Валерий Минько. C барнаульской «Горы» на футбольный Олимп
Валерий Минько - наш земляк, самый титулованный из всех футболистов, родившихся и выросших в Алтайском крае. Он не заслуженный мастер спорта и не чемпион России как Александр Ерохин, не выигрывал чемпионат Англии и не признавался лучшим футболистом чемпионата России как Алексей Смертин. Меньше чем его более молодые земляки провёл матчей за сборную страны. Но он, как Гагарин - был в ней первым из алтайских футболистов! Кроме того воспитанник тренера спортшколы «Динамо» Анатолия Карловича Лутца, почти все годы своей футбольной карьеры проведший в ЦСКА, а сейчас работающий тренером молодёжной армейской команды, - чемпион Европы-90 (U-18) и бронзовый призёр чемпионата мира (U-20), чемпион СССР 1991 года, двукратный призёр чемпионатов России, обладатель Кубка СССР (1990/1991) и Кубка России (2001/2002). К сожалению, медали чемпиона СССР у Валерия нет - он был слишком молод и сыграл мало матчей в том сезоне. Но определённый вклад в успех своей команды внёс: среди восьми игр Минько в составе основной команды и матч армейцев со столичными динамовцами 27 октября 1991 года, в котором ЦСКА оформил победу в последнем чемпионате Советского Союза по футболу.
Знакомство автора этих строк с Валерием Минько состоялось в декабре 1996 года, уже во времена российские. Интервью с футболистом в «Алтайской правде» было озаглавлено «С барнаульской „Горы“ на футбольный Олимп». Предлагаем его вниманию читателей «АС».
Ровно через три года после тяжелейшей травмы, полученной в матче молодёжных команд Греции и России, футболист ЦСКА Валерий Минько, некогда наш барнаульский мальчишка, своей игрой за армейский клуб вновь добился приглашения в сборную России. Но теперь уже - в первую. И нынешней осенью дебютировал в её составе в матче отборочного цикла чемпионата мира против команды Израиля. Факт - исторический для алтайского футбола. Нашего человека в главной национальной сборной по этому виду спорта ещё никогда не было.
Мы встретились с 25-летним Валерием Минько в его родительском гнезде - маминой квартире на улице Интернациональной. Сам Валера, с 18 лет живущий в столице, делит свои привязанности между Москвой и Барнаулом 50 на 50. Там - любимая жена Маша, невестой дневавшая и ночевавшая у его постели, когда Валере отняли почку после злополучного греческого матча, там - однокомнатная квартира на Рублёвском шоссе, там - большой футбол. Здесь - мама, могила трагически погибшего отца, чей траурный портрет смотрит на Валеру со стены родительской квартиры с тринадцати лет, здесь родной брат, с успехом ныне фермерствующий в одном из районов края и которому Валера, всегда отличавшийся отзывчивостью и надёжностью, помог в своё время хорошенько встать на ноги. В Барнауле, наконец, самые верные друзья - друзья детства.
- Валерий, ты помнишь ощущения того дня, когда впервые надел настоящую футбольную форму, почувствовал под ногами траву настоящего футбольного стадиона?
- Конечно. Когда форму выдавали - это было счастье. Собираясь на тренировку, я каждый раз её гладил. А когда возвращался домой, то всё равно с динамовской футболкой не расставался, ходил в ней по двору - пацаны мне все страшно завидовали.
- Где и когда ты начал играть в футбол?
- В хоккейной коробке нашего двора, а потом, в третьем классе, начал тренироваться на «Горе» - в ДЮСШ Центрального района у Анатолия Карловича Лутца. Этот тренер вложил в нас - мальчишек - всю свою душу. У Анатолия Карловича занимался до самого выпуска из спортшколы.
- Тебя сразу определили в защиту?
- Нет. Играл нападающим, центральным полузащитником. В оборону меня впервые определил тренер юношеской сборной СССР Костылев.
- Как произошло твоё расставание с Барнаулом?
- Было что-то похожее на мини-скандал. Дело близилось к службе в армии, но в барнаульском «Динамо» я лишь эпизодически выходил на замену. Тут мне второй раз пришёл вызов из юношеской сборной СССР, и надо было ехать в столицу. Борис Иосифович Хоменко, тренировавший тогда барнаульских динамовцев, не отпускал меня. Но мне хотелось расти, были уже приглашения из московских «Динамо» и ЦСКА! В общем, посоветовавшись с близкими людьми, я решил уехать. Билет до Москвы доставала через знакомых сама мама (тогда купить такой билет было сложно. - Прим. для юных читателей).
- Как тебя приняли в ЦСКА?
- Хорошо. Ребята там были молодые, большинство из них - приезжие.
- Ты уже был в ЦСКА, когда он в 1991 году стал последним чемпионом СССР. Но чемпионской медали у тебя нет - сыграл слишком мало матчей. Трудно было пробиться в основной состав той, садыринской команды?
- Тяжело. Ребята давно сыгранные были. Тем более на моём месте играл Сергей Фокин - его в сборную Союза постоянно привлекали.
- Чем отличается прежний садыринский ЦСКА от нынешнего, тархановского?
- Садырин нацеливал ребят, чтобы они быстрее доставляли мяч к чужой штрафной, а там уже прострелы, навесы. Тарханов предпочитает, чтобы мы вымотали соперника за счёт лучшего контроля над мячом, а затем врывались в образовавшиеся бреши. У Садырина футбол более атлетичный.
- За что футболисты любят Тарханова, а за что недолюбливают?
- Тарханов - жёсткий, волевой, любит командовать. Если обещает, обязательно сделает.
