Сергей Шубенков: Хотелось добежать до золота
Завоевав 12 августа, в третий день чемпионата мира по легкой атлетике, бронзовую медаль в беге на 110 м с барьерами с результатом 13,24 секунды, Сергей Шубенков прокомментировал своё выступление специальным корреспондентам Агентства спортивной информации «Весь спорт» Марии Воробьёвой и Владимиру Иванову.
- Конечно, результатом 13,24 я не совсем доволен, - заметил Сергей Шубенков. — Мне хотелось пробежать по личному рекорду, а, значит - побить рекорд России. Мы готовились, выходили на пик и я чувствую, что силы есть. Но реализоваться полностью не получилось. Когда я бежал по кругам, понимал, что могу добавлять. Но нельзя было забывать обидный лондонский опыт и ошибку в Казани, где я просто всё отключил и полетел. Ни там, ни там в итоге не долетел. Именно поэтому по кругам я проходил как можно аккуратнее, сосредотачивался на технике. Тренер Сергей Клевцов говорил бежать по соперникам: «Бежишь первым - хорошо. Кто-то начинает обгонять, но есть возможность поддавить - делай, ведь лучше выходить в следующий круг с первого места.
- В полуфинале вам удалось обойти чемпиона мира Дэвида Оливера.
- В полуфинале он зацепил барьер, а в финале ошибся я. Показал там не совсем свой бег - нацеплял барьеров, но получилось накатить концовку. Сейчас пересмотрел повтор: оказывается, я был очень близко к самому замечательному четвёртому месту. Джейсона Ричардсона обогнал уже после 10-го барьера. Повторы своих забегов смотреть очень страшно - как только мы встаём на старт, меня снова начинает трясти так, будто только сейчас всё решится!
- За счёт чего удалось показать лучший результат в полуфинале?
- В полуфинале голова у меня хорошо работала, и я всё держал на контроле. Я увидел невысокие результаты предыдущего забега, и понял - Оливер будет опять лететь вперёд, а значит, наш забег станет быстрее, и обе маленькие «q» будут в нашей группе. То есть задача была попасть в первую пятёрку в своём забеге. Но после пятого барьера я понял, что в первые пять не попадаю! Подработал, поднажал и получилось выиграть свой забег. А про финал даже говорить нечего - я выхожу на дорожку, про всё забываю и только вперёд!
- Как провели время между полуфиналом и финалом?
- Я старался ни о чём не думать. Когда начинаю что-то просчитывать - ничем хорошим это не заканчивается. Вот полежать, послушать металл - это дело (улыбается).
- Как оцените свой старт в финальном забеге?
- Надо посмотреть стартовую реакцию - если она быстрее, чем 0,150 - хорошо. Если на уровне, 0,160 с копейками, тоже неплохо. Если стартовал ещё медленнее, это уже беда. Честно скажу, на старте в финале я поберёгся - понимаю, что нужно было рисковать всем, но не доводить до фальстарта.
- Вы фактически единственный из барьеристов, кто в финале показал какие-то эмоции на камеру.
- Это помогает разрядиться. Ведь если я буду стоять, нахмурив брови, то все сразу поймут, как сильно я волнуюсь (смеётся)! А вдруг они как-то этим воспользуются? На самом деле, волновались все, никто не был уверен до конца. Посмотрите на американцев - Меррит просто не готов сейчас стрельнуть, Ричардсон также далеко не на пике своей формы. Оливер чуть-чуть на подъёме, но всё равно его лучшие секунды остались в прошлом. Хотя и я не добежал до своих результатов. Но сейчас это не так важно.
- Прикидывали, что соперники не побегут по своим личным рекордам?
- Я предполагал, что для золота нужно будет бежать 12,98−12,99. Оливер выиграл с результатом 13,00. Я ошибся всего на сотую. Чемпионат мира всегда выигрывали с результатом из 13-и. Разве что Тэгу (Корея) стал исключением. Тогда Дайрон Роблес, нехороший человек, нацеплял китайца Лю Сяня, который из-за этого не добежал. Роблеса в итоге сняли, а Джейсон Ричардсон стал чемпионом.
- Сергей, сейчас понимаете, что завоевали бронзу чемпионата мира?
- Мне медаль пока не дали, но я о ней мог только мечтать! На своём первом чемпионате мира, два года назад, я очень хотел залезть в финал. Это была программа максимум. Приехал залезать в финал, отвалился прямо с утреца с предварительных забегов. Тогда я и подумать не мог о медалях чемпионата мира! А уже сегодня я пришёл на стадион в качестве фаворита. Я знал, что предстоит серьёзная рубка, но мне хотелось добежать до золота!
- Важно, что в полуфинале вы обыграли будущего чемпиона мира?
- С Оливером у нас давние «тёрки» (смеётся). В прошлом году мы пробежали в Брюсселе, и тогда счёт у нас был 2:2. Сейчас он меня, конечно, задвинул покрупнее! Но я с ним ещё посоревнуюсь, равно как и с другими ребятами.
- Отношение американцев меняется по ходу вашего прогресса?
- Раньше ни одна зараза со мной даже не здоровалась, а теперь видят в конце коридора, так уже начинают здороваться и спрашивать: «Как дела» (улыбается). Единственное исключение - Арис Меритт. Этот потрясающий парень всегда на позитиве и сколько его помню - он постоянно ко всем подходим первым, здоровается, спрашивает о каких-то вещах. Остальные же ребята начинают воспринимать тебя, только когда прижмёшь их. Вот такие они, эти американцы (улыбается). Но я был просто в шоке, когда ещё перед предварительными забегами ко мне подошёл Арис Мэррит и сказал - «Hey, have fun! "
- Получилось?
- Получить удовльствие от чемпионата мира? Конечно! На самом деле, чемпионат мира - это тяжело. Проходить три круга на старте такого уровня, что выше только Олимпийские игры, это серьёзное испытание. Но легче мне стало от поддержки наших трибун! Зрители так за нас болели, кричали, радовались и сопереживали. Если ориентироваться не на результат, а на свои ощущения, которые я получаю по ходу процесса, то на домашнем чемпионате мира легче.
- Легендарный Колин Джексон приезжал к вам в Барнаул. Теперь, наверняка, американцы сами будут проситься в гости, чтобы посмотреть, в каких условиях готовится опасный конкурент.
- Никакой супербазы у нас нет, и Колин не удивился, когда этот увидел. Он рассказал, что когда тренировался в университете, после подхода со штангой прислонялся попой к батарее, потому что было жутко холодно и хотелось хоть как-то согреться. Победы в модных фитнес-центрах не куются. Наоборот, они добываются в подвалах и полуразваленных качалках.
- В жизни вы такой же разговорчивый?
- Вот что интересно - нет. Это после забега во мне что-то просыпается (смеётся). Могу рассказать всё, ответить на каверзные вопросы, за что иногда меня потом частенько ругают (смеётся).
- Можете рассказать о своей фотосессии с стиле «ню» для журнала Vogue?
- Это было ещё в конце апреля.
- А если сейчас поступят новые похожие предложения?
- В таком виде? Теперь только эксклюзив (улыбается). Если честно, мне просто захотелось немного порадовать болельщиков. Вернее, болельщиц. Но если кто-то и из болельщиков порадовался - мне не жалко (смеётся). А так я подхлестнул интерес к лёгкой атлетике и к себе, в частности. Так что я работал на общее дело (смеётся).
- Спортсмены часто подкалывали?
- Бывало. Особенно бурная реакция была в Барнауле (смеётся). Там есть один региональный сайт, в котором время от времени появляются новости про меня. Так вот, новости, вроде того, что Шубенков поедет на чемпионат Европы или мира - набирают 40−50 просмотров, новость, что Шубенков выиграл чемпионат Европы - это, где-то - 500 просмотров, а вот известие, что Шубенков снялся голым - собрало сразу же около 9000 просмотров (смеётся).
- Теперь друзей в соцсетях наверняка добавится.
- А мне не жалко - добавляйтесь все! Я как-то прочитал, что у Болта в «Фэйсбуке» 1 млн друзей. Так вот, я тоже хочу миллион друзей и подписчиков в «Твиттере» (улыбается).