Нужен экшен. Президент Федерации шахмат Артём Поломошнов о том, как в крае гремят ферзи и пешки
Почему шахматы — это полноценный вид спорта, из-за чего они на Алтае достигли «потолка», почему сегодняшние звезды шахмат избалованы, как воспитываются чемпионы и как вернуть этому спорту популярность, altapress.ru рассказал Артем Поломошнов, президент Федерации шахмат Алтайского края.
Выдержать уровень
Теперь, когда отгремел Суперфинал чемпионата России и можно выдохнуть, признается Артем Поломошнов, Федерация шахмат Алтайского края и он лично до сих пор пребывают в растерянных чувствах. С одной стороны — проводить соревнования всероссийского уровня в Барнауле было большой честью. С другой — накрыла дикая усталость, которая до сих пор нет-нет да и напомнит о себе тяжестью на плечах.
«Правда, давно так не уставал, — делится собеседник. — Турнир такого масштаба мы никогда не проводили. А там действительно играли звезды, и надо было выдержать уровень. Плюс мы поставили перед собой цель создать максимально шахматную атмосферу в городе. Чтобы это было не только в „закрытом“ Театре драмы, но и везде».
Здесь организаторам помог шатер рядом. Он, по словам Артема Поломошнова, всегда был полон. Люди бегали за автографами, вместе с интересом обсуждали партии. «Нам хотелось не просто стать площадкой для соревнования, но создать праздник даже для тех, кто далек от шахмат. Чтобы они почувствовали, что у нас проходит нечто большое и серьезное», — добавил президент Федерации.
На «отлично» отработала свою просветительскую миссию и игровая площадка в парке «Изумрудный», уверен Артем Поломошнов. Шахматный стук фигур охватил буквально весь город — параллельно с Суперфиналом прошло первенство Алтайского края, чтобы юные шахматисты региона тоже съехались сюда. Вдобавок — прошла всероссийская конференция для учителей, участвующих в программе «Шахматы в школах».
На твердую «четверку»
Самооценка проведения состязаний у Артема Поломошнова скромная — считает, местами могли сделать лучше.
«Понятно, что нам как организаторам видны какие-то проколы, но не бывает ничего идеального. Есть определенные нюансы, где, оглядываясь сейчас, понимаю, стоило сделать иначе. В целом я оценил бы то, как мы провели Суперфинал, на твердую „четверку“. Хотя гости оценили выше. Но мы, наверное, просто чуть более требовательны к себе», — смеется собеседник.
Повторять этот несомненно будоражащий опыт в ближайшее время Федерация шахмат Алтайского края не планирует. Крайне затратное вышло мероприятие — и по силам, и по финансам. Суперфинал сыграл свою роль — интерес к шахматам удалось взвинтить. Теперь предстоит большая работа внутри региона, чтобы этот интерес поддерживать и подогревать.
Тренировать тренеров
Шахматный спорт в крае и впрямь начал понемногу бурлить. В Федерацию пришел новый виток заявок от школ, открывшиеся площадки теперь будут обеспечивать инвентарем и учебной литературой. Хотя книги, доски и фигуры — не самая большая забота.
«Очень серьезная проблема с педагогами. Мы вовсю подтягиваем молодежь, — поделился Артем Поломошнов. — Здорово, что в педагогическом университете открылось направление для шахмат в начальной школе. И просто есть шахматисты, которые сами выросли и теперь готовы преподавать, становиться тренерами».
Тренеров подготовить сложно. На базе Алтайского института развития образования, например, проходят курсы для учителей в школах, но это про другое. Задачи у учителей в школе иные — мягко знакомить, заинтересовывать детей и приводить их в спорт, а не взращивать чемпионов.
Но тренерские курсы тоже проводят — как на базе Федерации шахмат, так и с приглашенными гуру.
«Мы периодически привозим элитных тренеров. Недавно приглашали Юрия Яковича — гроссмейстера, сеньор-тренера ФИДЕ (Международной шахматной федерации — Прим. ред.). Это мировая тренерская величина, — рассказал собеседник. — И нам важно, чтобы наши тренеры хотя бы раз в два года проходили подобные вещи, общались с такими профессионалами. Они могут дать совершенно новый взгляд на игру и на педагогику в шахматах».
Проще привезти одного именитого тренера к нам, чем отправлять группу своих в Москву. Тем более, пока Артему Поломошнову удается договориться с Федерацией шахмат России, чтобы она оплачивала гонорар тренера. С таких мастер-классов разрешено сохранить видеозапись. Тиражировать нельзя, но показывать своим же — пожалуйста.
Программисты из шахматистов
Будущий учебный год полон больших планов — возможно, не менее грандиозных, чем Суперфинал. Грядет крупный проект во взаимодействии с фондом Тимченко — он направлен уже не на вовлечение, а на поддержку одаренных ребят из сел. Для них проведут в октябре сессию гроссмейстерской школы. Кроме того, краевой шахматный клуб профинансирует самых талантливых городских детей. Всего будет 20−25 ребят.
Собеседник уверен: это будет мощная коллаборация. Во-первых, приедут опытные тренеры-гроссмейстеры из Новосибирска. Во-вторых, подключится «Школа 21» — школа программирования Сбербанка. До обеда дети будут заниматься шахматами, а после — писать коды.
«На мой взгляд, интересная идея — проверить, как покажет себя эта спайка. Думаю, она может дать большой синергетический эффект, — рассуждает собеседник. — В школе будут работать тренер по физической подготовке и психолог. Если все получится, это будет исполнением моей мечты о комплексном подходе к обучению».
Факт
Физическая подготовка для шахматистов крайне важна. Спортом эта игра считается неспроста. Головной мозг — самый энергозатратный орган человеческого тела, и именно он активно работает во время шахмат.
«На профессиональной партии, которая иногда длится и несколько часов, шахматист может потерять до 2,5 кг в весе, — рассказывает Артем Поломошнов. —
Нагрузка на организм колоссальная. Если шахматист не поддерживает форму, не бегает дистанции и не делает упражнения, он просто не справится. И даже если выдержит одну партию во время соревнований, для следующей будет уже слишком утомлен — мозг, что называется, „отключится“».
Прямо с сентября Федерация начинает подготовку к следующим летним сменам профильного шахматного лагеря. В этом году он привлек много людей, и не обошлось без ошибок — поэтому, чтобы учесть все нюансы, «готовить телегу» будут зимой.
Артем Поломошнов поделился большой надеждой — создать собственную Шахматную Лигу в Алтайском крае. Уже работает много клубов, теперь в Федерации думают над тем, чтобы обеспечить взаимодействие между ними. И здесь есть подвижки — этой осенью, например, шахматисты из разных районов края съедутся на турниры в Мамонтово и Поспелиху.
Наука, искусство и спорт
Набирает обороты этот спорт не только в школах, но и в высших и средних специальных учебных заведениях. В техническом университете действует шахматный клуб и бесплатная школа «Наследники Ползунова», оснащенная современным оборудованием.
В АлтГУ нанимают нового тренера, и это, уверен собеседник, станет новым шагом к развитию. В педагогическом университете также развивается шахматное направление, в том числе преподавание шахматной методики для будущих педагогов.
Аграрный университет выиграл грант на развитие шахмат, и Федерация помогает его реализовывать. Этот случай любопытен:
«То, что удалось выиграть грант на проект, связанный с шахматами, означает не только рост интереса государства к этому виду спорта, но и то, что команда АГАУ грамотно оформила грант, показала значимость шахмат вкупе с другими сферами, — объясняет Артем Поломошнов. — Как говорил Михаил Ботвинник, советский шахматист, шестой в истории шахмат и первый советский чемпион мира, „шахматы — это наука, искусство и спорт“. Их можно объединить с чем угодно и получить интересный результат».
Кроме того, в средних учебных заведениях, таких как Академия гостеприимства или Колледж сыроделия, шахматы становятся все более популярными среди студентов. Это говорит о том, что дети, которые выросли и окончили школу, не оставили свое увлечение шахматами и продолжают им гореть.
Никогда не поздно взяться за ферзя
Со школьниками и студентами все понятно — но что делать людям постарше? Где научиться шахматам и найти партнеров для партий уже во взрослом возрасте? В этом году наша Федерация шахмат берется и за такой аспект.
«Мы решили, что в Академии шахмат Алтайского края организуем группу именно для взрослых. Думаю, до конца года, — поделился Артем Поломошнов. — Это действительно важно, и научиться никогда не поздно. Это как, например, изучать иностранный язык. Пока мы это видим на платной основе, но обсудим вопрос с министерством социальной защиты, поработаем. Уже есть идеи, что можно предложить. Если вспомнить, шахматы — это еще и способ поддержания ментального здоровья. Поэтому для пожилых людей они точно полезны».
Например, тренеры из нашего края нередко проводят онлайн-занятия для пожилых людей из Москвы — в рамках программы, организованной правительством города. Для пенсионеров эти занятия бесплатны.
Подобный формат может прижиться и у нас. Возможно, предполагает Артем Поломошнов, на первых порах это действительно можно реализовать с помощью грантов, чтобы занятия были бесплатными, и люди могли попробовать, нравится им это или нет.
Собеседник также с удовольствием отметил, что шахматные команды в корпоративном спорте развиваются очень активно. Взаимодействие с такими командами пока налажено слабо, но Федерация считает это важным направлением:
«Большую роль в этом играет Виктор Безматерных, предприниматель из Алтайского края, которому удалось системно организовать корпоративные турниры по шахматам в режиме онлайн, — отметил Артем Поломошнов. — Он привлекает команды со всей России, проделывает просто колоссальную работу и часто помогает нам, в том числе финансово. Надеюсь, у нас получится вывести эти команды в оффлайн и начать проводить общие турниры, чтобы игроки могли видеть друг друга, общаться и делиться опытом».
Факт
Всего, по примерным подсчетам президента Федерации, в Алтайском крае серьезно увлекаются шахматами порядка 12 тыс. человек. В это число входят все те, кто регулярно занимается и играет в турнирах, пусть и не заявленных в официальном календаре. И количество это понемногу растет. Шахматный спорт стал еще популярнее после Суперфинала, распахнувшего множество дверей.
С любовью к шахматам
Людей, влюбленных в шахматы, становится в крае все больше, и с ними начинает расти количество мест, где можно поиграть. Так, площадка в парке «Изумрудный», организованная специально к Суперфиналу, станет постоянной. Артем Поломошнов признается — она его весьма удивила:
«Мы заранее обсудили с управляющим парком Владиславом Вакаевым установку шахматных столов, — вспоминает собеседник. — С нами поделилась опытом Федерация шахмат России. У них на Гоголевском бульваре тоже поставлены столы. И есть отдельный человек, который каждый день в 8 утра расставляет шахматные фигуры и в 8 вечера убирает. И что интересно, за первый месяц у них не исчезла ни одна фигура. Исполнительный директор ФШР Александр Ткачев во время Суперфинала рассказывал, что был готов поспорить, что через два-три дня все фигуры пропадут, но нет, все осталось».
Для зимы площадка не очень приспособлена, да и в жару там особо не посидишь. А вот осенью и весной идеально. Но ее можно развивать и дальше и заодно подключать другие парки.
Бизнесмены и представители власти помогают развитию спорта не только площадями, но и другими способами. Так, Артем Поломошнов с теплотой отметил важную роль попечительского совета Федерации, созданного Натальей Кувшиновой, сенатором от Алтайского края. Собеседник подчеркнул, что она не просто объединила вокруг себя бизнесменов — она собрала людей, искренне верящих в развитие шахматного спорта.
Поломошнов добавил, что Суперфинал стал моментом, когда многие увидели: это не просто поддержка благодаря личным связям, а по-настоящему важное дело, куда средства вкладываются с конкретной целью.
Он с благодарностью отметил, что без попечителей федерации было бы трудно организовать все мероприятия. Они полностью взяли на себя финансирование активностей во время Суперфинала в парке «Изумрудный», оплату работы шатра
Шахматы — для всех
Спорт активно развивается не только в городах, но и в сельской местности. Артем Поломошнов рассказал, что перед открытием на местах шахматного клуба всегда подписывается соглашение с главой города или района.
Федерация в свою очередь обеспечивает клубы всем необходимым — инвентарем, шахматными часами, досками, учебной литературой. «Мы стараемся дать им все для развития, — говорит собеседник, — а муниципалитеты помогают с мебелью и выделяют ставку для работников. Это очень важно, ведь без человека на месте ничего не получится».
Он также рассказал, как поддержка продолжается. Федерация создала специальный сайт, где собирает все клубы, их мероприятия и помогает их координировать.
«Многие сомневались, что клубы, открытые по президентскому гранту, будут жить, — признался собеседник. — Но они работают, и сейчас мы их уже меньше дергаем. Надеюсь, что скоро они сами начнут нас дергать, — это уже начинает происходить».
Артем Поломошнов с радостью отметил, что сейчас на местах все больше инициативы: «Бывает, что я случайно узнаю о турнирах, которые проводят сельские клубы. Например, в Баево организовали турнир, на который приехали команды из соседних районов. Это здорово! Да, пока не обо всех этих событиях знают в крае, но это обязательно придет. Клубы становятся точками притяжения и роста, создавая вокруг себя шахматное сообщество. Это именно то, к чему мы стремились».
Как средство социализации
Собеседник отдельно упомянул развитие шахматного спорта для людей с ограниченными возможностями в регионе. Он отметил, что эту работу у нас активно возглавляет Надежда Зыкина, мастер ФИДЕ, которая в Федерации руководит комиссией по взаимодействию с шахматистами с ограниченными возможностями.
По его словам, не раз были случаи, когда представители Алтайского края попадали в сборную мира среди шахматистов с ограниченными возможностями. Артем Поломошнов подчеркнул, что алтайские спортсмены — одни из лидеров в России, и они регулярно занимают ведущие позиции. В качестве примера он привел Татьяну Кузнецову, которая стала чемпионкой России среди людей с ограниченными возможностями.
