Школьные спортивные клубы в Алтайском крае: что не так? К началу нового учебного года
По поручению президента России и в соответствии с Концепцией развития детско-юношеского спорта до 2030 года школьные спортивные клубы в 2024 году должны появиться во всех общеобразовательных организациях. По данным Министерства образования и науки Алтайского края, в нашем регионе зарегистрировано 677 школьных спортивных клубов - они созданы во всех общеобразовательных организациях (нет только в трех частных школах и школах закрытого типа).
Однако в мае на краевых соревнованиях школьных спортивных клубов, проходивших среди учащихся 2010−2011 годов рождения в рамках Всероссийской олимпиады «Искусство - Технологии - Спорт» в Барнауле, участвовало только пять таких спортклубов - из Барнаула, Первомайского, Павловского, Мамонтовского и Троицкого районов.
«Алтайский спорт» задался вопросом, почему так мало участников?
Отчасти ответ на этот вопрос мы нашли, побеседовав с учителями физкультуры барнаульской школы № 117 Игорем Владимировичем Майстренко и Светланой Леонтьевной Мысиковой, которая является руководителем школьного спортивного клуба.
Для них с появлением школьных спортивных клубов мало что в сущности поменялось - как вели секции баскетбола в своей школе, как организовывали школьные команды по различным видам спорта для участия в школьных соревнованиях от районного до всероссийского уровня, так и продолжают этим заниматься.
Стимулом для создания спортивного клуба в своей школе, вспоминает Светлана Леонтьевна, лично для неё послужила пометка в Положении «Президентских спортивных игр» - всероссийских соревнований школьных команд. Она гласила о том, что при равном количестве баллов преимущество получают команды тех школ, где есть ШСК. В 2019 году школа № 117 была участником всероссийского финала «Президентских игр».
Её коллега Игорь Майстренко вообще не видел на тот момент смысла в создании школьного клуба, считая это ещё одной бюрократической обузой, дубляжом уже существующих школьных спортивных объединений.
Он и сейчас во многом не изменил своего взгляда. В нынешнем виде, с нынешними возможностями и теми критериями оценки работы школьных спортивных клубов, которые сейчас практикуются, они малопривлекательны для тех, кто должен, по идее, вдохнуть в клубы силу - школьных учителей физкультуры.
Одна из причин малочисленности школьных спортклубов на майских краевых соревнованиях в Барнауле лежит, что называется, на поверхности. Она экономическая. По идее, в краевой центр для участия в соревнованиях должны были приехать победители отборочного этапа в муниципалитетах. Нам не известно, во всех ли городах и районах Алтайского края проводились оборочные состязания, но на «выходе», как вы уже знаете, оказалось пять команд.
По нашей информации, сразу отказались ехать в Барнаул школьные клубы из Горняка и Шипуново. Причина: оплата питания и проживания на олимпиаде «Искусство - Технологии - Спорт» не предусматривается. Команда Троицкого района все дни соревнований ездила домой за 100 километров и обратно, а школьники из Мамонтовского района участвовали в олимпиаде за счёт спонсоров. Благо остальным участникам - павловцам и первомайцам - добираться до краевого центра было недалеко.
Вторая причина малого числа школьных клубов на краевых соревнованиях - неспособность только силами школьных учителей физкультуры подготовить команды сразу по семи видам программы олимпиады (в неё входили лёгкая атлетика, баскетбол 3×3, спортивный туризм, спортивное ориентирование, шахматы, мини-футбол, брейн-ринг - конкурсная программа).
Хорошо, если в школе несколько учителей физкультуры. А если один или два? Между тем, привлечь в клуб инструктора, специалиста по какому-либо виду спорта затруднительно: собственного бюджета у ШСК нет, средства на деятельность клуба выделяются из школьного фонда оплаты труда (деятельность ШСК находится в объёме часов, отведённых на физкультуру и внеурочную деятельность учителей) - приглашение стороннего человека урезает не только заработок учителей, но и негативно влияет на показатели средней заработной платы по школе.
Ещё одна причина малого энтузиазма участвовать в комплексных соревнованиях школьных клубов - отсутствие должной материальной базы. Взять тот же туризм - для тренировок надо иметь хоть какое-то туристское снаряжение и оборудование.
Между тем, в оценке работы ШСК имеют приоритет результаты как раз в комплексных соревнованиях, таких как «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания», олимпиада «Искусство - Технологии - Спорт» (по сути, прежняя спартакиада школьных спортивных клубов. — Прим. «АС»).
Наверное, это и правильно. Но всё-таки важно учитывать и такой момент, как постоянная вовлеченность детей в спортивную жизнь. Разве меньшего уважения, чем участие команды школы в комплексных соревнованиях, заслуживает, например, постоянное участие учащихся школы в одном из всероссийских школьных спортивных проектов, а их очень много. И, разумеется, во всероссийских соревнованиях, тесно связанных с этими проектами: такими как легкоатлетические - «Шиповка юных», баскетбольные - «КЭС-Баскет» и «Локобаскет», волейбольные - «Серебряный мяч», а ещё возьмите Регбийную школьную лигу, Футбольную школьную лигу, Всероссийскую школьную лигу самбо и так далее. За каждым из таких единичных проектов стоит неравнодушный человек, чей энтузиазм нуждается в поддержке.
Отдельный вопрос - организация соревнований школьных спортивных клубов. Здесь, думается, веское слово должны иметь сами школьные учителя - соль этих клубов. Например, тот же Игорь Майстренко считает, что для Барнаула, где в отборе на муниципальном уровне участвуют 59 школьных команд, выход в краевой финал только одной - неправильно, так как снижает мотивацию городских руководителей ШСК, не способствует повышению спортивного уровня финальных соревнований.
И ещё один момент. Школьный спортивный клуб обычно представляется как место, где ребенок реализует свои потребности в спортивных занятиях. В прошлом году один из читателей еженедельника «АиФ» задал такой вопрос: «Министр просвещения объявил о создании спортивных клубов в каждой школе. Сейчас и так есть кружки и секции в школах. В чем отличие клубов?».
Ответ пресс-службы Минпросвещения пытливому читателю прозвучал так:
«Школьные спортивные клубы создаются в соответствии с поручением президента России. К 2024 году они появятся во всех общеобразовательных организациях. Отличие от обычных кружков и секций в том, что спортивные клубы — это именно клубы по интересам. «Универсальная площадка, где ребята могут заявить о себе как в качестве спортсменов, так и в качестве организаторов спортивных мероприятий, журналистов, волонтеров, болельщиков, помощников судей. Школьные спортивные клубы развивают различные направления деятельности: создание сети физкультурного актива во всех классах школы, содействие открытию спортивных секций, агитационная и волонтерская работа в области физической культуры и спорта, проведение спортивно-массовых мероприятий, создание и подготовка команд по видам спорта, проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе, организация активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся».
Таким образом, в идеале школьный клуб должен быть не только спортивной площадкой, но и организатором спортивной жизни школы во всём её многообразии.
«Алтайский спорт» совместно с отделом координации деятельности и методического обеспечения организаций ЦСП Алтайского края решил сформулировать основные проблемы ШСК в регионе и вместе с тем предлагает возможные пути для их разрешения.
Проблема № 1: Ограниченная материально-спортивная база для развития ШСК.
Выход: Развитие материально-спортивной базы и привлечение кадров для обеспечения её сохранности (сторожей, волонтеров
Для справки: На реализацию задач государственного управления в сфере образования в Алтайском крае из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края выделяется субсидия на обновление материально-технической базы для организации занятий физической культурой и спортом в муниципальных образовательных организациях в целях достижения показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Проблема № 2: Нехватка квалифицированных специалистов по различным видам спорта.
Выход: Выступить с правовой инициативой о формировании новой системы оплаты труда педагогических работников, задействованных в ШСК, учитывающей необходимость привлечения на непостоянной основе квалифицированных специалистов по профильному направлению из других образовательных организаций (учителей физкультуры, тренеров-преподавателей). На оплату труда руководителей ШСК возможно инициировать выделение средств отдельной субсидией по аналогии с советниками по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Для справки: На реализацию задач государственного управления в сфере образования в Алтайском крае из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края выделяется субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в муниципальных общеобразовательных организациях Алтайского края, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования в Алтайском крае».
Проблема № 3: Оценка работы ШСК.
Выход: Разработка универсальной оценки деятельности школьных спортивных клубов (массовость, занятость, спортивные достижения) с привлечением профессионального педагогического сообщества.
Проблема № 4: Пересечение различных соревнований с участием школьников - членов ШСК (первенства по различным вида спорта, «Президентские игры», спартакиады и пр.), а также наличие множества «центров управления» школьным спортом.
Для справки: Согласно п. 21 Плана мероприятий по реализации Межведомственной программы «Развитие детско-юношеского спорта в Алтайском крае до 2024 года» в 3 квартале 2023 года в Алтайском крае должен был быть разработан и реализован комплекс мер, направленный на создание в Алтайском крае школьных спортивных лиг по виду (видам) спорта, объединяющий ШСК во всех общеобразовательных организациях, а также по повышению эффективности деятельности таких клубов и уровня их финансового обеспечения (приказ Минспорта Алтайского края и Минобрнауки Алтайского края
Выход: Разработка единого календарного плана соревнований среди учащихся, в том числе создание единоначалия по управлению школьным физкультурно-спортивным движением.
Проблема № 5: Недостаточная заинтересованность директоров школ в эффективной работе ШСК.
Выход: 1. Установление единых на федеральном уровне показателей для отчётности руководителей общеобразовательных организаций о работе ШСК (процентное соотношение количества учащихся к членам ШСК, занятость школьников в спортивных мероприятиях, успешность их выступлений).
2. Организация муниципальных и краевого смотра-конкурса на лучший школьный спортивный клуб с поощрением победителей.
Проблема № 6: Фактическое отсутствие финансовой возможности создания полноценно функционирующего школьного спортивного клуба в 402 филиалах, созданных общеобразовательными организациями Алтайского края. Такие филиалы находятся, как правило, в сельской местности и представляют собой прообраз малокомплектной школы. При нормативно-подушевом финансировании, с одной стороны, и оттоке населения из сельской местности и малых городов, с другой стороны, реализация основной образовательной программы в школах сельской местности не является экономически целесообразной. Поэтому создание школьного спортивного клуба, в том числе в каждом филиале, не только дефицитно в отношении ресурсов (кадры, финансы, оборудование и инвентарь и пр.), но и нецелесообразно из-за отсутствия достаточного количества учащихся.
Выход: Выступление с инициативой к федеральным властям о пересмотре показателей эффективности деятельности школ и школьных спортивных клубов, принципов их финансового обеспечения, обращая особое внимание на спортивные клубы школ и их филиалы, функционирующие в сельской местности и малых городах.
Надеемся, эта статья станет предметом внимания и обсуждения всех заинтересованных сторон и послужит толчком к положительным изменениям в деятельности школьных спортивных клубов в нашем регионе.
Виталий Дворянкин, начальник информационно-аналитического отдела краевого Центра спортивной подготовки, редактор «Алтайского спорта»,
Иван Самсонов, заместитель директора краевого Центра спортивной подготовки, начальник отдела координации деятельности и методического обеспечения организаций ЦСП.