Бело-голубая кровь

Бело-голубая кровь Бело-голубая кровь

На Алтае футбольные фанаты болеют только за команды общества «Динамо»

Не важно, из какого города будет «Динамо» - Барнаула, Москвы, Брянска или Минска. Молодые люди из Барнаула несколько лет назад решили поддерживать самый старый и, пожалуй, самый прославленный спортивный бренд России.

Последний выезд местного фан-движения, объединившегося под бело-голубыми флагами «Динамо», пришёлся на Новосибирск. В 25-градусный мороз барнаульцы активно поддерживали столичное «Динамо», игравшее в хоккей с мячом против «Сибсельмаша». Когда мой знакомый узнал об этой акции, он поёжился: «Да они экстремалы! Их там не побили? За „Сибсельмаш“ ведь болеют бывшие борцы Новосибирской области и многие из тех, кого в народе называют „крутыми“.

С этого вопроса и начался наш разговор с Михаилом Рапопортом и Алексеем Нуждиным. Первый, известный в футбольных кругах России под именем Рапоня, в середине 80-х годов стоял у истоков фанатского движения в Барнауле. „Западносибирские динамитчики“ исколесили полстраны, поддерживая барнаульское „Динамо“ и устраивая невиданные для обычного болельщика красочные шоу на трибунах. Несколько лет назад Рапоня перестал ходить на барнаульский стадион, выразив таким образом протест против политики руководства футбольного клуба „Динамо“ (Барнаул). Вместе с ним с трибун ушла вся старая гвардия, которую знали и ценили не только другие болельщики, но и сами футболисты. Однако свято место пусто не бывает. Спустя какое-то время на осиротевший фанатский сектор южной трибуны пришли новые ребята. Одним из них и стал Алексей Нуждин.

- Никто нас в Новосибирске не бил, что ты! — хохочет Михаил Рапопорт. — Поначалу некоторые, увидев, что мы болеем за „Динамо“, крутили пальцем у виска. А потом стали жалеть, когда мы начали замерзать - согревающих напитков-то с собой не захватили. Думали, отберут. Но в Новосибирске на хоккее с мячом полицейские себя грамотно ведут - разрешают людям с собой „проносить“, иначе околеть можно к концу игры. И нам соседи щедро поднесли „от своего стола“. Хоккей с мячом - это, конечно, зрелище! Яркие впечатления остались.

Алексей потягивает из соломинки кока-колу и согласно кивает. Футболом он увлёкся после того, как ему в руки в 2006 году попали фанатские журналы. Живописные рассказы о многочисленных приключениях фанов, их „адреналиновых“ вояжах по другим городам увлекли молодого человека. С 2007 года Алексей регулярно ходил на все домашние матчи „Динамо“, и почти все их провёл в фанатском секторе. В том году динамовцы заняли первое место в Восточной зоне и впервые в своей истории завоевали путёвку в Первую лигу. Интерес к процессу „боления“ вырос ещё больше. В 2009 году молодые фанаты создали „Общемусорское движение“.

- А что, прикольное название, сразу понятно, о чьих фанатах идёт речь. Конечно, на первом месте у нас родная барнаульская команда, но мы всегда стремимся поддержать одноклубников из других городов и видов спорта, - рассказывает Алексей.

Надо было видеть изумление прославленного президента баскетбольного „Динамо“ (Москва) Евгения Гомельского, когда за его команду в Барнауле переживали громче, чем за местный „АлтайБаскет“. Легенда отечественного баскетбола, всякое повидавший на своем веку, с таким феноменом столкнулся впервые: больше десятка молодых людей с динамовской атрибутикой размахивали флагами, скандировали речёвки и перекричали забитый под завязку зал. Барнаульские баскетболисты даже обиделись: ничего себе - играешь дома, а обстановка, как на выезде.

- Мы никогда не брали количеством, в обществе „Динамо“ на первом плане было качество, - довольно заметил Евгений Яковлевич. И вспомнил о том, каким душевным человеком был один из лучших футбольных вратарей всех времён и народов Лев Яшин.

Михаилу и Алексею комментарий Гомельского пришёлся по душе. „Так есть, - соглашаются они. — В нашей среде нет места стадным инстинктам: типа, я как все. У нас очень тёплые отношения внутри динамовского фан-движения. Исключение составляют только поклонники киевского „Динамо“. С ними фаны московского „Динамо“ враждовали ещё в советские времена, до драк доходило. А вот с собратьями из Минска всегда был хороший контакт“.

Кстати, о стадном инстинкте. Среди барнаульских фанов есть уникальный персонаж Максим Чикалов по кличке Доктор (парень окончил медуниверситет и работает провизором). Независимый Доктор колесит за родной командой в одиночку - от Москвы до Читы и Южно-Сахалинска! „Такого „выездюка“ в нашей истории не было. Это связующее звено между нашим поколением и нынешним“, - говорит Рапопорт. — На „Ю-Тубе“ есть очень популярный ролик, где Доктор стоит на трибуне стадиона в Иркутске и местные фанаты его заглушить не могут. Пять с лишним тысяч просмотров!».

Практически все активные сторонники возрождённого фанатского движения учатся в барнаульских вузах и занимаются спортом - в основном, единоборствами. Настоящий фанат должен уметь постоять за себя. А с полицейскими отношения пока не напряжённые - «Динамо» всегда считалось обществом «силовых структур». Почему «пока»? Всякие бывают времена. В эпоху Андропова и Черненко фанатское движение в СССР, можно сказать, загнали в подполье. Потом уж наступила всеобщая оттепель… Очень многое зависит от позиции местных правоохранительных структур и региональных общественных советов «Динамо». Пока общение полиции и фанатов его спортивного общества сводится в основном к профилактическим беседам на темы экстремизма. Но эти ребята как-то совсем не похожи на экстремистов. Скорее, это современные искатели приключений. Когда, как не в молодости, узнавать необъятную страну, проверять себя в экстремальных ситуациях и искать настоящих друзей?

- Как любой фанат, мечтаю сделать «золотой сезон». Это когда ты за год побываешь на всех домашних и выездных матчах родной команды. Ну и чтобы она когда-нибудь вышла в Премьер-лигу, - улыбается Алексей.

А вот Михаил, прошедший с барнаульским «Динамо» огонь, воду и медные трубы, переключился на поддержку московского. В прошлом году он вместе с соратниками со смаком поболел за «динамиков» в Томске и Санкт-Петербурге. Столичные фанаты с восторгом отзываются о «барнаульских десантах». Парни из Сибири показали высший пилотаж фанатирования и перформанса на трибунах.

Времена дебатов на тему «Нужны ли на трибунах фанаты?» давно закончились. Без этих шумных и неистощимых на выдумку «акробатов и шутов» на трибунах скучно. Просто клубам и правоохранительным структурам надо уметь с ними работать и находить общий язык. Дубинками и приказами: «Упал, отжался!» ничего не сделаешь. А находить взаимопонимание с фанами придётся - через шесть лет Россия будет принимать чемпионат мира по футболу.

Компетентно

Степан Медников, старший преподаватель кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета:

- В настоящее время одной из наиболее популярных и активных субкультур является фанатская. Футбольное «боление» со второй половины XX века всё в большей степени приобретает характер мирового социального явления. Финал чемпионата мира по футболу 2010 года посмотрело более 700 миллионов человек.

История развития футбольного фанатизма начинается с 70-х годов прошлого века. В это время в европейской футбольной культуре стали преобладать определённые тенденции, связанные с ростом хулиганства и стычек между болельщиками. Считается, что именно в этот период появляется футбольный фанатизм как социальное движение. Отечественная субкультура футбольных фанатов формировалась под влиянием мирового фан-движения.

Есть несколько критериев, по которым болельщика можно причислить к фанатам: активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. Футбольные фанаты - это та часть болельщиков, которая придерживается определённой специфической субкультуры (нормы и ценности, поведение и символика) и действует в соответствии с ней. Притягательность фанатской субкультуры для молодого человека заключается в ряде особенностей. Во-первых, это открытость - каждый человек может стать членом этой субкультуры. Во-вторых, структурированность и чёткая иерархия. В-третьих, «романтизм» - наличие своих речёвок, песен, законов, обычаев, традиций. В-четвёртых, право на эмоциональный выплеск, в первую очередь, негативных эмоций.

Субкультура фанатов стоит в оппозиции по отношению к общей культуре общества, при этом она образована вокруг общественно популярного явления - футбола. Она нацелена на создание собственного стиля жизни, но она не конфликтна. Конфликты её членов возникают с сотрудниками правоохранительных органов и внутри субкультуры, когда сталкиваются различные, зачастую враждующие между собой фанатские группировки.

Ведущими мотивами включения в процесс «боления» являются мотивы общения, поиска острых ощущений и самоутверждения. Удовлетворение этих мотивов происходит внутри фанатской субкультуры, которая и становится фактором взросления подростка.

Андрей Мулинцев, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Барнаулу:

- У полиции с барнаульскими фанатами налажен нормальный контакт. Правда, в последние годы у них нет явного лидера, поэтому движение пока недостаточно организованно. Если раньше мы вели профилактическую работу через одного человека, Михаила Рапопорта, то теперь приходится делать упор на индивидуальные беседы практически с каждым фанатом. Главный принцип в работе с фан-движением - убеждение. Иногда диалог получается сложным. Например, как убедить ребят, что на стадионе недопустимо использовать пиротехнику, если они по телевизору видят, как на аренах Москвы и Питера фанаты активно её используют? Я вот не знаю, почему в европейской части России допускают употребление файеров и петард. А своим фанатам приходится разъяснять, что по закону пиротехника на футболе запрещена, что есть на этот счёт соответствующее постановление администрации города, что от горящих файеров могут пострадать другие люди. В принципе, общий язык мы находим, ребята вменяемые.

Цифра

30 лет исполняется в этом году барнаульскому фанатскому движению. В нём участвовали несколько поколений городской молодёжи.

Сергей ЗЮЗИН,

«Российская газета»