- В своё время в ЦСКА за ослушание футболиста могли посадить под арест на «губу», отправить служить в войска. Сейчас такое возможно?
- Нет. Сейчас штрафы. Допустим, получаешь ты за победу 800 долларов премиальных, но в этой же игре не по делу заработал жёлтую карточку - премиальных лишаешься. И так далее.
- В этом году очень здорово «выстрелила» спартаковская молодёжь. Причём многие - воспитанники клуба. Армейская футбольная школа может похвастаться какими-либо успехами?
- Раньше были оттуда хорошие ребята. Гришин, например. В последнее время воспитанников цээсковской спортшколы что-то нет на виду.
- Появление в команде бразильцев Леонидаса, Самарони, вот теперь заключают контракт с игроком сборной Нигерии Эгуавоном - всё это наводит на мысль, что несмотря на тяжёлую финансовую ситуацию в армии, платёжеспособность армейского футбольного клуба не хуже какого-нибудь западного?
- Армия не финансирует футбольную команду ЦСКА. Сейчас конфликт идёт: начальник ЦСКА Барановский - тренер команды Тарханов. Слышал, армия забрала манеж, где зимой тренируются футболисты. Финансируют футбольную команду ЦСКА главным образом спонсоры.
- Какой из московских клубов самый богатый в смысле заработков футболистов?
- Важен конечный результат. Выполнишь задачу - хорошо получишь. Сейчас спартаковцы отлично зарабатывают. «Локомотив» кубок выиграл - тоже ребята хорошо получили. А вообще, тройку наиболее богатых московских клубов составляют «Спартак», «Локомотив», ЦСКА.
- Как-то бразильские футболисты, играющие за ЦСКА, то ли пошутили, то ли ответили на полном серьёзе, что в армии спокойней. Есть сила, которая защитит от «наездов» бандитов…
- У каждой команды есть спонсоры. В Москве всё поделено. Своя «крыша» есть у «Спартака», своя - у ЦСКА.
- Как, интересно, повели себя бразильцы на первых тренировках армейцев? Старались для приобретения уверенности сыграть по схеме «получил - отдал» или сразу начинали финтить ( без малого четверть века назад иностранцы в футбольных командах России только начали появляться и интерес к ним был большой. - Современное примечание автора).
- Самарони - хороший парень, с характером. На нашего похож - бьётся, работяга, общительный, играл коллективно. А Леонидас «финтил»: пойдёт в обводку, потеряет мяч - плюнет. Стоит - не борется. Ждёт, когда ему мяч снова на блюдечке подадут. Мол, я - звезда… Хотя техника у него отличная, никто, наверное, из ребят не пожалел, что его продали в «Спартак».
- В чём, на твой взгляд, сила и слабость бывшего лидера ЦСКА Радимова?
- У него отличная техника. Мяч к ноге словно привязанный. Взрывной, хорошая стартовая скорость. Слабых мест, кроме, может, игры головой, у него нет - в одиночку мог сделать результат. В Испании он не заиграл - просто ещё молод. Здесь его иногда «звездняк» хватал - но это должно со временем пройти.
- Радимова часто сравнивают с Добровольским. Последний ведь тоже с ЦСКА тренировался в этом году немного.
- Приятный парень. Мы с ребятами просто восхищались его игрой. Только прибеги в нужную точку, его пас найдёт тебя там обязательно.
- Чем объяснить провал ЦСКА на финише чемпионата страны?
- Ребята молодые. Может, самоуверенность появилась - провели до игры с «Балтикой» семиматчевую беспроигрышную серию. Хотя по ходу чемпионата мы сдавали и физически. Тарханов больше «игровик», чем «силовик». И, возможно, нам не хватило физического фундамента.
- Можешь ли согласиться с утверждением спортивного журналиста Льва Филатова, что российский футбол жуликоват?
- На Западе судьи иногда такие детские ошибки допускают, каких у нас просто не случается, но там же не говорят, что судью купили. Каждый может ошибиться. Иногда, конечно, возникает впечатление, что «плавят», но за руку никто судей не хватал. Хотя в целом, думаю, только ЦСКА да «Спартак» не «финтят» за полем. Ещё до чемпионата известно, кто кому что сдаст и за какой сезон отдает должок.
- Вызов в сборную России был неожиданным?
- Да.
- У тебя есть какие-либо ограничения, противопоказания после травмы?
- Играю в специальном корсете и поменьше ем солёного. Это, пожалуй, всё.
- Как отнеслись сборники со стажем к появлению нового игрока?
- Нормально. Канчельскис, вообще, мне помогает, объясняет, что и как.
- Как верно заметил еженедельник «Футбол», твой дебют в сборной в матче с Израилем был неплох, но по злому стечению обстоятельств многие запомнили лишь твой неудачный удар по чужим воротам да нарушение правил пред своей штрафной, после которого израильтяне забили гол. Кстати, было ли нарушение?
- Нет. Израильский футболист облокотился на меня и сам стал падать в сторону. Обидно…
- А что сказал тренер сборной Игнатьев после игры?
- Поздравил с дебютом. Забей я головой гол…
- После двух игр за сборную России ты основательно засветился у иностранных спецов. В каком зарубежном национальном чемпионате хотел бы сыграть?
- Если бы появилась такая возможность, то поиграл бы в Германии. Немецкий чемпионат мобилен, там высочайшие скорости. Но прежде хотелось бы стать чемпионом России.
Виталий ДВОРЯНКИН,
«Алтайская правда»,
Что ещё писала пресса о Минько. Читайте здесь.