Важны и результат, и ребенок. Статья «Российской газеты» о родительском прессинге в спортшколах вызвала большой резонанс
«Спасибо „Российской газете“ за то, что подняла такую тему. Я эту статью разослал нашему тренерскому составу с тем, чтобы они ознакомили с ней родителей наших детей. После этого родители стали меньше жаловаться», - сообщил директор СШОР по футболу им. А. Смертина Евгений Татаринцев на круглом столе «Родители и спортшкола», который прошел в Краевом училище олимпийского резерва. Евгений Михайлович был далеко не единственным, кто поблагодарил нашу газету за актуальную публикацию.
В двухчасовом, очень заинтересованном обсуждении октябрьской публикации в «РГ"-Неделя» материала «Почему родители включают прессинг» участвовали руководители и тренеры-преподаватели краевых спортшкол, юристы, спортивный психолог, родители юных спортсменов, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, глава исполнительного комитета ОНФ в Алтайском крае и представитель регионального Минспорта.
- В нашей школе насчитывается 11 отделений и практически в каждом из них возникают случаются конфликтные ситуации, - говорит директор краевой СШОР Сергей Волков. - В советские времена совещания по такой проблеме, как конфликты между тренерским составом и родителями, не могло быть в принципе. Тогда тренеры, как и все педагогическое сообщество, были юридически защищены. Сейчас иная ситуация. И если кто-либо родителей решил загнобить тренера, который стал неугодным, он тут же обращается в прокуратуру, в различные министерства и ведомства, шлет письма в Москву. И начинаются бесконечные запросы, писанина, проверки.
Для сведения: подготовка детей в спортивных школах в наше время осуществляется в рамках образовательной деятельности. Поэтому руководство школ оказывается между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, надо обеспечивать достойные спортивные результаты, а с другой, давать образовательные услуги - в равной степени! — каждому ребенку. По объективным причинам эти векторы могут не совпадать.
- Нужна ли такая модель, при которой тренеры превратились из бенефициаров в заложники, попав под давление родителей? Под такое же давление, пусть опосредованное, попадает и руководящий состав, - констатировал ведущий круглого стола Иван Самсонов, заместитель директора ЦСП Алтайского края, кандидат педагогических наук.
Подобный прессинг пережил Сергей Штин, один из лучших тренеров СШОР по баскетболу «АлтайБаскет». Какой-то из мам не понравилось, как Сергей Михайлович общается с ее ребенком, и она написала письмо к руководству спортшколы, заручившись поддержкой еще двух родителей: уберите Штина с этого возрастной группы. При этом никто из «подписантов» напрямую не общался с тренером. Руководство «АлтайБаскета», изучив ситуацию, встало на защиту подчиненного - тогда жалобы полетели во все инстанции. Тренера удалось отстоять, но конфликт показал: современные тренеры правовыми нормами в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не защищены. Та история добавила Сергею Штину седых волос.
Что характерно: родители, активно занимавшиеся спортом в детстве и молодости и остающиеся в нем на уровне любителей, в тренерскую работу не лезут. Мнение этой части родителей высказал отец ребенка, тренирующегося в одной из ДЮСШ по футболу.
- Родитель не должен вмешиваться в тренерскую кухню, но тренер должен общаться с каждым родителем как индивидуально, так на и общих собраниях, доходчиво разъяснять свои принципы и методы работы, - считает Андрей Михайлин, адвокат, футбольный судья в любительском чемпионате Барнаула.
Однако далеко не все папы и мамы имеют спортивное прошлое.
- Родительский прессинг - проблема ярко выраженная, - отмечает Александра Сазонова, спортивный психолог. - Тревожность родителей понятна, ведь, как правило, их не допускают в тренировочный процесс, что, я считаю, правильно. Поэтому необходимо, чтобы тренеры давали обратную связь родителям. Очень важны родительские собрания, где бы тренер все разъяснял мамам и папам, многие из которых просто не понимают специфику тренировочного процесса. Интересно, как меняются приоритеты части родителей: поначалу они приводят детей в спортшколы «для здоровья», «чтобы мог за себя постоять», «отвлечь от компьютера», но потом аппетиты растут, и им уже хочется, чтобы ребенок достиг больших высот.