Для таких людей шахматы становятся не только спортом, но и способом социализации. Вспоминая одну из участниц — Марию Дорожкину, Артем Поломошнов рассказал, что она в свое время выиграла окружной турнир среди обычных шахматистов до 19 лет. «Маша — большая умница, — добавил он. — Сейчас она уже переехала в Новосибирск и учится там, но она остается примером целеустремленной, современной девушки».
Воспитать гроссмейстера может гроссмейстер
Артем Поломошнов откровенно рассказал о том, почему алтайские спортсмены не участвовали в Суперфинале: «По уровню пока не доросли». С сожалением добавил, что если бы Алексей Сорокин, мастер спорта России, первый и единственный гроссмейстер из Алтайского края, остался в регионе, возможно, он мог бы изменить ситуацию. Хотя и это сложно — все-таки Алексей уже давно не имеет достаточной практики, но дело не только в этом.
Собеседник подчеркнул, что в крае наблюдается рост, но, по его словам, «рост сдержанный»:
«Нам не хватает прорыва, — объяснил он, — мы подошли к какой-то точке, но не можем ее преодолеть. Когда Алексей Сорокин появился в Алтайском крае, это был значительный шаг вперед. Но справедливости ради, Алексей родился в Барнауле, а сейчас живет в США. Наши шахматисты продолжают расти, но сталкиваются с „потолком“. И этот потолок связан с отсутствием тренеров высшей квалификации. Гроссмейстера может воспитать только гроссмейстер».
Именно поэтому Федерация начала проводить сессии с гроссмейстерами и приглашать их для обучения молодых талантов.
Тем не менее, подвижки идут. Артем Поломошнов отметил, что перспективы воспитания будущих чемпионов в Алтайском крае сейчас есть, и неплохие. Он подчеркнул успешную работу Академии шахмат, где занимается более 350 детей. «Там прослеживается системный подход, работают педагоги для разных возрастов, а также ведущие шахматисты края, включая Викторию Лоскутову», — добавил он.
Собеседник также отметил работу главного тренера сборной Александра Долгова, который вместе со своим штабом разрабатывает турнирные календари и программы подготовки для ребят. Успехи уже намечаются, Артем Поломошнов добавляет, что первые ощутимые результаты можно будет увидеть через три-четыре года.
«Сейчас мы на хорошем уровне, — заключил он, — на ведущих ролях в округе, но в России пока уступаем. Да, недавно мы заняли пятое место среди команд до 19 лет, и это отличный результат. И все же хотелось бы уже быть среди таких гигантов, как Москва, Питер, Урал, Татарстан — тех, кто задает тон в шахматах».
Специальный вопрос
Артем Поломошнов рассуждает о том, почему шахматисты в наши дни не так популярны, как в советское время, когда их узнавали на улицах.
«Это правда, шахматистов не знают, — признает он. — Количество людей, занимающихся шахматами, растет, но с точки зрения пиара нам не хватает форматов, соответствующих сегодняшнему времени.
Жизнь стала быстрее, и уже сложно представить, чтобы люди сидели по нескольку часов, наблюдая за партиями, как это было при Карпове и Каспарове. Сегодня зрителям нужен экшен, и поэтому особое внимание стоит уделить быстрым шахматам. Молодец Сергей Шипов, он одним из первых создал стрим-канал и привлек аудиторию в миллион человек».
Шахматы, по его мнению, слишком закрылись от зрителей. «Когда-то в Доме Союзов был полный зал, а теперь все закрыто», — заметил он. Это, по его мнению, избаловало игроков, которых отвлекает любой шум. Собеседник вспоминает, как при организации Суперфинала доходило до граней. Пришлось, например, тщательно следить, чтобы вся посуда в здании была накрыта салфетками — не дай бог брякнет.
«Нужно больше открытых турниров, пиара и комментаторов. И комментаторы нужны профессиональные, разбирающиеся. Тут „диванные критики“ не пойдут», — убежден он.
Артем Поломошнов также отметил немаловажный факт — чтобы прославлять спорт, нужны соответствующие величины. А Россия потеряла лидерство в шахматах. Во времена СССР большинство чемпионских званий принадлежали советским спортсменам.
«Сегодня чемпионский матч играют индус и китаец, а наших нет. Поэтому сначала нужно навести порядок и поднять шахматы на новый уровень. А может, и наоборот, — размышляет Артем Поломошнов. — Когда появится волна интереса, тогда и уровень сам начнет расти. Хотя это уже вопрос открытый, что первично — курица или яйцо… Но, без сомнения, нужно двигаться вперед».