Арсений Цыба: «18-е место — это шаг вперёд»
Голкипер «Динамо-Алтай» Арсений Цыба стал лидером регулярного чемпионата ВХЛ 2024−2025 по проценту отраженных бросков. Его команде не хватило трех очков до выхода в плей-офф. В интервью вратарь рассказал о мероприятиях для болельщиков, непростых моментах сезона и конкуренции в лиге.
— Несмотря на то, что команда завершила сезон, вы продолжаете радовать болельщиков мероприятиями: по словам руководителя клуба Руслана Чайкина, это добавляет узнаваемости вам как бренду. Что необычного было на мастер-классе в Бийске?
— Руслан Сергеевич правильно говорит, что это делается для популяризации хоккея в регионе. Мы поработали с детишками, для них это важная встреча. Громко сказано, но, наверное, возможность увидеть кумиров, за которых они болеют по телевизору, пообщаться с ними, пожать руку или отбить кулачок. Сначала мы все представились, познакомились. Поработали по станциям, показали разные упражнения. Я работал с вратарями. В конце поиграли «все на все», покайфовали и сфотографировались, раздали автографы.
— Твоим подопечным был полезен этот опыт?
— Надеюсь, что да. Старался показывать им разные упражнения. Все ребята довольно способные, было видно, что у них уже есть база. Упражнения понимали абсолютно сразу и выполняли их неплохо. Было приятно с ними работать!
— Как прошел гала-матч закрытия сезона?
— Также важное мероприятие, потому что последние матчи сезона были на выезде. Болельщикам хотелось еще раз увидеть нас на льду перед уходом в отпуск. Первый матч был с командой «Шайба» из официальных представителей, второй — с командой «Мотор» — ветеранами барнаульского хоккея, и третий — с болельщиками. Между играми были конкурсы, все повеселились. Для болельщиков праздник — увидеть хоккеистов в другом настроении, потому что они привыкли к тому, что мы сконцентрированы, серьезны, а тут шутим, кривляемся.
— Понравилось играть в поле?
— Необычно увидеть всех четырех вратарей и тренера в амплуа нападающих. Мы все забили по голу, кроме Александра Игоревича. Он очень хотел, был шанс на буллите, но не вышло. Ну, ничего страшного. Надеюсь, в следующий раз ему повезет!
— Ты завершил регулярку в статусе лучшего вратаря лиги по проценту отраженных бросков. Как ощущаешь себя в этой связи?
— Не люблю оценивать свою игру, тем более говорить о каких-то удачных отрезках. В любом случае хоккей — это командный вид спорта, и тот факт, что мы не попали в плей-офф, делает итог неудовлетворительным. Приятный бонус, но, если бы я мог поменять его на выход в плей-офф, я бы это сделал.
— Твой любимый сейв в сезоне?
— Были хорошие спасения, но какого-то супер яркого сейва вспомнить не могу. Мы даже обсуждали с тренером вратарей. Он говорит, что это, наоборот, хорошо: значит, все правильно делаю на льду и не приходится прыгать за шайбой. Соглашусь с ним.
— После «сухаря» в Тамбове ты изобразил, будто закрыл ворота на замок, хотя говорил, что стараешься отходить от суеверий. Это регулярная практика?
— Не назвал бы это суеверием. Просто прикол, как празднование у нападающих, когда они забивают гол. У меня в целом это первые сухари в ВХЛ. Видел жест где-то в НХЛ, выглядело эффектно, вот и решил повторить. Буду ли делать его дальше — не знаю, время покажет.
— В октябре вы прошли через семиматчевую серию поражений. Каково было команде в тот период?
— Так бывает, это спорт. Нельзя сказать, что мы проигрывали все матчи вчистую. Были и те, где мы уступали в одну шайбу, вели, но не могли довести дело до конца. Никакой паники в тот момент не было, атмосферу тоже держали хорошую. Мы понимали, что черная полоса когда-нибудь закончится, и хотели, чтобы это произошло побыстрее. Продолжали выходить, биться, играть в свой хоккей, и на восьмой матч это наконец принесло результат. А дальше, кстати, началась продолжительная серия побед.
— 11 матчей с набранными очками и восьмью победами — это логичный выход из кризиса?
— Верно подмечено: все происходит не просто так и для чего-то нужно. Возможно, если бы серия поражений нас не встряхнула, мы бы не выдали продолжительную серию с набранными очками. Это один из лучших сценариев выходов из таких ситуаций.
— Главный тренер команды Дмитрий Пархоменко говорил, что для разгрузки ходил гулять в бор. Ты там бывал?
— Не знаю, в каком бору Дмитрий Геннадьевич гулял, но мы не встречались. (Смеется). У каждого своя психология, нужен разный подход. Кто-то выбирает побыть одному, погулять в лесу. Кому-то, наоборот, нужно разгрузиться, попить сока в компании. Я гулял с женой по паркам и старался не думать о неудачной серии, не зацикливался на ней. Мы не делали из этого трагедии.
— Болельщики назвали одним из самых запоминающихся моментов матч в Новокузнецке, где вы забили за две секунды до сирены. Согласен со словами главного тренера, что после феерической победы вы выдохлись и слишком рано поверили в успех?