Вдвойне сложно порой приходится тренерам, работающим с девочками. Здесь со стороны родителей исходит особенно пристальное внимание к любому действию и даже слову спортивных наставников. Тем не менее формула успешного взаимодействия с такими родителями проста, считает Оксана Жбанникова, тренер-преподаватель СШОР по футболу А. Смертина:
- Плохих детей не бывает - есть невнимательные взрослые. Детскому тренеру нельзя быть диктатором: как я сказал, так и должны делать. Нужно уметь договариваться с детьми и родителями, получать от них обратную связь. Я работаю не только с футбольными командами девчонок, в какой-то момент пришлось тренировать свою дочь. Однажды я ее не пустила на сборы сборной России до 15 лет, отправила другую девочку. Дома пришлось дочке подробно объяснять свое решение. Она поехала на сборы только через год, когда заслужила. Когда возникают сложные вопросы, требующие отдельного обсуждения, в нашей школе они выносятся на родительский комитет. Если мы будем решать эти вопросы совместно, дети не будут заложниками каких-то спорных ситуаций.
Оксана Николаевна поделилась опытом взаимодействия с мамами юных футболисток:
- Мы создали «Лигу мам». Днем у меня девочка тренируется, а вечером - ее мамочка, и она начинает потихоньку разбираться в футболе и в логике учебно-тренировочного процесса.
Сегодняшние реалии таковы, что тренерам, особенно возрастным, нужно помнить: дети не те, что прежде, и некоторые методы, которые успешно работали раньше, неприемлемы. Александра Сазонова вспомнила случай в перерыве матча в раздевалке одной из команд, когда ребенок в ответ на критику тренера заявил: «Вы не имеете права на меня кричать, иначе я вызову полицию».
- Проблема взаимоотношений родителей и тренеров будет обостряться еще больше, - прогнозирует Лариса Казанцева, директор СШОР по волейболу «Заря Алтая». - Действительно, администрация школ и тренеры в правовом смысле вообще не защищены от радикально настроенных родителей. Было дело, когда я целый год вела переписку с прокуратурами разного уровня: районной, городской, краевой и даже Генеральной. Мы везде доказали правоту тренера, ни один факт, из тех, что были в жалобах, не подтвердился, но в итоге нас, администрацию, равно наказали - надо же было надзорным органам как-то отреагировать. А родителям все сошло с рук, они не несут никакой ответственности за свои кляузы. На мой взгляд, это неправильно, когда прокуратура пытается разобраться, верно или нет выстроен учебно-методический процесс. Ведь у школы есть лицензия, у тренера есть лицензия, заслуги, а деятельность нашу оценивают люди - при всем уважении! — объективно далекие от спорта.
При этом, отметил Владислав Родькин, директор СШ по хоккею «Алтай», если краевые и муниципальные спортшколы находятся под неусыпным контролем, то частные спортивные клубы никто не проверяет и «это ненормально».
Подводя итоги, участники круглого стола сошлись в том, что конфликтов станет меньше при условии регулярных контактов руководства спортшкол и тренерского состава с родителями юных спортсменов. Кроме того назрела необходимость разработки локальных нормативных актов, регламентирующих права и обязанности занимающихся спортом детей и их родителей.
Кстати
Бывает, когда родители сразу обращаются в самые высокие инстанции.
- Одна родительница написала жалобу Президенту России. Письмо, естественно, в скором времени вернулось к нам. Встретились мы в моем кабинете. Говорю: «Мы с вами знакомы не первый год, всегда находили общий язык, могли бы просто зайти и быстро решить вопрос, он же выеденного яйца не стоит». Знаете, что я услышал в ответ? «Застеснялась», - вспомнил давнюю историю Евгений Татаринцев.
Директор СШ по художественной гимнастике «Жемчужина Алтая» Андрей Пудовкин рассказал не менее анекдотичный эпизод:
- Бабушка одной из девочек из благих побуждений написала Президенту, что в нашей школе не хватает денег и - к нам пришли проверяющие из Счетной палаты.
Авторитетно
Ольга Казанцева, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае
- По роду деятельности я давно вовлечена в эту тему. Сегодня в Новоалтайска разбиралась в очередном конфликте «педагог - ребенок». Очень часто от руководящего состава школ приходится слышать: уберите из образовательного процесса родителей - работать стало невозможно. Но мы живем и работаем в соответствии с законом, каждый родитель сейчас сам себе режиссер, они все фиксируют и записывают, а потом выкладывают в чаты (нередко этим и дети занимаются). Тренировочный процесс превратился в публичный акт. Поэтому директорам нужно повышать правовую грамотность, прокачивать компетенции дозволенности реализации родителями своих прав в образовательном процессе, что точно понимать: что они могут требовать, а чего нет. Прибегайте к услугам юристов, в том числе связанных с министерством образования.
«Российская газета», Сергей Зюзин/Барнаул.