Лыжи у стенки стоят: бывший биатлонист собрал в Барнауле уникальную коллекцию спортинвентаря
Сергей Корбан в прошлом биатлонист, а в настоящем — коллекционер лыж и всего, что связно с лыжными гонками и биатлоном. Собирать инвентарь он начал случайно лет шесть назад, а сейчас его музей — один из самых богатых в стране.
Утюг и парафин
Началось всё с мусорки, на которой Сергей Корбан однажды увидел выброшенные лыжи. Да не простые, а финской марки Jarvinen. В своё время такие были страшным дефицитом да ещё и стоили сумасшедших денег. Корбан не смог пройти мимо. Потом кто-то из друзей предложил: «Начни собирать коллекцию». Сказано — сделано. Какое-то время базировалась она в Рубцовске, а не так давно Сергей Николаевич перевёз коллекцию в Барнаул. Сейчас она занимает две комнаты на базе отдыха «Славное» (бывшая лыжная база «Стройгаз»). Таких коллекционеров в России всего четверо.
— Здесь у меня две тысячи экземпляров, — показывает Корбан. — Из них лыж — 650. Именно лыж, а не пар, потому что некоторые - по одной.
А остальное — это палочки, крепления, ботинки, мази, спортивная форма да и вообще всё, что связано с лыжным спортом и биатлоном. Вот на полке каким-то чудом сохранившиеся с 1970-х годов баночки с парафином. Это объясняет и наличие утюга на полке — с его помощью в те годы вплавляли смазку в лыжи. Кипятильник, которым грели воду в кастрюлях, напоминает о быте на сборах и соревнованиях, а музыкальная пластинка — о том, что из них в дефицитные времена делали биатлонные мишени. На столе — вырезки из газет 1980-х годов про олимпийских чемпионов, на стенах — экспонаты, связанные в том числе и с алтайским спортом: памятная медаль Ольги Сементиной (Кузюковой) за участие в Олимпийских играх в Сочи, стартовый номер с автографом Даниила Серохвостова, амуниция Яны Кирпиченко — всё это спортсмены сами презентовали музею.
Спасибо, люди
Но главное — это всё-таки лыжи. Советские «Быстрица», «Тисса», Visu, зарубежные Fisher, Karhu, Kastle. И почти у всех — своя история. И даже не обязательно чемпионская, как у лыж олимпийский чемпионки 1964 года, нашей землячки Евдокии Мекшило, победителей Олимпиад Михаила Девятьярова и Александра Завьялова. Вот, например, советский инвентарь 1949 года выпуска. А вот уникальнейшая пара лыж «Алтай», выпускавшихся в Бийске. Сергей Корбан утверждает, что даже не все местные спортсмены-ветераны знали о том, что у нас было такое производство.
— Завод в середине прошлого века выпустил опытные образцы, несколько десятков пар, а потом производство свернули. Сохранилось совсем мало. Конечно, интересно было бы узнать, как вообще это было организовано, но где уже найдёшь тех, кто там работал, — говорит коллекционер.
В центре одной из комнат стоит пара Jarvinen — самый дорогой экземпляр музея, за который Корбан отдал несколько десятков тысяч рублей. Хотя, по сути, интересны были палочки, но продавец отказался их отдавать отдельно. Однако у экземпляров с Нововяткинского лыжного комбината 1930-х ценность не меньшая. Фабрика окончательно закрылась в 1990-х, Сергей Николаевич через знакомых сумел кое-что достать оттуда — несколько пар лыж, другой инвентарь, даже технологические альбомы.
А не так давно в музее появились ещё одни Jarvinen. Вообще, их тут достаточно много, но эти особенные. Выпущены в 1974 году и, что удивительно, вообще в первозданном виде — как бы сказали автовладельцы, без пробега. Причём музею их подарили.
— Зовут их владельца Алексей Баталов, просто пришёл и отдал. Скажите обязательно о нём, — просит Корбан. — Почему они столько времени вообще ни разу снега не видели, точно не знаю. Но бывает же, что даже советские «Жигули» с завода немного поездят, а потом в гараже стоят.
Кстати, на всех Jarvinen обозначено, сколько олимпийских медалей и других международных наград было завоёвано на лыжах этой модели. На одних — 25, на более молодых — 39, так что можно даже отслеживать, как росли спортивные достижения производителей.
Сергей Николаевич не случайно просит отдельно отметить доброго человека. В своё время сам он активно покупал экспонаты, даже продал машину для этого, но в последнее время совершает приобретения реже. Это достаточно дорого. Причём сами лыжи ещё могут стоить приемлемо, но в копеечку обходится пересылка, с учётом их негабаритности. Но иногда и их владельцы, внезапно осознав, что их старые лыжи — не деревяшки, а музейная ценность, начинают ломить цену.
— Однажды видел, как мужчина нёс лыжи на свалку. Попросил его отдать их мне, он поинтересовался зачем, я объяснил, после чего он предложил, чтобы я купил их за пять тысяч. Когда отказался, он развернулся и понёс лыжи домой, хотя до этого хотел выбросить, — вспоминает Корбан. — Некоторые не представляют, какая ценность у них дома. Легко могут раритет отдать соседу, а тот у них носки отрубит и будет на охоту ходить или вообще в печку бросит.
Потому Корбан сейчас так рад тем, кто просто приносит лыжи в дар и просит их благодарить. Те самые лыжи бийского производства музею подарил Сергей Копылов. Ещё один добрый человек, Николай Прошкин, специально привёз лыжи из Новосибирска — нашёл где-то в гаражах и не поленился приехать. Иногда посетители базы отдыха, увидев музей, приносят то, что лежит у них дома.
Ну, а сам коллекционер буквально на прошлой неделе приобрёл лыжероллеры 1970-х годов и учебник по лыжным гонкам 1957 года издания, были и такие, оказывается. В нём — техника, питание, план подготовки и многое другое.
Музей лыж на базе отдыха «Славное» постоянно открыт в выходные дни. В другое время его можно посетить, предварительно связавшись с владельцем.
Все желающие смогут с ним познакомиться в ближайшие субботу и воскресенье, когда рядом с базой пройдут эстафета на призы «Алтайской правды» и Всероссийская гонка «Лыжня России» соответственно. Кстати, 11 февраля в России будет отмечаться День зимних видов спорта.
Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул».