Подъём переворотом
Директор спортшколы Сергея Хорохордина предлагает изменить систему оплаты труда тренеров в спортивной гимнастике
Новая муниципальная спортшкола ещё не получила окончательного юридического оформления, но плоды самостоятельности бывшего отделения гимнастики СДЮШОР № 3 уже налицо. Уютно стало на входе в спортзал, буквально преобразился второй этаж - после ремонта там чисто, свежо, светло. Перед дверьми пока свободного от мебели директорского кабинета сияет табличка с ФИО первого руководителя спортшколы. «Алтайский спорт» попросил Евгения Кожевникова, заслуженного тренера России, поделиться своими ближайшими директорскими планами.
- Начну с того, что на должность директора я был принят 25 января. В феврале у нас ещё общее со СДЮШОР № 3 финансирование, но как самостоятельное подразделение мы уже функционируем - есть бухгалтер и завуч. Пока они работают на общественных началах, но к маю всё должно встать на свои места.
- Евгений Вениаминович, в названии спортшколы множество прилагательных: она и муниципальная, и автономная, и специализированная, и олимпийского резерва. Что дает вам автономия?
- Являясь муниципальной школой, мы получаем муниципальный заказ. Это работа с 370 детьми, которые входят в спортивные группы по различным возрастам. Муниципалитет выделяет ресурсы на оплату этого труда, в том числе на зарплату тренеров. Автономия даст нам возможность зарабатывать дополнительные средства. Они пойдут на развитие спортшколы и материальное стимулирование тренерского состава. Если я не ошибаюсь, в Барнауле на принципах автономии работает только одна спортивная школа - ДЮСШ «Рубин». Но я уверен, что в ближайшем будущем спортивные школы будут переходить именно на эту организационно-правовую форму.
- Вы привели в пример ДЮСШ «Рубин», но там достаточно площадей, чтобы оказывать населению дополнительные услуги. Вы же крайне стеснены в этом отношении. На чём зарабатывать?
- Вы правы. На сегодня у нас есть только одно помещение - наш гимнастический зал, в котором занимаются дети, где мы отрабатываем муниципальное задание. Но в воскресенье наши воспитанники в основном отдыхают, занимаются только две группы.
А в четверг не занимаются девочки. Так что два дня спортивный зал относительно разгружен. В это время мы можем позволить себе работу на коммерческой основе с группами здоровья. Плюс есть свободное от занятий с детьми окошко, когда идёт пересменка в образовательной школе, - это ещё 2−3 свободных часа. Но по большому счёту автономия заложена нами на перспективу. Надеемся, что со временем будут реализованы наши планы по строительству большого гимнастического зала. Подчёркиваю: все заработанные с помощью автономии дополнительные средства - это лишь подспорье для реализации нашей главной стратегической задачи - подготовки гимнастов высокого класса.
- Что для этого надо кроме современного гимнастического зала?
- Многое у нас уже есть. Прежде всего, квалифицированный тренерский состав. Напомню, что наш воспитанник Александр Богатырёв входит в состав юниорской сборной России, а Денис Юров - юношеской. Остаётся в списке основного состава сборной страны и Сергей Хорохордин.
Жаль, что с этого года нам не удастся перейти на более правильную для гимнастики систему оплаты тренерского труда. Сейчас у нас уравниловка, оставшаяся с советских времён. А в школе олимпийского резерва всё должно быть заточено на конечный результат. Кто больше приносит, тот и должен больше получать. При этом нельзя ущемлять и тех, кто, допустим, работает на наборе. Будем внедрять бригадный метод. В одной группе будут, к примеру, три человека: тренер, занятый на наборе, хореограф, тренер высокой квалификации. Успех одного гимнаста будет делиться на всех.
Плюс ни в одной статье не предусмотрено замещение тренера высокой квалификации в спортшколе во время его отъезда на учебно-тренировочные сборы с самыми сильными спортсменами. А ведь если твой воспитанник попадает в национальную команду, то ты с ним находишься на базе сборной России 9−10 месяцев в году! Так было у меня, когда я тренировал Хорохордина и Баркалова, такая же ситуация сейчас у Петра Николаевича Червякова, который тренирует Богатырёва. За полтора месяца этого года он был в спортзале нашей школы всего пять дней!
Чем хорош бригадный метод. Он позволяет не терять детей, которые в связи с отъездом тренера высокой квалификации остаются бесхозными. При этом замещающий тренер будет знать, что его дополнительная нагрузка не останется без вознаграждения, если тренер высокой квалификации добьётся со своим учеником серьёзных успехов на всероссийской или международной арене.
- А где-то в стране так уже работают?
- Конечно! Ведущие гимнастические школы давно перешли на эту схему. Ближайший пример - соседний Ленинск-Кузнецкий. Эти же путём идут в Томске, Новосибирске, Пензе, Москве, Владимире…
Помимо бригадного метода там действует процентная оплата труда тренеров. Сейчас по законодательству педагог не имеет права получать больше двух ставок. Наша система оплаты труда - подушная. В ведущих же школах гимнастики оценивают в процентах и количество занимающихся, и качество. Допустим, перворазрядник даёт 14 процентов, мастер спорта - 40, член сборной России - 100, олимпиец - 150 процентов. Распалась у тебя группа, работаешь ты на высшем уровне с одним человеком - получишь полторы ставки. А если ещё и учебно-тренировочную группу сохранил - две с половиной и больше! Конечно, для бюджета такая схема оплаты труда обременительна. Но если мы хотим высоких результатов, надо её внедрять.
- И последний вопрос. Как будет встроен в работу новой школы человек, чьим именем она названа, - Сергей Хорохордин?
- Именная школа - это дополнительная ответственность. Сергей и так парень ответственный: он очень многое сделал для создания школы. А с февраля он утверждён крайспортуправлением на должность старшего тренера Алтайского края по спортивной гимнастике: будет формировать сборные, выезжать с ними на соревнования, определять общую политику развития гимнастики. Плюс спортсмен ещё продолжает тренироваться. Мы, пользуясь этим, проводим мастер-классы для детей. Этот год для Сергея переходный, моё мнение: резко из спорта с такими нагрузками, как в гимнастике, уходить нельзя. Тренируемся мы один раз в день 4−5 раз в неделю. Возможно, уже в марте Сергей выступит на клубном чемпионате Франции.Виталий ДВОРЯНКИН,
«Алтайский спорт», 21.02.2013.