Меламед приглашает в гости
Барнаульский комментатор «Матч ТВ» мечтает о чемпионате Европы и хочет собрать коллекцию футболок барнаульских игроков.
В июне спортивная общественность Барнаула в основном говорила о большом празднике «Матч на Алтае», главными гостями которого стали комментаторы «Матч ТВ». В краевой столице, напомним, они встречались со студентами, давали мастер-класс журналистам, играли в футбол. Инициатором всего этого был наш земляк, тоже комментатор «Матч ТВ» Михаил Меламед.
Влюбить в Алтай
— Михаил, приезд твоих коллег с «Матч ТВ» и все, что с этим было связано в Барнауле, на всех произвел грандиозное впечатление. А в каком настроении вернулись домой комментаторы?
— В состоянии, смешанном с эйфорией. Во-первых, никто из них до этого не был на Алтае. Они были в приятном смысле слова шокированы приемом, гостеприимством, организацией, о чем сами говорили ни раз и не два. А окончательно их добила экскурсия на вертолетах в Горном Алтае. Даже я в это время обалдел от увиденного, хотя не раз бывал и на Семинском перевале, и на Чике-Тамане. Но с вертолета горы выглядят совсем по-другому. Побывали на диком берегу Телецкого озера, потом в долине Чулышмана. И у всех был какой-то ребячий восторг, было видно, что они либо давно так не отдыхали, либо вообще такого никогда не видели. После этого еще смотались на водопады, съездили в детский лагерь «Пилигрим», где тоже устроили веселуху. А в Барнауле до всего этого провели экскурсию по городу. Роман Скворцов на прощание сказал: «Если в следующем году будет продолжение, готов уже сейчас купить билеты».
— А у тебя как ощущения спустя несколько недель?
— Во-первых, я выспался. Если серьезно, то поначалу я сдержанно отвечал на вопросы о том, доволен я или нет, потому что ждал обратной связи. Но нигде не видел отрицательных отзывов. Сейчас можно сказать, что я доволен. Задача была - принести пользу каждой категории барнаульцев, и это получилось. Студенты ушли со встречи с горящими глазами, журналисты получили мастер-класс на собственных сюжетах и публикациях. Надо было видеть сумасшедшую автограф-сессию, не ожидал, что карточек для росписей не хватит.
— Вообще эта идея, привезти коллег сюда, родилась спонтанно или долго обдумывал?
— Знаешь, она вышла из того чувства, когда гордишься малой родиной, ценишь ее достоинства, природу, людей, есть желание позвать кого-то в гости. Родилась она после общения с комментатором Первого канала Виктором Гусевым, когда он передавал привет Алтайскому краю и сказал, что надо когда-то его увидеть. И после чемпионата мира многие говорили, что никогда тут не были. Идея вроде лежала на поверхности, надо было просто ее осуществить.
— При этом все проходило в рамках твоего проекта Melamediа. Что это?
— Я бы хотел сделать эти визиты постоянными. Не раз в год проводить «Матч на Алтае», а чаще привозить сюда известных, медийных, полезных для какой-то сферы, профессии людей, которые бы давали мастер-классы, сами отдыхали, заражались любовью к краю, городу, Горному Алтаю. Потом бы они возвращались, рассказывали другим и те сами бы сюда приезжали, уже не зависимо от меня. Хотя, конечно, теперь это будет не так просто, после того, как приехали восемь человек, определенная планка уже есть. Пусть теперь это будет 2−3 человека, но яркие фигуры, пусть будет более образовательный формат, без турниров.
— Как я понимаю, идеи уже есть.
— Я поставил задачу привести Виктора Гусева и вместе с ним еще одного-двух интересных человек. Вообще, было много фамилий, кто уже состоявшийся «Матч на Алтае» мог просто взорвать. Я разговаривал с Женей Савиным (экс-футболист, комментатор, видеоблогер - прим.авт.) - вся молодежь, связанная с футболом и блогами, на него пришла бы. Но у Евгения жена в эти дни была в роддоме. До последнего мог приехать Дмитрий Сычёв (экс-футболист сборной России, ныне эксперт - прим.авт.), который хоть родом и из Омска, но тут никогда не был. Он в это же время защищал диплом. Как оказалось, в Барнауле в это же время заканчивался турнир «Локобола» — станция Дмитрия Сычёва, если бы все сошлось, вообще было бы круто. Кирилл Дементьев (комментатор Первого канала - прим.авт.) отказался в последний момент. А Виктор Гусев хорош тем, что он не просто комментатор - он изначально пишущий журналист, был военным переводчиком, многое повидал - словом, личность, интересная многим.
Не быть Стогниенко
— Задам вопрос, который обычно задают спортсменам: каким для тебя был сезон?
