Краснова встала на крыло
Парапланеристка из Барнаула вошла в тройку лидеров мирового рейтинга среди женщин
Победительница этапа Кубка мира по парапланерному спорту, проходившего в Южной Корее, оказалась девушкой ответственной. Дарья Краснова, как и обещала, позвонила сразу после возвращения из длительной поездки по городам и странам.
В краевых СМИ о Даше заговорили не так давно. По большому счету, ее карьера только начинается. Но старт у Красновой получился лихой. Девушка всего второй год выступает в составе сборной России, а уже победила на этапе Кубка мира и ворвалась в тройку лидеров мирового рейтинга среди женщин.
Дружба заканчивается на финише
- Даша, ты так долго отсутствовала в Барнауле…
- Я принимала участие сразу в трех соревнованиях. Сначала был Кубок России. Выступила хорошо. Главная цель была - облетать новый параплан, изготовленный во Франции. Эта модель по скорости значительно превосходит мой прежний аппарат. К тому же он лучше аппаратов этого класса и в плане безопасности. До этого я использовала «крылья» классом ниже.
- Просвети про «крылья» - про парапланеризм наши читатели мало что знают.
- Есть класс «учебных крыльев», есть «перфоманс» и «оупен-класс». Прошлый сезон я летала на «крыле» класса «перфоманс». Но его скорости не хватало для того, чтобы угнаться за лидерами. Нынешний аппарат - одна из последних моделей в «оупен-классе».
- Ну вот вы взлетели и дальше что? Какие моменты оцениваются?
- В парапланеризме есть три вида соревнований. Первый - приземление на точность. Наиболее популярен среди юниоров. Второй - акробатика, когда за определенное время нужно выполнить различные фигуры. Для этого вида соревнований нужны особые парапланы. Третий - «кросс-кантри». Это полеты по заданному маршруту на скорость. У тебя есть карты с указанным маршрутом и GPS-навигатор. Нужно пройти по всем ППМ (поворотным пунктам маршрута) и как можно быстрее достичь финиша. В среднем маршрут составляет 80−100 километров. В Колумбии в прошлом году пришлось преодолеть 173 километра. Летели около 6 часов.
- Успеваешь в небе видами снизу любоваться?
- По-разному бывает. Когда попадаешь в турбулентность, не до красот становится. Чтобы легко стартовать, ветер должен дуть в лицо. А в Корее ветер дул в спину. И когда стартуешь, то впереди не долина, а ущелье и деревья. И если после старта не сможешь «выкрутить» поток, то сядешь на деревья. Но если ты его выкручиваешь, то уходишь за гору и попадаешь в роторную зону, довольно-таки опасную.
- Роторная зона?
- Представь себе камень в горной речке. Вода обтекает его и сразу за камнем образуется завихрение. Точно так же с потоками воздуха… В Корее вообще все поворотные пункты маршрута оказались в роторных зонах! Другой фактор, который осложнял нам выступления, - скорость ветра. Она была на грани допустимого риска - иногда достигала 25 метров в секунду. Для нас же наиболее комфортный ветер - в районе 3−5 метров метров в секунду. Полеты часто приходилось прекращать. Вообще с этим этапом Кубка мира было много приключений. Как я из Турции до Кореи добиралась, это вообще отдельная песня.
- В Корее ты выиграла второй этап Кубка мира. Сколько их всего в этом сезоне?
- Пять. Первый этап проходил в Колумбии. Третий намечен в Австрии, но туда я не смогу поехать - в это же время пройдет чемпионат России. Для меня он важнее на данный момент. Путевку в суперфинал, где выступят лучшие из лучших, я уже получила, пройдет он в январе 2012 года в Мексике. Чемпионат России важен тем, что по его итогам будет сформирована сборная страны для участия в чемпионатах Европы и мира.
- Как ты готовишься к своим стартам?
- Самая лучшая тренировка - это соревнования, не важно какого ранга - будь то чемпионат Зимбабве или первенство Алтайского края. Когда ты летаешь в одиночку, это тоже хорошо. Но чтобы успешно выступать на соревнованиях, нужно уметь работать в коллективе, дружить с другими пилотами (как, допустим, в велосипедных гонках), вместе «обрабатывать потоки». У опытных пилотов есть чему поучиться. Дружба заканчивается на финишном отрезке, когда лететь остается километров 15. Там уже вовсю давишь на скоростную педаль.
- Понятно. Как и у других спортсменов, для тебя важна соревновательная практика. А физическая подготовка?
- (Со смехом.) Стараюсь по утрам делать зарядку. Но всегда, правда, получается! Вообще пытаюсь вести активный образ жизни: катаюсь на лыжах, велосипеде, роликах, сноуборде, хожу в веревочный парк, плаваю. Зимой в проруби купаюсь.
- Скажи честно, ты по жизни экстремалка или вообще безбашенная?
- Наверное, все-таки экстремалка. Безбашенность должна иногда присутствовать. Но экстремалу все-таки присуще чувство страха, инстинкт самосохранения. Я боюсь летать на параплане! Но летаю, потому что нравится. Конечно, иногда складываются идеальные условия - ты летишь и наслаждаешься, любуешься пейзажами, купаешься в теплых потоках воздуха… Но бывает, что получаешь удовольствие от выброса адреналина, пережитого страха.
