Шахклуб веселых и находчивых
Руководители краевой федерации шахмат Артем Поломошнов и Максим Герасимюк ответили на вопросы главного редактора сайта Российской шахматной федерации Владимира Барского.
- Как получилось, что в некоторых регионах шахматные клубы сегодня закрываются, а у вас в Алтайском крае - наоборот, открылся?
- В данном случае не совсем уместно сравнивать Алтайский край с другими регионами. Например, с соседями-сибиряками. До нас тоже иногда доходит информация о том, что некоторые шахматные клубы в регионах находятся под угрозой закрытия, что нет денег на их содержание
- А где проводились раньше соревнования в вашем городе?
- В основном, все крупнейшие турниры региона проходили в городском клубе «Белая ладья», который принадлежит муниципалитету. Он был открыт в 1970-е годы и, наверное, для того времени выглядел вполне прилично. Но сейчас это абсолютно устаревший формат шахматного клуба-подвала, где проводить соревнования высокого уровня просто неприлично. Там нет элементарной вентиляции, а подвальное помещение без вентиляции с большим количеством шахматистов и зрителей - это особый колорит. К тому же за прошедшие годы материальная база городского клуба устарела. Инвентарь стал непригоден. Шахматные столы истерлись, фигуры - поизносились, электронных часов вообще в клубе не было.
Проблема заключалась в том, что у муниципалитета не было ни финансов, ни желания как-то поддерживать свой клуб в должном состоянии. И когда мы в конце 2010 года пришли к руководству краевой федерацией и начали проводить в этом клубе какие-то крупные турниры, то нам выставляли счет за аренду помещения или за инвентарь (если мы проводили турнир за пределами Барнаула). И у нас все время возникал вопрос: «А за что мы платим?» Но самое печальное было в том, что у прежнего руководства клуба «Белая ладья» вообще не было цели развития шахмат. Они жили тихо и спокойно, и резкое оживление шахматной жизни их начало напрягать. Поэтому буквально через несколько месяцев работы в федерации мы поняли, что нужно создавать свою материальную базу, свой клуб.
- С чего нужно начинать такую работу?
- С идеи. Вообще, в Алтайском крае за последние годы проведена огромная работа по строительству новых или ремонту действующих спортивных объектов. Появляются новые спортзалы, бассейны, футбольные поля с искусственным покрытием
- Это был первый шаг к созданию клуба?
- Нет, это был второй шаг. Первым шагом было то, что мы показали руководству края и окружной федерации шахмат свою способность работать: уже в первый год нашей бурной деятельности мы приняли в Барнауле чемпионат СФО среди мужчин и женщин по классическим шахматам и этап «Рапид Гран-при - Кубка России», которому, кстати, был присвоен статус «Кубка Губернатора Алтайского края». Нами был жестко внедрен спортивный принцип отбора в сборные Алтайского края по возрастам. То есть мы убедили руководство региона, что кроме идей мы умеем делать дело. А следующим шагом стала разработка и принятие трехлетней целевой ведомственной программы развития шахмат в Алтайском крае. Причем мы изначально приняли решение, что такая программа должна быть именно при спортивном ведомстве, а не в образовательном.
- Почему?
- Это отличительная особенность Алтайского края. Дело в том, что у нас очень большой аграрно-туристический регион. В нем почти 60 районов и 12 малых городов. Больше половины населения края проживает в сельской местности. Для поддержания всей образовательной системы региона, а это примерно 1300 школ, в хорошем рабочем состоянии требуется большой объем ресурсов. И на финансирование шахмат найти деньги в системе образования было бы очень сложно. Скорее всего, невозможно.
Поэтому мы пошли по линии спортивного ведомства, где нас полностью поддержал начальник управления Владимир Александрович Альт. С ним мы согласовали нашу программу, где четко описали состояние шахмат в регионе, к чему мы стремимся и за счет каких источников финансирования. В программе указали конкретные целевые показатели. Но самое главное - в программу был заложен пункт о создании краевого государственного бюджетного учреждения (КГБУ) «Краевой шахматный клуб». Поскольку шахматы не олимпийский вид спорта, мы не могли создавать под реализацию программы отдельную СДЮШОР или ДЮСШ, а вот клуб как бюджетное учреждение - пожалуйста. Фактически клуб является «реализатором» всей нашей программы. Через него идет финансирование краевых турниров, семинаров для судей и тренеров, гроссмейстерской школы Алтайского края, которую у нас возглавил известный омский тренер Иван Михайлович Смыковский.
- И какой объем финансирования заложен в программе?
- По 9,5 млн. рублей за каждый год трехлетки. В эту сумму укладывается и финансирование всех тех мероприятий, о которых мы говорили, и полное содержание шахклуба. Имеются в виду и коммунальные услуги, и штат сотрудников.
- С какими трудностями вы столкнулись при принятии программы развития шахмат?
- Главная трудность заключалась в том, что вся процедура заняла много времени. Изначально мы рассчитывали попасть со своей программой в общекраевую программу «Развития физкультуры и спорта в Алтайском крае» на 2012−2014 годы. Но поскольку проект нашего документа прошел сначала тщательную экспертизу, а затем рассматривался на сессии Краевого Законодательного собрания, это заняло много времени. В итоге программу приняли, но она начала действовать с 2013 года. Наверное, это даже и к лучшему, поскольку КГБУ «Краевой шахматный клуб» было создано в конце 2012 года. Параллельно шел ремонт в выделенных помещениях. А сам клуб официально был открыт в марте прошлого года.
- Как вы выбирали помещение?
- На это ушло несколько месяцев. Мы вместе с Владимиром Альтом просмотрели, наверное, около 20 различных помещений, которое нам рекомендовало краевое управление по имуществу. Но в итоге остановились на историческом здании, расположенном в центре города, постройки 1906 года. Это бывшие склады одного из богатейших людей Алтая начала XX века купца Полякова. Рядом находится большой магазин «Красный», который когда-то принадлежал купцу. Спустя сто с лишним лет весь этот ансамбль попал под защиту центра «Наследие» как памятник архитектуры.
- Не побоялись взять историческое здание?
- Сомнения, конечно, были. Но построить клуб с нуля было бы совсем нереально. А так нам пообещали выделить деньги на ремонт (и выделили около 3 млн. рублей), поскольку склады долгое время арендовали различные предприниматели. И в итоге, если магазин «Красный» действительно является сейчас красивым архитектурным памятником, то в складах в момент нашего прихода можно было снимать фильм «Сталкер». Там было всё разломано, выбитые кирпичи в стенах, земляной пол, окна разбитые, никаких инженерных коммуникаций.
- Почему вы взялись тогда именно за это здание?
- При принятии решения перевесило то, что само здание расположено в историческом центре, на улице Гоголя, рядом главная городская улица - Ленинский проспект, в шаговой доступности находятся несколько гостиниц для приема гостей, остановка общественного транспорта. Это было очень важно.
- Что представляет собой клуб сегодня?
- Те шахматисты, которые приезжали к нам на соревнования в течение года, уже заметили все изменения. Когда клуб открывался, в нем был готов только один зал. Сегодня мы располагаем тремя игровыми залами, в которых могут разместиться до 130 участников турнира. Приобретены современные шахматы («Стаунтон») и электронные часы. Закуплены специальные доски для проведения он-лайн трансляций. Сейчас, к примеру, с чемпионата СФО идет трансляция партий на четырех досках лидеров. Для создания компьютерного класса приобретены ноутбуки, которыми тренеры уже начали пользоваться. Кроме того, в одном из залов мы сейчас создаем музей шахмат со всеми необходимыми экспонатами, стеллажами
- Сколько в клубе штатных сотрудников?
- Всего семь человек, в том числе два тренера - Владимир Геннадьевич Суторихин и Сергей Алексеевич Уманский. Они работают с нашими ведущими молодыми шахматистами и с членами сборной команды Алтайского края среди юношей и девушек по возрастам. А коллектив возглавляет директор клуба Владимир Юрьевич Бобровский - человек очень увлеченный и ответственный. Он прошел вместе с нами все стадии появления своего детища - от идеи до конкретного воплощения.