— Хорошим. Я плотно поработал с российской Премьер-лигой, за что спасибо моему руководству. Наш чемпионат, каким бы он не был, смотрят больше, чем Англию, Испанию и так далее, и ответственность, соответственно, выше. Получилось неплохо, побывал в Ростове, Каспийске, Тюмени, Грозном, Оренбурге. Кто-то больше любит зарубежные чемпионаты - они зрелищнее, выше уровень. Мне по кайфу наш, нравится общаться с нашими футболистами, копаться в нашем футболе, иметь возможность поговорить с кем-то, кто в детстве был для тебя кумиром или примером. Например, флеш-интервью после матчей с Валерием Карпиным (тренер ФК «Ростов», известный российский футболист - прим.авт.) - отдельная история.
— В этом сезоне ты начал еще и работать в студии «Матч Премьер».
— За это спасибо генеральному продюсеру «Матч ТВ» Наталье Билан, которая увидела меня в роли эксперта в одной из программ и предложила самому вести студию. Мы работаем без суфлера, это сначала пугало. Говорим «из головы», с одной стороны, это сложнее, с другой, у тебя развязаны руки, ты не читаешь текст, полная импровизация.
— Тебе где более комфортно - в студии или на комментаторской позиции?
— Сложно это сравнивать. Было бы только комментирование - наслаждался бы им. Когда появилась студия и понял, что могу это делать, тоже стал получать удовольствие. Она интересна, это другой формат, тренируется речь, мозг. Матч длится полтора часа, есть возможность исправиться. Тут все быстро - одновременно надо задавать вопросы, слушать, что говорит собеседник, что подсказывает редактор, помнить, когда показать статистику
— Можно об этом поподробнее?
— Ты, думаю, знаешь, что Okko, изначально он-лайн кинотеатр, с нового сезона будет показывать матчи английской премьер-лиги. Шеф-редактор проекта Владимир Стогниенко. Он позвал туда многих, в том числе и меня, пришлось выбирать. Мне бы очень хотелось с ним поработать, но уходить с «Матч ТВ», где я чувствую, что в меня верят, что я расту, сейчас неправильно. А совмещать нельзя, потому отказался от предложения Стогниенко, хоть это и было тяжело, он один из моих любимых комментаторов. Надеюсь, еще получится с ним поработать.
— Многие говорят, что вы с ним похожи по звучанию.
— Как он сам говорит, по манере. Пытаюсь с этим что-то сделать.
— А надо? Стогниенко звучит очень хорошо.
— Да, только небольшой минус - люди про меня думают, что за пародия на него, зачем он подражает. Но это не специально, так получается.
Скандальная известность
— Бывает, что в студии ты напряженно думаешь, о чем еще спросить собеседника?
— Бывает, когда нет определенной повестки. Вроде можешь говорить обо всем, но сидишь и думаешь, что спросить. Иногда еще подсказывают: «Минута осталась, закругляйся. Ты подводишь все к логическому завершению, а тебе вдруг говорят: «Еще две минуты». И надо как-то выкручиваться. Отдельное удовольствие было общаться с Игорем Гамулой (один из самых эпатажных российских тренеров - прим.авт.). Уникальный человек, своеобразный.
— Чем порадовал?
— В шубе Короля Севера, как с Геничем, не стоял, но тоже было интересно. С ним общался в Ростове, обсуждали игру. В принципе, ничего особенного. Самое памятное было, когда приходил Евгений Ловчев (ветеран «Спартака», эксперт - прим. авт). Я задал вопрос про «Спартак» и его капитана Дениса Глушакова, как раз был разгар скандала, связанного с ним. Ловчев неожиданно вспыхнул, завелся, стал кричать. А мне еще редактор в наушник что-то говорит, я ему пытаюсь показать, что не слышу, подожди. А Ловчев решил, что это я его решил остановить, еще больше стал кричать, что не надо ему ничего показывать, он сейчас все скажет. Уже потом я шеф-редактору говорю: «Мы же сравниваем футболистов по параметрам, разбираем. Давайте сравним Ловчева и Жириновского как ораторов». И мы сделали такую интересную картинку-инфографику. Мне кажется, спортивное телевидение и такими вещами должно заниматься - когда все заумно, одни цифры и аналитика, это только для тех, кто всем этим живет.
— Где самые комфортные условия для комментаторов?
— Комфортные кабины в Оренбурге. Вообще, я не так уж много где был, часто работал с бровки поля. Вот в Туле получилась очень смешная история. Пролез мат в эфир. Не от меня.
— От болельщика?
— Нет. Я был на бровке, там у комментатора стоит монитор, куда выводится телетрансляция. Но тут немного не хватило провода, экран был полубоком развернут к скамейке запасных одной из команд. И вся команда смотрела в монитор - хотя вроде логичнее бы смотреть на поле. Я об этом в эфире сказал Саше Аксенову, с которым работал в паре. Он как-то отшутился, и тут я боковым зрением вижу, что ко мне бежит один из операторов. А я стою далековато от пульта, чтобы выключить микрофон. А он бежит и орет: «Это нельзя говорить, нас за это «Матч ТВ» всех в… т». Я каким-то огромным прыжком оказался у пульта, отключил гарнитуру, показываю ему на микрофон, и тут до него доходит. А мне уже приходит сообщение от начальника службы комментаторов Антона Галкина, мол, что происходит, почему мат в эфире. А как я отвечу, игра идет? В перерыве начинаем объясняться. Причем все это произошло через неделю после еще одного скандала в студии, которую я вел.