— Возможно, Дмитрий Геннадьевич и прав. После неудачной серии в концовке чемпионата я задумывался о том, что тот матч забрал много сил. Как будто отдали все, а в важных моментах нам не хватило энергии, чтобы дожать. Конечно, в моменте были такие эмоции, будто мы выиграли Кубок! Получились качели: мы вели 2:0, в третьем периоде пропустили, начал думать: «Неужели мы упустим это игру?» Со вбрасывания готовились к овертайму. Ничего не предвещало гола Сани Когалева за две секунды до сирены. 300 болельщиков приехали нас поддержать, это было что-то нереальное! Спасибо им огромное за перфоманс, у меня в карьере такое впервые.
— Какие два конкретных матча надо было выиграть, чтобы набрать достаточно очков для выхода в плей-офф?
— Когда мы отдали «Челмету» игру в Барнауле, ведя 3:0 после первого периода. В третьем периоде соперник буквально на последних секундах сравнял счет, перевел игру в овертайм и одержал победу над нами — отдали одно очко. С «Торосом» не пошла буллитная серия: из пяти попыток мне забили четыре, при том, что мы тоже забили три. По идее, при таком количестве реализованных бросков мы должны забирать игру. Если бы я сыграл понадежнее… Не день Бекхэма получился.
У команды был непростой этап, когда два основных голкипера выбыли буквально в один момент. Сначала Никита Дианов не играл месяц из-за травмы, на следующем выезде в Татарстан перед игрой с «Челнами» недомогание почувствовал уже я. Померили температуру — 38. В Казани сделали рентген. Оказалось, пневмония. Мы с Никитой пропустили весь декабрь. Может, могли бы там что-то зацепить. На самом деле нужно отдать должное вратарям, которые остались в строю. Да, они очень мало играли до этого, но все же провели очень достойный отрезок.
— В прошлом сезоне вы заняли 20-е место, в этом — 18-е.
— В любом случае для нас это шаг вперед: поднялись на две строчки в таблице при том, что стало больше участников. Надеюсь, тенденция продолжится, в следующем сезоне команда окажется еще выше и попадет в плей-офф.
— Спортивный директор «Адмирала» Павел Житков говорил, что в сезоне 2023−2024 ты проделал большую работу, но получил мало игровой практики. Кто был инициатором твоей командировки в ВХЛ?
— Это было совместное решение, но в первую очередь хотел я. Понимал, что провел сезон в системе «Адмирала» и не получал игровой практики. Было несколько командировок в Барнаул, но, сами понимаете, без игрового тонуса. Первый раз — в декабре. До этого не сыграл ни одного матча, только тренировался. После сезона понимал, что, если так и останусь третьим вратарем, будет тяжело. Лучше всего было провести полноценный сезон в ВХЛ, набраться опыта, и уже с этим багажом возвращаться в КХЛ. Самое главное, что это пошло мне на пользу.
— Главный тренер «моряков» Леонид Тамбиев назвал тебя первым воспитанником «Тайфуна», который подписал контракт в КХЛ. Согласен с таким определением?
— Думаю, Леонид Григорьевич имел в виду, что я выпускник «Тайфуна». По сути, провел там один сезон, а до этого все время был в Перми.
— Дальневосточники вели в противостоянии с «Трактором». Им по силам пройти фаворита?
— Вообще у «Адмирала» очень интересная серия. Плей-офф — это абсолютно другой хоккей, можно сказать, турнир внутри турнира. Там уже никто не смотрит на то, какое место заняла команда в регулярном чемпионате. Считаю, что шансы абсолютно одинаковы. Сейчас я нахожусь в расположении команды. Болею за «Адмирал», желаю только побед в серии!
— Семьи некоторых игроков из Владивостока не смотрят выездные матчи из-за большой разницы во времени. В Барнауле +4 к Москве — как поступает твоя жена?
— Смотрит все выездные матчи, в которых я участвую. Жены собираются в компании, приглашают друг друга в гости.
— Как бы ты объяснил провалы топовых команд в начале плей-офф?
— В плей-офф нет таких понятий, как «лидер» и «андердог». Уже два раза в истории ВХЛ были случаи, когда первое место вылетало от 16-й команды, те же «Молот» с «Соколом». Все ребята знают, за что бьются.
— Генменеджер «Динамо-Алтая» Артемий Лакиза подсчитал, что для попадания в плей-офф НХЛ нужно набрать 55% очков, а вы набрали 57%, и этого не хватило. ВХЛ — самая конкурентная лига?
— Сильное высказывание. Мне эту информацию передал Ваня Синицкий, когда мы занимались в зале. Получается, лига конкурентнее, чем НХЛ. Сезон вообще был интересным по накалу: буквально один матч проиграешь, и сразу можешь упасть на пять-шесть строчек вниз. 18-е место от 14-го отделяли два очка. Таблица была очень плотной, без шансов на ошибку.
— Есть ли в 1/8 финала серии, в которых по обе стороны твои друзья, и кому из них пожелаешь победы?
— С некоторыми ребятами из «Молота» довелось поиграть вместе: Зенчиков, Голубев. Наверное, хотелось бы поддержать родной город Пермь и пожелать ему победы в трудной серии с «Челметом».