- Как организовано членство в клубе?
- Мы упразднили уплату членских взносов в федерацию с момента открытия клуба. Сейчас шахматисту достаточно быть членом клуба, чтобы пользоваться определенными привилегиями. Вступительный взнос составляет 350 рублей, а ежегодный платеж - 250 рублей. Что дает членство? Во-первых, член клуба имеет полное право быть профинансированным для участия в каких-либо турнирах, в гроссшколе, в судейских и тренерских семинарах. То есть ты можешь рассчитывать на финансирование в рамках программы, если ты член клуба. Во-вторых, членство позволяет платить меньший турнирный взнос в различных краевых соревнованиях. В настоящее время в клубе насчитывается около 300 постоянных членов в возрасте старше 18 лет.
- Как вы планируете расширять этот проект?
- Наша следующая задача - открытие филиалов. В этом году мы должны это сделать в Рубцовске - третьем по величине городе на Алтае. Соглашение с местной администрацией уже подписано. Мы предоставляем от клуба ставку и необходимый инвентарь, а городские власти - помещение для шахматного филиала. В 2015 году запланировано по программе открытие еще двух филиалов. Пока мы до конца не определились с местами их дислокации, но заявки из разных городов и районов находятся у нас на рассмотрении. Что касается краевого клуба как спортивного объекта, то здесь нам нужно завершить ремонт еще одного зала и коридоров, после чего весь первый этаж будет готов. Есть еще у здания второй этаж, где раньше размещался ресторан. Сейчас он пустует, мы иногда на него заглядываемся. Но при этом прекрасно понимаем, что это более отдаленная перспектива. Создавать там, к примеру, гостиницу можно будет только с привлечением частного инвестора. А делать на втором этаже еще один игровой зал?.. Об этом можно будет говорить только после 2015 года.
- Сколько соревнований проводится в клубе за год?
- Мы как-то подсчитали, что по итогам 2013 года в клубе прошло примерно 45 соревнований. Крупнейшие среди них - первенство Сибири среди ветеранов, первенство СФО до 9 лет, детский «Кубок Алтая» (этап Кубка России), первенство Сибири среди старших юношей и девушек. В этом году клуб принимает взрослый окружной чемпионат.
- Летом в Барнауле запланирован очередной этап «Рапид Гран-при России». Он будет проводиться в клубе или в театре, как в прошлом году?
- В прошлом году, действительно, в Молодежном театре Алтая имени Валерия Золотухина, на малой сцене мы провели турнир «Алтайский рапид». В этом году (с 19 по 21 июля) рассчитываем попасть на ту же площадку. Но в принципе, если это потребуется, к приему этапа по рапиду готов и сам клуб.
- Что бы вы в целом посоветовали коллегам из других регионов, которые также задумываются о создании клуба?
- Наша ситуация не совсем уникальна. У каждого региона свои особенности, свои сильные и слабые стороны. Где-то власти любят развивать профессиональный футбол, а где-то предпочитают вкладываться в массовый спорт и физкультуру. Алтайский край относится ко второй группе регионов. Это точно!
Мы бы достаточно аккуратно посоветовали следующее. Первое: начинайте с разработки и принятия региональной программы развития шахмат. Это фундамент дальнейшего роста. Второе: делайте ставку на массовость, а не на создание финансового инструмента, которым будут пользоваться исключительно гроссмейстеры или избранные тренеры. Третье: обязательно продвигайте шахматы в СМИ. Мы в этом плане очень преуспели, поскольку у нашей федерации активно работает сайт, на открытиях турниров всегда бывает несколько телекомпаний. Журналисты относятся к шахматам с уважением. Четвертое: сделайте клуб открытым для массовых посещений - и для пенсионеров, и для молодежи, и для госслужащих. Пятое: просто хорошо относитесь к шахматистам. С любовью и уважением. Это, наверное, самое главное.