От винта! Своё десятилетие отмечает Федерация вертолетного спорта Алтая
В этом году десятилетие отмечает Федерация вертолетного спорта Алтая - да, такая в нашем регионе тоже есть. Ее руководитель Сергей Попов, получив однажды «вертолетные» права, решил открыть и профильную организацию, которая, в свою очередь, дала толчок к созданию аэродрома.
Не уеду, пока не научусь
Кандидат в мастера спорта по самолетному спорту Сергей Попов из того поколения легендарной барнаульской пилотажной школы, представители которой участвовали в чемпионатах России и мира, а в 2006 году выиграли командный чемпионат страны по высшему пилотажу. Он, Михаил Переверзев, Лариса Радостева - эти имена тогда были на слуху. Сам Сергей Попов до сих пор благодарен тренеру летчиков Николаю Радостеву, утверждая, что он открыл им небо.
Постепенно пилотажный спорт в регионе затух, техники не стало.
- Крайний раз слетали на соревнования на Як-55 с разорванными рулями, попытались побороться с новыми «экстрами» (немецкий спортивный самолет Extra. — прим. авт.) и поняли, что все, - вспоминает Сергей.
Летчики разошлись кто куда. Лариса Радостева, например, ушла в гражданскую авиацию, со временем стала командиром воздушного судна в «Аэрофлоте». Сергей Попов тоже поехал учиться в Санкт-Петербург в академию гражданской авиации. Но потом неожиданно для себя стал пилотом вертолета.
- Олег Фёдоров, мастер спорта СССР, прокатил на таком. Потом я из кабины вылез и понял, что не уеду домой, пока сам не научусь, - улыбается Сергей Попов.
Обучение оказалось не таким уж сложным. Как объясняет Сергей, вертолет после самолета освоить проще - в обратном порядке наоборот, особенно тяжело привыкнуть к тому, что самолет, в отличие от винтокрылой машины, нельзя остановить в воздухе, заставив зависнуть в одной точке. После обучения Попов купил Robinson R44, на котором и осваивал вертолетное управление, и на нем же своим ходом вернулся в Барнаул.
Чтобы все было законно
Вскоре в Новосибирске он встретился с летчиком Виктором Соловьёвым, мастером спорта международного класса, инструктором с 50-летним стажем. Тот и показал Попову не просто что такое вертолет, а что такое - вертолетный спорт.
- Он, конечно, лайтовее, чем самолетный, нет фигур высшего пилотажа. Он скорее на точность, артистичность. Есть несколько различных упражнений - на точность пилотирования, скорость, аккуратность. Например, ты управляешь, а второй член экипажа, оператор, должен на веревке держать ведро с водой, и ее надо не расплескать. Или на лыжу вертолета наносят отметку, и ты должен приземлиться точно перед стоп-линией на земле, - рассказывает Попов.
Новосибирск в то время на вертолетных соревнованиях прославляла чемпионка России Ирина Диденко. Сергей вместе с ней тогда хотел организовать что-то вроде межрегиональных соревнований, но дело так и не дошло. Но он твердо решил создать краевую Федерацию вертолетного спорта, хотя и был единственным спортсменом в этой дисциплине в регионе.
- Хотел, чтобы все было легитимно, чтобы можно было развиваться на законных основаниях. Есть Федерация вертолетного спорта России, я ее официальный представитель здесь. Да и не оставляю надежду, что у нас произойдет возрождение пилотажного спорта, - признается Сергей Попов.
Команда единомышленников
На серьезных соревнованиях сам он так и не был - говорит, что достойно смотрелся бы разве что в дисциплине «фристайл», где надо импровизировать, придумывать авторские элементы, с этим у него все в порядке в том числе благодаря самолетному прошлому. Зато он регулярно выступает на авиашоу в Мочище под Новосибирском, летал над Барнаулом во время различных праздников с показательными выступлениями, а снимки с неба для одного из альбомов, посвященного городу, сделаны с борта его вертолета. Однажды он даже транспортировал из Новосибирска в Новокузнецк настоящий Кубок Стэнли, который вез на родину один из завоевавших его хоккеистов.
Но самое интересное, что Федерация вертолетного спорта Алтая дала старт другому проекту - аэродрому «Гелион», который сейчас видят все проезжающие по Чуйскому тракту недалеко от Новоалтайска. Как объясняет Сергей, вертолет надо было хранить, обслуживать. Построил ангар, появилась команда единомышленников. Партнер Антон Лютиков, с которым они вместе развивают объект - из той чемпионской барнаульской пилотажной команды.
Сейчас здесь пять ангаров для хранения техники, три начнут строить весной, в планах еще несколько. А главное - летом появилась асфальтированная взлетная полоса длиною 700 метров. Ее строительство дало возможность летать не только летом, но и зимой - на грунтовке в снежное время это сложно.
Они летают сами и учат покорять небо других. К делу подходят ко всей серьезностью. Сергей Попов сам разработал и утвердил в Росавиации свою авторскую программу обучения. А вообще за все, что происходит на аэродроме, отвечает Сергей Байбак - старший авиационный начальник площадки. Человек заслуженный - ветеран боевых действий, участник СВО и операции в Сирии, освоил более 15 типов самолетов от Як-52 до Су-34, а сейчас - инструктор по обучению.
Как считает Сергей Попов, малая авиация сейчас начала активно развиваться - и техника, и само обучение стало доступным.
- Когда-то и подумать не могли, чтобы побывать на аэродроме, не то что самолетом «порулить». А сейчас с этим проще. Не скажу, что дешево, но и не заоблачно. Кто-то проходит обучение и на этом взаимоотношения с небом заканчиваются. Может быть, гештальт закрывают, детскую мечту. Остальные продолжают летать - или свою технику со временем покупают, или поднимаются на той, что есть на аэродроме. Это тоже оправдано. Тот же вертолет надо обслуживать, причем делать это может только специализированная организация. И необходимо это вне зависимости от того, как часто он летает, может вообще годами в небо не подниматься, таков регламент, - объясняет Попов.
Сейчас здесь базируется более десяти самолетов, три вертолета - часть принадлежат «резидентам» аэродрома, их тоже человек десять, часть - другим любителям неба, который используют «Гелион» как стоянку. Есть и уникальные экземпляры. Одно время здесь, например, базировался вертолет чемпиона мира по высшему пилотажу Александра Курылева, на котором в свое время были установлены два мировых рекорда - самый дальний перелет и первое кругосветное путешествие.
Машин для высшего пилотажа нет. Пока нет. Как поясняет Сергей Попов, такая техника - как болиды «Формулы-1» в автомире, дорогие и узкоспециализированные. Но все-таки заказали в США три года назад два спортивных самолета, правда, из-за мировых событий поставка затянулась. Да и руководители «Гелиона» говорят, что летать на них пока некому, сами скромничают, мол, возраст уже не тот. Но если найдутся энтузиасты - легко подготовят.
В планах Сергея Попова - организовать на базе аэродрома фестиваль малой авиации. Возможно, его получится провести уже в этом году.
Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул»