Цель - взрослый пьедестал. Ведущий лыжник края Никита Денисов рассказал «Вечернему Барнаулу» о планах на новый сезон
22-летний Никита Денисов, призёр юниорского первенства мира и победитель юниорского первенства России, уже третий сезон выступает на взрослом уровне и входит в состав группы одного из самых именитых тренеров России Юрия Бородавко. Подготовка к новому спортивному году уже стартовала, в начале июня Никита на неделю приехал домой в Барнаул, а сейчас у него в разгаре второй сбор.
Серьёзные нагрузки
— Никита, как прошёл первый сбор?
— Он был в Кисловодске. Первый сбор — это всего большие объемы, работа над базовой силой. Много силовых длинных тренировок, кросс-походы, велосипед, роллеры. Считаю, прошло всё хорошо, правда, был небольшой сбой, одну тренировку пропустил из-за простуды.
— Бородавко даёт задание на время отдыха между сборами?
— Он дает две ключевые тренировки, которые надо выполнить, — имитация классического хода на тяжелом рельефе и силовая работа. А так конкретного плана нет, главное — хорошо разгрузиться после нагрузок. Но всё равно занимаюсь.
— То есть в принципе можно и на диване полежать?
— Может быть, кто-то так и делает. Но тебе же хуже будет. С первого дня следующих сборов пойдут тяжёлые нагрузки, к которым надо быть готовыми. Пойдёт специальная силовая и скоростная работа.
— Какой вообще план на лето?
— У нас два однотипных сбора в Малиновке, потом высокогорный сбор в Армении, а в сентябре чемпионат России по лыжероллерам. Не знаю, будем ли мы к нему специально подводиться или нет. Вообще, Бородавко считает летние соревнования проходящими, как этап подготовки. Основные старты всё-таки зимой.
— А ты как считаешь? Престижно быть чемпионом страны по лыжероллерам?
— Я на роллерах не очень хорошо бегаю. А вообще есть и чемпионаты мира по лыжероллерам. Но там они другие, скоростные, и техника бега отличается.
— Скажи честно, на роллерах страшно? Кругом ведь не снег, а асфальт?
— Об этом не думаешь. Да, есть неприятные участки трассы, но в целом привыкаешь. Хотя по-разному бывает. Однажды Денис Спицов и Алексей Червоткин участвовали в Эстонии на роллерных соревнованиях в масс-старте. И один итальянец на скорости 60 километров в час решил перестроиться слева и скосил всю толпу. Тогда очень жесткие падения были.
Силовые вставки
— Ты третье лето тренируешься под руководством Бородавко. Отличия от прошлых лет есть?
— Ещё по ходу прошлого сезона Юрий Викторович говорил, что летом будет жестче. Мол, народ немного расслабился, мотивация упала, особенно у олимпийских чемпионов. Поблажек не будет, возвращаемся к тому, что было. И уже на первом сборе было заметно, тренировки более длительные и жесткие.
— О нагрузках Бородавко ходят легенды. Как ты с ними справляешься?
— В первый год объёмы нагрузок меня придавили. Считаю, из-за этого я за сезон три раза гриппом болел, организм ослаб. Готов-то был хорошо, но болезни подкосили. Прошлый сезон был намного успешнее, нагрузки переварил.
— Что самое-самое у Бородавко?
— Есть у нас одно занятие, называется силовые вставки. Начинаем с кросса, километр-полтора бежим до лыжероллерной трассы. А там уже готовы штанга, жилеты. Делаем небольшую силовую тренировку, надеваем жилеты и катаемся без палок 15 минут. Потом снимаем жилеты и катаемся на пульсе 170−178. Потом откатка час, ещё одна такая же серия и закатка. Тяжело, но все выдерживают.
— Ты в группе по-прежнему самый молодой?
— К нам добавились Егор Митрошин и Алёна Баранова. Алёна на год старше, Егор месяца на два-три моложе.
— В футболе молодежь мячи на тренировку носит. А в лыжах?
— У нас такого нет, но все равно стараемся помогать персоналу, тому же доктору помочь что-то принести. Я никогда не отказываюсь, даже просить не надо.
— Ты вообще в команде долго осваивался?
— Нет, приняли быстро. Ещё в первый сезон на первом сборе познакомился с кем ещё не был знаком, и всё стало прекрасно. Было ощущение, что всегда в этой команде.
— В прошлом сезоне ты жил в комнате с Артёмом Мальцевым. Поменял соседа?
— В Кисловодске делил номер с Червоткиным. Да я уже со всеми жил, кроме Митрошина, потому что он новенький, и Александра Большунова.
— Кто громче храпит?
— У нас с Мальцевым не любят жить. Он, когда спит, как будто шары надувает — звуки похожие (улыбается — прим.авт.).
Удачи и провалы
— Твой отец (Виталий Денисов — бронзовый призёр чемпионата мира, участник Олимпиады 2002 года) тоже в своё время тренировался у Бородавко. Что он рассказывает?
— У него этот опыт был не очень удачный, опять же из-за нагрузок. Результаты были не самые лучшие. Но подготовка у Бородавко даёт длительный и отложенный эффект, а его через год сняли. Может, дальше бы было лучше, папа рассказывал, что нагрузки переварил, оброс мышцами, бежать стал быстрее.
— Ты как лыжник на отца похож?
— Нет. Я крупнее, плечи шире. Отец, когда выступал, был худым, при росте 188 см весил 69 кг. А у меня при 184 см гоночный вес 76. Я крупнее, более взрывной. И у папы лучше шла классика, а у меня конёк.
— Кстати, почему? В детстве не доработал?
— Нет, в детстве было нормально. Скорее, в юниорской команде много времени уделяли коньку, классике намного меньше. Самому мне и то и то нравится, хочется быть универсалом как Большунов.
— С Бородавко анализ сезона проводили?
— Да, в целом он похвалил, сказал, что идём вверх шаг за шагом. Всё будет, надо только тренироваться, не жалеть себя. Сезоном он не на 100 процентов, но всё же доволен. Обозначил ошибки, в той же классике, например.
— А сам что скажешь?
— Были и удачные гонки, и не очень. Вначале я заболел, опять подумал, что всё по второму кругу пошло. Потом в Тюмени первый раз в десятку во взрослой гонке попал, но там же в классике не финишировал. В Кирово-Чепецке был провальный этап, после него поехал домой восстанавливаться. В целом после этого всё прошло без сбоев, было четвертое место в масс-старте, шестым стал в классике на всероссийских соревнованиях по своему возрасту. Очень понравился масс-старт на 15 км там же, в Тюмени. Борьба была до последних метров, финишировал четвертым и третьему уступил 0,4 секунды. И в Кировске была интересная гонка, пожалуй, первый раз была реальная возможность попасть в тройку по взрослым.
— У тебя есть и личная бронзовая медаль молодежного первенства страны. Сейчас она имеет ценность?
— Да, потому что у нас суперсильная молодежь. Из тех, кто на молодежном уровне в тройке, минимум двое будут в десятке по мужикам. Конкуренция очень серьезная, не зря ж говорят, что сейчас у нас сильнейшая сборная за всю историю.
— Ты себя к какой категории относишь?
— Я стараюсь смотреть вперед и ставлю взрослые цели. В протоколе всегда в первую очередь на результат лыжников основной сборной смотрю. На молодежных стартах ты всегда рассчитываешь быть в призах, груз ответственности больше. Если не попал в топ-3 и даже в топ-6, это провал. У мужчин если в десятке лучших финишировал, это успех.
— В прошлом сезоне ты бежал и на Спартакиаде сильнейших, которую называли главным стартом сезона.
— Нас настраивали и готовили именно так, чемпионат России был на втором плане. Перед Спартакиадой у нас был специальный сбор в Армении. Я стал седьмым в индивидуальной гонке, это неплохо. Атмосфера была отличная, ничуть не уступала тому же чемпионату России в Тюмени.
— На фоне того, что гонок в России стало больше, интерес к лыжам растет?
— Да. В той же Малиновке на гонках болельщиков очень много. В скиатлоне люди вдоль трассы стояли, поддерживали. После гонок люди подходят, фотографируются, просят автографы, причем и дети, и взрослые.
— В конце сезона ты в первый раз стартовал в гонке Легкова. Александр зимой приезжал на Алтай, от общения с ним остались мегапозитивные впечатления.
— Да, он феноменальный человек. Тренируется не меньше, чем некоторые действующие спортсмены. После политической и общественной деятельности идет и еще два часа вечером катается. Гонка мне очень понравилась, крутой праздник, нереальная атмосфера. Не знаю, может быть кто-то из тех, кто карьеру давно закончил, воспринимал её как развлечение, но все действующие спортсмены бежали на результат. И то, что я стал седьмым, это здорово.
— Сезон пошёл под диктовку трёхкратного олимпийского чемпиона Александра Большунова. За счет чего у него можно выиграть?
— Трудно сказать. В конце сезоне некоторым это удалось, и то только потому, что Саня сам чуть сбавил. Хотя мне кажется, что, когда его в первый раз обогнали, он, возможно, и сам был рад, груз ответственности прошёл. Конечно, когда видишь на трассе его спину — это ориентир, особенно в контактных гонках. Но на дистанции его никто не пытается обогнать, бесполезно. Единственный вариант — на финише, если сил осталось больше и повезет. Но мало кому это удавалось.
— Он тренируется с вами. Чувствуется масштаб личности?
— Сейчас у него начало сбора не задалось, заболел и половину пропустил. А так я с ним особо не пересекаюсь, на тренировках да в столовой.
— Но если подойти что-то спросить, не пошлёт?
— Нет. Пошутить может, юморной человек. А в совете или рекомендации никогда не откажет.
С мотивацией проблем нет
— На следующий сезон какой личный план?
— Быть в тройке на чемпионате России. На какой дистанции — пока не важно. Альтернативных стартов вроде никаких не намечается, хотя, может, что и сделают, так как в этом сезоне пройдет чемпионат мира.
— В начале разговора мы говорили про мотивацию. Как всё-таки с этим в команде?
— Я ещё молодой лыжник, и для таких, как я, возможно, даже на руку, что мы соревнуемся только внутри страны, сравниваем себя с нашими сильнейшими спортсменами. Я всё-таки надеюсь, что у меня еще будет возможность выступить на Олимпиаде, если не на ближайшей, то в 2030 году. Мне будет 28 лет, самый расцвет. Но вот для наших ведущих спортсменов, конечно, всё происходящее — это минус, потому что им тоже надо конкурировать с лучшими. Скорости, по мнению Бородавко, упали, и если вдруг завтра нас допустят до международных стартов, непонятно, как мы будем выглядеть.
Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул», 14.06.2024