В Барнауле прошел чемпионат России по авиамодельному спорту
Четыре дня на аэродроме ДОСААФ в поселке Лесном проходил чемпионат России по авиамодельному спорту. 35 участников со всей России выясняли, кто из них настоящий король неба.
Небо для всех
Авиамоделизм - это вам не MMA или футбол, тут все камерно. Природа, цветочки, просторы. Если б не набивший оскомину смог - вообще райские условия. Это и на соревнования даже мало похоже, откровенно говоря. Стоят несколько человек, самолетики в небо запускают, потом судьи какие-то бумажки своему начальнику отдают. Где накал борьбы, где напряженное соперничество? А оно, оказывается, есть.
Авиамодельным спортом нынче занимаются немногие. И негде, и, откровенно говоря, дорого. Увлечены им в основном люди старшего поколения, попробовавшие вкус неба еще в детстве. А сейчас у них и знания есть, и купить модель или поехать на соревнования им легче, чем детям. В Барнауле собралось три с половиной десятка таких «авиаторов на земле». География была обширной - тут и Владивосток, и Москва, и Красноярск с Воронежем. Кстати, чемпионат России - не самое крупное событие в мире авиамоделизма, проводимое в Алтайском крае. Несколько лет назад у нас даже этап Кубка мира проходил. Сейчас же за право организации соревнований пришлось побороться с Новосибирском.
— Было решено проводить чемпионаты России за Уралом, - рассказывает руководитель краевой Федерации авиамодельного спорта, секретарь соревнований Вячеслав Лепа. — Поначалу планировали в Новосибирске, но у нас инфраструктура оказалась лучше.
Инфраструктура - это открытая площадка без строений поблизости. Аэродром ДОСААФ подошел для этого как нельзя лучше. Правда, моделистам пришлось делить небо с парашютистами - когда в небо поднимался «кукурузник» с ними на борту, соревнования останавливали.
Кстати, некоторые участники даже ночевали здесь же, на аэродроме - в палатках или в казармах.
Местных спортсменов было немного - по одному в каждом классе. Могло и больше, но вмешались обстоятельства. Лепа мог полетать, но был занят организацией. Еще один потенциальный участник из Алтайского края Сергей Агафонов в эти дни выдавал замуж дочь - какие уж тут самолеты.
Последний полёт
Классов в авиамоделизме уйма, в Барнауле соревновались в двух из них. Чтобы не грузить вас цифрами и названиями, объясню суть. В первом модель самолета поднимается в небо при помощи двигателя. Затем спортсмен глушит мотор и при помощи пульта управления «рулит» самолетом. Задача - продержаться в воздухе 10 минут, приземлиться по истечении этого времени, секунда в секунду, и желательно как можно ближе к месту старта. Во втором классе двигатель у самолета отсутствует вообще - запускают его спортсмены в небо с рук, затем так же управляют пультом. Тут дисциплин множество.
— Вообще, для этого класса их 12, мы выбрали самые зрелищные, - рассказывает Вячеслав Лепа. — За каждое участники получают баллы, потом они суммируются, так и определяется победитель.
Перед нами разворачиваются баталии в дисциплине «Последний полет». Хоть летчики слово «последний» и не любят, но тут уж ничего не поделаешь. В этом испытании за 10 минут зачетного времени взлетать можно хоть сколько. Чем дольше продержишься в небе - тем лучше. Фишка же в том, что в зачет идет тот самый, последний полет. Иными словами, полетал ты четыре минуты. Вроде неплохо. Но думаешь, что можешь лучше. Поднимаешься еще раз, а тебя уже сдувает на первых секундах. А все, в зачет идет эта попытка. Так что надо обладать еще и интуицией.
Как дискоболы
Бийчанин Роман Смердин в первом классе занял четвертое место. Инженер по профессии, авиамоделизмом Роман увлекается с начала 2000-х. Говорит, что его результат хороший - ведь и тренировался мало, и самолет не самый навороченный.
— Раз в шесть дешевле аппарата топ-класса. А они, самые пустые, тысячу евро стоят, - говорит он. — От самолета тут зависит процентов 40. Остальное - от везения, мастерства, погоды.
У большинства участников самолеты покупные. В чем моделизм, спросите? Так мало модель купить, надо еще и настроить. Вот тут уже нужны все технические знания. А еще в ход идут токарный станок, фрезерный, которые переводят технические знания об устройстве самолета в практические действия. А еще нужно уметь чинить технику, она ведь порой падает. Самолет Вадима Мягкова из Новосибирска, в штопоре войдя в землю, сломал крыло. При помощи клея, отверток и смекалки он быстро вернул его в строй.
Многое определяет и погода. У Павла Губского из Читы аж четыре самолета с собой - под разные погодные условия. Сами моделисты говорят, что в штиль пилот самолету только мешает, а вот в ветер надо быть настоящим асом дистанционного пилотирования. В небе самолеты парят при помощи воздушных потоков. А на то, где именно они, спортсменам указывают птицы.
— Они - наша главная шпаргалка, - говорит Вадим Мягков. — Вчера не могли толком взлететь, тут увидели птицу вдалеке - и все туда, 10 самолетов в одном квадрате летали.
Вадим, судя по всему, был самым молодым участником соревнований. Парню 17, в одиннадцатый класс перешел, что не помешало ему победить в первом классе. А когда во время испытаний для безмоторных моделей возникала пауза, он выходил в соревновательную зону для тренировок - отрабатывать запуск модели во втором классе. Это тоже целая наука. Чем-то пилоты в этот момент напоминают метателей то ли диска, то ли ядра. Встали в стойку, взяли в руку самолет, раскрутились на месте - и вот летательный аппарат в небе.
— От того, как закинул самолет, зависит половина судьбы полета. Можно даже рядом с домом, на каком-нибудь школьном стадионе отрабатывать. А вот без самолета не позанимаешься - не поймешь.
Осенью авиамоделисты Алтайского края планируют принять участие в соревнованиях в Крыму.