Вячеслав Дадыкин: «Я борюсь не с соперниками»
Вячеслав Дадыкин второй год подряд - обладатель приза «Лучший мастер бега», учреждённого краевым спортивным клубом «Ветеран». На последнем чемпионате России по лёгкой атлетике среди возрастных спортсменов, проходившем в конце сентября в Адлере, он завоевал три медали. Выиграл в возрастной группе 55−59 лет бег на 100 и 400 метров и стал вторым в беге на 200 метров. Поражают не столько результаты, хотя они почти рекордные для России, сколько одержимость спортсмена. Вячеслав вернулся на беговую дорожку после операции на ахилле. Обычно разрыв ахиллова сухожилия - это приговор для спортсмена, даже для молодого. А Дадыкин вновь бегает опасный для его возраста взрывной спринт и пытается установить новые скоростные рекорды. Словно хочет взять реванш за упущенное в молодости.
Ехал за рекордами
- Вячеслав, расскажите о последнем чемпионате. Это правда, что вы не очень довольны результатами, рассчитывали на большее?
- Да, планы были на рекорды. Я не с соперниками борюсь, а с собой и с секундами. Место почётно, но не всегда объективно. Правду о самом себе скажет только результат.
- А почему с рекордом не получилось?
- Моя любимая дистанция - 200 метров. В 2011 году я установил на ней рекорд России для спортсменов 50−54 лет - 24,01 секунды, он был на тот момент вторым результатом сезона в мире. В декабре нынешнего года мне исполнится 57 лет, и очень хотелось побить рекорд на двухсотметровке в новой возрастной категории. Кроме того, было большое желание установить рекорд на 400-метровке. После операции на ахилле я не участвовал в соревнованиях больше двух лет. Решил попробовать пробежать в 2016 году на краевом первенстве не короткую дистанцию, где большая нагрузка на сухожилие, а 400 метров. И с листа получилось - 56,7. Это выше рекорда России, которому уже четверть века. Но на краевом уровне российские рекорды не фиксируется, и я очень ждал всероссийских соревнований. Хотел побить рекорды ещё в июле на Кубке России. Но на тренировках немного перестарался, защемило седалищный нерв - и старт пришлось пропустить. Надежда была на Адлер, но и тут не получилось. Сам виноват. Соревнования три дня, а я погнался за тремя зайцами.
Надо было 100 метров пробежать и дать себе отдохнуть - не бегать 200 метров, шут с этим рекордом! Сконцентрироваться на дистанции 400 метров. Но я «затравился». Дистанции 100 и 200 метров были с финалами, пришлось бежать дважды в день. Возраст вроде не самый молодой, но на сотке набралось 14 участников. Предварительный забег я выиграл с результатом 12,6, а в другой группе Лев Шапкаев из Бурятии показал 12,4, Владимир Пузырев из Московской области - 12,5. Пришлось в финале выкладываться. Победил с результатом 12,3. После этого почувствовал, что рекорд на 200 метров может не состояться. Раздумывал: «Бежать - не бежать?». Но тут наша команда - соревнования были лично-командными - проявила инициативу и сама заявила меня в общих интересах на 200 метров. Думаю, пробегу предварительный забег, а там подумаю. Хотелось свежим остаться к 400-метровке. Но предварительный забег пробежал легко, чуть секунду не выиграл у соперников. Результат хороший - 25,9. Думаю, может, напрягусь да установлю рекорд? Но в итоге не получилось ни рекорд установить, ни даже выиграть. Когда я понял, что рекорда не будет, то, обогнав соперников на финишной прямой, метров за десять до конца дистанции скинул скорость. И тут слышу: цок-цок по пятой дорожке. Рашид Хусаинов из Ульяновской области. Он давно на меня зуб точил. Специально 100 метров не побежал, чтобы на двухсотке выложиться. Я попытался опять включиться в борьбу, но было уже поздно. У Рашида 25,0, у меня - 25,1.
Дистанцию 400 метров я выиграл легко. Пробежал её за 58,1 секунды. Но до рекорда не хватило пяти десятых.
Без скидок на заслуги
- Есть мнение, что ветеранский спорт для тех, кто не смог реализовать себя молодым. Людям, добившимся в прошлом весомых успехов, не хватает для соревновательной практики ни здоровья, ни мотивации. Поэтому на возрастных стартах таковых нет. Бегут люди, которые больших успехов в молодости не знали. Вы с этим согласны?
- Отчасти. На ветеранских соревнованиях мне попадались и мастера спорта международного класса, и заслуженные мастера спорта. Например, мастер спорта международного класса Евгений Ломтев выступал на первенстве России среди ветеранов в 50 лет. В свое время он был чемпионом Европы в эстафете 4×400 метров, по результату уступал в СССР на дистанции 400 метров только олимпийскому чемпиону Маркину.
Есть такой копьеметатель - Янис Лусис. Он олимпийский чемпион 1968 года в Мехико, выигрывал медали на трёх Олимпиадах, был чемпионом Европы, рекордсменом мира. Так вот одна копьеметательница рассказывала мне, что однажды он поехал на чемпионат мира по ветеранам и занял там второе место. И немногословный Лусис часа два объяснял, почему занял второе, а не первое место. И после этого перестал участвовать в соревнованиях ветеранов.
С кондачка серьёзные соревнования ветеранов не выиграешь, люди там собираются талантливые. Международные рекорды в ветеранском спорте - на уровне результатов кандидатов в мастера спорта, а в некоторых случаях - и мастеров спорта. То есть, надо находиться в хорошей физической форме. Кем ты был в прошлом - это в прошлом.
Бег «козлом»
- Мне рассказывали, что в молодости вы считались перспективным спортсменом.
- Когда пришел к тренеру Владимиру Фёдоровичу Чистякову, то уже через три месяца занятий бежал по первому разряду: за 6,9 секунды - 60 метров, за 11,2 - 100 метров. Как-то однажды случайно пробежал 400 метров по первому разряду. И он поставил меня на 400. Но дальше не пошло, потому что тренировался немножко неправильно. Вернее, сильно неправильно. Здоровья было много, но… В сборную края, я конечно, входил, но больших высот не добился.
- А когда вы лёгкой атлетикой начали заниматься?
- Поздно - в 18 лет, а в 21, можно сказать, уже не занимался. В конце 80-х, примерно после четырёх лет перерыва, на тренировке своего товарища предложил ему засечь моё время на дистанции 60 метров. В кроссовках пробежал за 6,9. Он говорит: «Слушай, начинай тренироваться - край можешь выиграть». Я с месяц потренировался - и выиграл. Пробежал 60 метров за 6,7 - по КМС. Все были очень удивлены. Я и сам не ожидал. Подошёл Юрий Петрович Захаров (легендарный алтайский тренер по лёгкой атлетике. — Прим. В.Д.). «Ну, Славка, если не козлом-то бежать (с плохой техникой бега. — Прим. В.Д.), то мог 6,4 показать», - говорит. А 6,4 - это международный уровень. «Так это надо тренироваться!» - отвечаю. — «Зачем тебе тренироваться? Иди технику изучай!». Но сам я тогда разобраться не смог, а помочь никто не помог.
- А Юрий Петрович почему не взялся?
- Ему некогда было возиться. Технику бега я улучшил самостоятельно, когда уже сам взялся тренировать одного парня. Начал понимать, как надо бежать, какие упражнения для этого требуется выполнять. До этого моя техника была отвратительной. Сейчас вспоминаю, улыбаюсь. На носочках семенил (часто стучит по столу).
- Тренерская стезя вас больше не привлекает?
- Я бы не прочь этим заняться. Но с детьми возиться… Вот если взять человека с каким-то уже определённым уровнем, перспективой, пошлифовать технику - это другое дело. Штатным тренером мне и образование не позволяет работать. Я учился на физмате АГУ. Год или два назад была мысль поступить на заочное обучение в Сибирский университет физкультуры и спорта в Омске, но не решился. Сейчас помогаю поставить бег ребятам, которые занимаются лёгкой атлетикой, можно сказать, уже для самих себя. Руслан Тайборин даже выполнил норматив кандидата в мастера спорта в своё время.
Со стакана соскочил
- Это правда, что в молодости у вас были проблемы с алкоголем?
- Не сказать, что я был алкоголиком, но сманить в пьющую компанию было легко.
- А когда вы для себя эту тему закрыли?
- Не так уж и давно. Я ведь спортом занимаюсь отчасти из-за этого, чтобы не было соблазнов.
- Он сдерживает?
- Конечно. Да и, как раньше говорили, свою цистерну я уже выпил. Бросил, когда родился сын. Срывы были, но всё реже и реже. Чтобы отвлечься от вредной привычки, нужно в голове какое-то замещение - для меня это подготовка к соревнованиям и участие в них. В принципе, сейчас я тоже могу позволить изредка себе спиртное, но это уже не вырастает в проблему.
Охота пуще страха
- Насколько тяжёлым ударом для вас был разрыв ахиллова сухожилия?