Лётчик парапланериста поймёт
- Все мы родом из детства. Твои полеты - это продолжение чего?
- Я росла со старшим братом. Вместо кукол мальчишеские игры. Шалаши строили. У брата были друзья. И если я в кого-то влюблялась, то хотела его поразить. С деревьев прыгала, в воду ныряла, сальто всякие пыталась делать, с горки на велике без руля скатиться!
- У тебя были тяжелые травмы?
- Нет. В 2005 году порвала связки на голеностопе. Для нас это не страшно. Наиболее распространенная травма у парапланеристов - компрессионные переломы позвоночника. У профессионалов их получают не менее 50 процентов. Когда спускаешься на запасном парашюте, то часто приземляешься не на ноги, а на «пятую точку». Да и жесткое приземление на ноги тоже сказывается на спине.
- Парапланеризм - дорогое удовольствие. Сколько стоит твое новое «крыло»?
- 2500 евро. Крыло и все необходимое для полета снаряжение легко упаковывается в 100-литровый рюкзак и весит порядка 25 килограммов.
- Кто спонсирует твои выступления?
- Юрий Владимирович Малыхин, директор барнаульского боулинг-центра в торговом центре «Европа». Наверное, важнейшим моментом для нашего сотрудничества, которое длится второй год, стало то, что он бывший летчик. Юрий Владимирович тоже любит небо. Сам он еще на параплане не летал. Надеюсь, наступит тот день, когда он захочет это сделать, и я его прокачу на «крыле».
Я не мечтаю, а ставлю цели
- Как в твоей семье относятся к парапланерному спорту?
- Переживают за меня, поддерживают психологически. Мама всегда говорит, что я на правильном пути. Психологический настрой - это самое важное для парапланериста! Техника - на втором месте, погодные условия - на третьем.
- А что такое «психологический настрой» в твоем виде спорта?
- Боевой настрой, как ни странно покажется, часто мешает. Когда хочешь всех порвать, мозг занят не предстоящими нюансами полета, а результатом. А настраиваться надо, как показывает практика, на безопасное прохождение маршрута и получение удовольствия от полета. Нужно забыть о всех своих проблемах, не зацикливаться на них. А то подойдет к тебе соперник перед полетом, скажет: «У тебя стропа оборвана. Ой, извини, мне показалось», а у тебя все это отложится на подсознательном уровне и в самый неподходящий момент выльется в ошибочные действия… Я перед стартом стараюсь ни с кем не общаться.
- Какие отношения в среде парапланеристов? Никто в суп тараканов не бросает?
- Такого нет, конечно. Довольно приятельские отношения. Хотя полностью искренней со своими соперницами быть нельзя. Мне проще с мужчинами общаться. Они не всегда в нас видят соперниц. И могут искренне делиться опытом, помогать.
- В одном из интервью ты сказала: «В парапланеризме нужно иметь несколько мужских качеств, которых часто лишены многие женщины. В первую очередь это терпение, потому что иногда нет летной погоды и приходится долго ждать». Разве умение терпеть - не женское качество, прежде всего?
- Это спорный вопрос! Если говорить о социальных стереотипах, то, наверное, в жизни женщина терпеливее мужчины. Но если речь идет об узкой субкультуре, то здесь больше зависит от особенностей самого индивида. В парапланерном спорте мужчины умеют терпеть.
- И когда приходится призывать на помощь все свое терпение и силу воли? На старте, на финише?
- Если ты в начале соревнований показываешь хороший результат, то психологически сложно нести эту ношу. Как правило, выигрывают те, кто в ходе соревнований занимал третье-пятое место, а лидеры не выдерживают испытания «крайних дней». Когда ты переходишь в турбулентный поток, то всегда думаешь: сейчас может произойти подворот какой-то части крыла или еще что-то случится, поэтому приходится быть предельно сконцентрированной. И так - почти весь маршрут. После финиша уже ничего не хочется. Если говорить о физической усталости, то она появляется после двух часов полета.
- За рубежом ты находишься больше, чем дома?
- Фифти-фифти, скорее. Мне нравится кочевой образ жизни. Это у нас семейное! По папиной линии у меня все «кочевники». Прабабушка, родившаяся в Польше, пешком всю Россию прошла. Купит в деревне дом, поживет пару лет, продаст и дальше идет. Когда помирала, ее спросили: «Баба Стеша, ты где не успела побывать?» - «Везде успела. Только у Грузии не была!». Бабушка всегда подшучивает надо мной: «Ну что - „у Грузию“ поедешь?».
- О чем сейчас мечтаешь?
- Я не столько мечтаю, сколько ставлю цели. Мечта должна быть достижимой. (Смеется.) Когда достигну поставленных целей, обязательно расскажу! Я в этом плане суеверная.
Справка
Дарья Краснова родилась в 1988 году. По гороскопам - Овен и Дракон. В 2001 году стала чемпионкой Барнаула среди юниоров. Чемпионка Алтайского края и Кузбасса. Обладательница Кубка Сибири. Занимала второе и третье место в чемпионате Казахстана. Чемпионка России в серийном классе. Победительница этапа Кубка мира.
Сергей ЗЮЗИН, спеиальный корреспондент «Российской газеты» в Барнауле,
«Алтайский спорт», 17.06.2011.