«Вечерний Барнаул»: как врач-рентгенолог Евгения Комлик стала координировать алтайский автоспорт

Фото: Ярослав Махначёв Фото: Ярослав Махначёв

В этом году Алтайская федерация автоспорта снова удостоилась похвалы от организаторов ралли «Шелковый путь». Вдобавок к этому АФАС провела немало других успешных соревнований. С председателем организации Евгенией Комлик накануне Дня автомобилиста мы поговорили о том, как живёт региональный автоспорт.

Организация и гостеприимство

— Евгения, «Шёлковый путь» — мероприятие федерального масштаба. В чём была роль местной федерации?

— Мы являлись организаторами всей спортивной части в Алтайском крае — от стартовой зоны в Рассказихе до финиша в Акутихе. Сцена, фан-барьеры, конусы, ленточки, соблюдение тайминга с точностью до минуты — всё было на наших судьях и волонтёрах, плюс нам помогали коллеги из Кемерова, Красноярска, центральной части России. С волонтёрами несколько раз были очные и онлайн-брифинги, учили правилам работы, в том числе в опасных ситуациях и при ЧП, взаимодействию со спецслужбами.

— Проведение этапа ралли дважды в одном регионе, как понимаю, — редкость.

— Да. В 2021 году все были в восторге от уровня организации и гостеприимства. Нигде нет такой слаженной работы автосообщества, органов власти и спецслужб. Так что не исключено, что ралли придёт к нам ещё раз. В нашу пользу играет и выгодное расположение, максимально близко к горам, Монголии.

Боком и по болотам

— В День автомобилиста за Старым мостом будут проводиться соревнования по трофи-рейдам. Как понимаю, это в крае одна из самых развитых автодисциплин.

— Да, это серьёзная дисциплина, в которой важна подготовка автомобилей, умения механиков и мастерство водителей. Участники — героические люди, которые под дождём, на холоде, в болоте чинят свой автомобиль и получают от этого кайф. Официальные соревнования в крае являются этапами Кубка Сибири. Есть и много неофициальных гонок, которые не внесены в календарь, но как раз из таких «покатушек», где можно с минимумом вложений в автомобиль проверить свои силы, потом и выходят серьёзные спортсмены. Благо, в крае много мест, где такие старты можно проводить. В сентябре В финале Кубка России по трофи-рейдам команда Алтайского края (Александр и Алексей Логиновы, Александр Коратаев, Павел Витман) заняла четвёртое место, в финале чемпионата страны — шестое.

Такие поездки — дорогое удовольствие, надо доставить машину, добраться самому. Спасибо Министерству спорта Алтайского края, в этом году часть расходов нам компенсировали. В следующем сезоне Павел Витман хочет заявляться на все этапы Кубка страны.

— Если трофи-рейды проходят в разных местах, то автокросс — только в Рубцовском районе.

- Там в селе Бобково есть отличная трасса, за состоянием которой следят, там живут наши главные пилоты — Павел Спольник, Александр Анохин, Виталий Балашов, которые участвуют в соревнованиях российского уровня. Там же организуем и тренировки для детей. С майских соревнований в Бобково начинается кроссовый сезон в Сибири, все приезжают проверить свои автомобили. Были попытки провести соревнования на трассе в Калистратихе, но развития они не получили. Сейчас есть надежда на трассу в Павловском районе. Наш дрифт-пилот Артем Рейзбих построил там трассу под свою дисциплину, в проекте есть трасса и под кросс, но единомоментно всё сделать невозможно.

— Дрифт у нас пока в качестве развлечения?

— Для меня все дисциплины одинаковые, не делю на основные и дополнительные. У нас есть много неофициальных соревнований, где люди пробуют силы. Проблема в том, что профессиональный дрифт требует серьёзных вложений и в организацию соревнований, и в машину, особенно если мы говорим о летних гонках. Рейзбих участвует в гонках российской дрифт-серии, но таких людей мало. В январе мы провели первый в истории официальный чемпионат Барнаула по дрифту на гребном канале по всем канонам организации и безопасности, всем понравилось.

— Автоспорт и гребной канал подружились надолго?

— Разрешение на использование водоёма от контролирующих органов у нас бессрочное. В своё время в барнаульском «Субару-клубе» мы первыми начали проводить ледовые гонки формата тайм-атак в районе Казенной Заимки, но потом стало сложно из-за ужесточений правил выезда на лёд. И лет десять мы стремились получить официальное разрешение, сначала на «Водном мире», потом на гребном канале, провели перепись чуть ли не всей рыбы на латинском языке, доказали, что вреда водным ресурсам нет. Зато сейчас другие города, где есть гребные каналы, нам завидуют, что этот объект используется не только летом.

Там зимой мы проводили и детский картинг. Официально у нас этих гонок тоже много лет не было, а ведь почти все чемпионы и в России, и в мире с него начинали. Новосибирские картингисты ездят в Сочи и Анапу — а тут в 250 км от них появилось место для гонок. За детьми потянулись и взрослые, а ведь мы вообще не понимали, сколько у нас картингистов, какая у них техника. Несколько раз провели на канале ледовые трековые гонки, они схожи с тайм-атак, которые официально дисциплиной автоспорта не являются, но всем нравятся. В теории на гребном канале можно проводить и гонки, аналогичные тем, которые зимой несколько лет проходили на ипподроме, и много других дисциплин.

— О каких ещё направлениях стоит сказать?

— Получает новый виток развития автомногоборье. Не так давно соревнования проходили у торговых центров, даже на парковке аэропорта, а потом всё затихло. Все с восхищением смотрят на тот же дрифт и кросс, автомногоборье воспринимают скептически. А вы попробуйте проехать трассу с вроде бы простыми элементами типа змейки задним ходом, заездов в гараж и прочее на время и без штрафов! А ведь за победу можно получить звание кандидата в мастера спорта. При этом для соревнований подходит любая ровная широкая площадка.

Хорошо развивается направление ретротехники, за него отвечают Сергей Поспелов и Евгений Смирнов. Плюс появился цифровой автоспорт — гонки в симуляторах. Развиваются фиджитал-баскетбол, фиджитал-футбол, почему бы и автоспорту не пойти этим направлением.

Не руковожу, а связываю

— Евгения, вы перечисляли фамилии, среди которых нет ни одной женской. Как удается руководить автоспортом, который всегда считался мужским делом?

— Так, а я не руковожу, я связующее звено между различными направлениями. У меня административная, координирующая роль. А на самом деле сейчас в автоспорте много девушек, даже в трофи-рейдах.

— Вы заведующая рентген-отделением крупной клиники. Как оказались в автоспорте?

— Я уже говорила, что в «Субару-клубе», которым я руковожу, начали проводить соревнования на льду. А потом близкие друзья попросили поработать врачом на дрегрейсинге в Новороманово. И лет десять, до 2022 года, я была там на всех этапах, сначала медиком, а потом и судьей, пройдя обучение. Потом попросили стать секретарем АФАС, и вот с прошлого года — председателем. Я из династии врачей, не представляю себе другого дела, жить, не заботясь о здоровье населения. А автоспорт — хобби. Рабочий день по 12 часов, а в выходной — по машинам.

Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул»