте «Локомотив Востока».
Прошлогодние победители Урало-Сибирской зоны динамовских команд - динамовцы Барнаула, понесшие большие потери в своем составе, в 1940 году на чемпионское звание ни в одном турнире не претендовали. Победители Сибирской зоны 1940 года динамовских команд - новосибирцы, встретились с владивостокскими динамовцами, выигравшими стыковой матч в Иркутске у местных динамовцев. Упорный матч в Новосибирске принес победу хозяевам поля - 3:2. Они и вышли в финальный турнир ЦС «Динамо» в Воронеже. Пять команд там играли в один круг. Первое место заняли динамовцы Москвы (клубная), второе - Краснодара, третье - Новосибирска, четвертое - Иваново, пятое - Ташкента.
Однако, в ивановской газете «Рабочий край» за 2 октября 1940 года написано, что «на третьем месте - Иваново». Здесь, видимо, взыграл пресловутый местный патриотизм. Но документальных подтверждений этому успеху у ивановцев нет. Известны также два результата с участием краснодарских динамовцев: они выиграли у ташкентцев - 4:1, а у москвичей - 6:1, что говорит о примерном равенстве сил лидеров турнира.
По воспоминаниям краснодарского динамовца Ивана Комарова в книге «История кубанского футбола» (1997 г.) динамовцы Краснодара в Воронеже обыграли всех, кроме новосибирцев, где «споткнулись на них - 2:3». Набрали по шесть очков с москвичами, и в переигровке с ними, за первое место - «проиграли по дождю, и заняли второе место». По всему выходит, что сибирский представитель - новосибирское «Динамо» достойно смотрелось среди сильнейших коллективов этого ведущего в стране спортивного общества.
Валерий ЛЯМКИН.