- В 2011 году я вышел на пик формы: выиграл Европейские игры ветеранов в Италии на дистанции 200 метров с тем самым рекордом России - 24,01, занял второе место на стометровке. То есть, вошёл в элиту. И чувствовал ещё запас, так как тренировался не на пределе. Решил для себя, что буду тренироваться ещё упорнее. Но, видимо, перегрузил себя. С учеником прыгали тройной с места, и у меня «щипанул» ахилл. Через неделю надо было в манеже бежать 300 метров, друзья уговорили - беги: «Пусть тебя и здесь посмотрят, что только на выезде выигрывать?». И ахилл у меня на последнем вираже щёлкнул. Думал, заживет. Перерыв сделал, не заживает. А я уже записался на чемпионат мира 2012 года в Финляндию. Поехал туда с больным сухожилием, но умудрился занять четвёртое место на 200 метров, а в эстафете 4×200 мы стали даже третьими. Думал, может, отойдёт? Год промучился. Съездил в Италию ядро потолкать, в восьмёрку попал. Мне посоветовали: полгода никакого движения, ногу загипсуй. Окончательный разрыв случился внезапно, я просто оступился при ходьбе. Сел прямо на дороге - аж в жар бросило. Думаю, всё! Сделал операцию, сухожилие потеряло прежнюю эластичность. Но бегать охота было. Начал трусцой помаленьку бегать. Смотрю, ахилл начал тянуться. Осенью 2015 года впервые принял участие в соревнованиях, а в марте 2016 года уже победил на зимнем чемпионате России в Смоленске в беге на 60 и 200 метров, правда, летом на 100-метровке травма дала о себе знать, поэтому я и решил попробовать себя на 400 метров.
Без таланта не взлететь
- А как вы всё-таки выправили свою технику бега, перестали бегать «козлом»?
- Я бы не сказал, что она у меня совсем выправилась. Всё-таки это требует больших усилий, а силы уже не
- А что с вашим Орловым дальше было?
- Ушёл к Захарову, потом опять ко мне вернулся, потом в армию, а потом и вовсе пропал. О нём до сих пор вспоминают! Мог больших высот добиться.
- Что, на ваш взгляд, самое важное в тренерской работе?
- Индивидуальный подход и системность.
- Вы сказали про системность. Тут ваше физико-математическое образование, наверное, в плюс?
- Люблю цифры. Когда молодым тренировался самостоятельно, то высчитал процент от максимальной скорости, с какими результатами должен пробегать отрезки, сколько должно быть повторений. Сейчас детальных планов уже не строю, больше полагаюсь на интуицию и самочувствие. Иначе можно переборщить и порваться. Бывает, что спланируешь пробежек шесть, но после четвёртой чувствуешь - надо заканчивать.
- Руководитель краевого клуба любителей бега «Восток» Александр Богумил не рекомендует для людей в возрасте короткие дистанции, требующие взрывной скорости.
- Конечно, проблемы есть тут. Я столько раз в ветеранах травмировался. Но, думаю, если систематически заниматься, риск не такой уж большой. Нельзя подготовительный период пропускать. С возрастом сухожилия хуже снабжаются кровью. Перерывов в занятиях надо меньше делать.
- Что подогревает ваш интерес к дальнейшей соревновательной практике?
- Охота на международные старты опять попасть. Нам-то каким боком этот допинг? С мельдонием вообще рассмешили. Если уж на то пошло, то нам, ветеранам, мельдоний по возрасту положен. Если всё-таки допустят до стартов, то хочется съездить на чемпионат мира, Европы, попасть там в призёры. Мне очень нравится соревновательная атмосфера. Всё по-серьёзному. С рекордами я тянуть не буду - постараюсь побить их на дистанциях 200 и 400 метров на зимнем чемпионате России.
По-дружески
Игорь ОЗЮМЕНКО:- Вячеслав относится к той группе спортсменов КЛБ «Восток», которые не делают лишних и ненужных движений. Их главная цель - достижение высоких результатов на крупных состязаниях. В молодости эти легкоатлеты выступали в составе сборных, поэтому знают, как правильно готовиться к соревнованиям, и не распыляются по мелочам, а стартуют лишь полностью уверенными в своих силах. Для меня самым ярким представителем этой категории является мой близкий друг Вячеслав Дадыкин. Обладая незаурядными природными спортивными данными и физико-математическими способностями, он вывел в беге собственную биомеханическую формулу. Она позволяет ему выполнять каждое движение с максимальным КПД и находить правильный баланс между нагрузкой и восстановлением.
Когда он разорвал ахилл, я, как мог, подбадривал товарища. После операции Слава два месяца находился в гипсе и передвигался на костылях. Если честно, то я не очень верил в его полное восстановление. В этой трудной ситуации он показал себя настоящим бойцом, разработав специальные упражнения для больной и здоровой ноги. Если человек талантлив, то во всём.
Обладая особым качеством мышц, Вячеслав неоднократно становился чемпионом края в армрестлинге и призёром ветеранских чемпионатов России в толкании ядра. Но бег на короткие дистанции - это его самое сильное увлечение.
Виталий ДВОРЯНКИН,
«Алтайский спорт», 15.11.2017