— А там что было?
— Экспертом был Дмитрий Егоров, журналист сайта «Чемпионат.сom». И он слишком бурно радовался проигрышу «Зенита». Учитывая, что и «Зенитом», и «Матч ТВ» владеет «Газпром», это было недальновидно. В перерыве матча мы вышли из студии, потом идем обратно - тут сообщают, что Егорова снимают с эфира. За пять минут до начала я остался один. Что делать, работаю, разбираю моменты. Только закончил, звонок от Антона Галкина все с тем же вопросом, что происходит, ему уже позвонили руководители «Газпрома». Я начинаю думать, сколько у меня времени на сбор вещей, когда меня уволят, открываю дверь - стоит Гавр (Гавриил Гордеев, экс-резидент Comedy Club, сейчас генеральный продюсер «Матч ТВ» — прим.авт.), которого видел первый раз в жизни. Он мне: «Привет!». Ему уже тоже позвонило руководство, но зашел он в хорошем настроении. Я пытаюсь выяснить, что мне будет, а он отвечает: «Что ты переживаешь? Это же хорошо, значит, нас смотрят». В общем, ничем страшным это не закончилось, только Диму Егорова в студию больше не зовут.
— А с матом в эфире?
— Тоже ничем, оператору высказали, что думают, и все. Я потом посмотрел запись, там хорошо слышно, если только внимательно и на полной громкости включить.
Универсиада по керлингу
— Я так понял, ты уж со всеми барнаульскими футболистами, играющими в Премьер-лиге, встретился?
— Только с Александром Ерохиным не виделся. Юрия Дюпина (вратарь «Рубина»), Евгения Городова (вратарь «Ахмата) и Александра Соболева (нападающий «Енисея») встречал, причем ни с кем из них я до этого знаком не был. Оказалось, что Соболев меня знал, встретился с ним в Тюмени, он первым поздоровался. Городову пришлось объяснять, что я из Барнаула, знаком с его отцом. С ним встретились на заключительном матче сезона в Грозном, его «Ахмат» играл с «Ростовом». Потом вместе летели в Москву, перед этим хорошо пообщались на стадионе, в аэропорту. В самолете уже начал задремывать, тут кто-то похлопал по плечу - оказалось, Женя решил мне подарить свою вратарскую футболку с матча. Было очень приятно. Теперь цель - собрать футболки всех наших ребят. Сложнее всего, наверное, будет с Ерохиным, надо еще как-то на матче «Зенита» оказаться. Можно, конечно, и попросить кого-то, но хочется самому.
— В этом сезоне в твою работу изящно вошла Универсиада.
— И это было счастье. Я пришел в кабинет к Антону Галкину по какому-то вопросу, набрался смелости и спросил, нельзя ли поехать на Универсиаду. Он ответил, что вообще уже полгода как все распределено, но решил уточнить. Я был готов ехать хоть кем, оказалось, что есть вакансия редактора на керлинге. У меня было два варианта ответа: «Что это такое?» и «Согласен». Я согласился, в такие моменты лучше не уточнять, соглашаться, а потом расхлебывать, на что подписался. Тем более, керлинг я люблю. Не смотрю его, как футбол, но если попаду на трансляцию - не переключу. Потом с опытным редактором Ромой Евтюковым встретились, поговорили, оказалось, что за два дня до начала еще ничего не ясно, нет верстки, графиков. Вообще, редактор должен вести режиссера трансляции по верстке - вот включаем на 15 секунд титр «Универсиада», потом другой, потом план, связанный со спортсменами, потом что-то еще, плюс есть комментатор, с которым я на связи. Для меня главным развлечением стала статистика. Предложил изменить систему - показывать те цифры, которые связаны с действиями на площадке. Совершает игрок выбивающий бросок - показываем эти данные. До этого была другая система, в первом энде выводили одни данные, во втором другие и так далее. Второй редактор был не согласен, не хотел ломать традицию. В итоге показывали по-разному. Было очень интересно, 10 дней с 7 утра до 10 вечера я провел в передвижной телестанции. Для меня Универсиада стала соревнованиями по керлингу, лишь в последний день попали еще на финал хоккея с мячом, но я чувствовал, что принадлежал к созданию истории.
— Цель на этот сезон - попасть летом на чемпионат Европы?
— Да, было бы здорово. Еще хотелось бы повзаимодействовать с Олимпийскими играми в Токио. Туда шансов, наверное, меньше, это дорого, отправлять будут топ-комментаторов, большинство останется работать в Останкино. Видишь, еще год назад я говорил - я ж не сумасшедший, как я окажусь на чемпионате мира. Но это удалось. Поэтому сейчас планы есть. Плюс хотелось бы поработать на Лиге чемпионов и на матче за пределами России.
Ярослав МАХНАЧЁВ,
«Вечерний Барнаул», 28.06.2019