Флойд, Конор и компания: барнаульский каюр готовится к экстремальной гонке на 500 км
Иван Тимонин — самый титулованный представитель ездового спорта в Алтайском крае. В послужном списке каюра и его питомцев немало наград российского и международного уровня. Накануне дня ездовых собак, который отмечается 2 февраля, он рассказал о подготовке к самой сложной гонке своей жизни и сложностях с развитием этого вида спорта в регионе.
Раз хаски, два хаски…
В доме Ивана Тимонина меня встречают хозяин и две любопытные собачьи морды — чёрная Флойда и коричнево-шоколадная Конора. Названы товарищи в честь одного из лучших боксёров современности Флойда Мэйвейзера и его коллеги из MMA Конора Макгрегора.
— Они родились в день их боя, потому такие имена, — поясняет Иван.
Энергичные, добрые и чрезвычайно общительные Флойд и Конор — представители непризнанной породы норвежских метисов. Живут зимой дома, потому что неморозоустойчивые — шерсть короткая. А больше двадцати хаски Тимонина обитают во дворе в вольерах. В дом им доступ не закрыт, но с их шубами на улице им комфортнее.
Ездовым спортом Иван, в детстве немало времени посвятивший танцам и карате, начал заниматься в 2009 году. С первой супругой завели хаски — как водится, черно-белую, с голубыми глазами, всё по моде.
— Запрягал её в велосипед, вместе катались, что-то читал про ездовой спорт, хотя особо никакой информации и не было. С такими же энтузиастами начинал тренировки в полях, участвовал в любительских гонках, — вспоминает Иван.
В 2012 году он занял второе место в крупной гонке «Стрела Ульгеня», и, окрылённый успехом, начал ездить по этапам Кубка Сибири, постепенно вышел в лидеры. Количество собак тоже увеличивалось — завёл ещё одну, потом ещё пару, ещё… Примерно тогда же создал и центр ездового спорта Altay Spirit, начал тренировать тех, кто тоже решил попробовать.
Гонка вооружений
Ездовой спорт бывает летним и зимним — в перечень первых дисциплин входят каникросс (бег с собакой), также собака может тянуть велосипед, скутер и что-то вроде специальной тележки. Зимние направления — скиджоринг (лыжник и собака) и нарты — здесь количество собак в упряжке зависит от расстояния.
Ездовой спорт официально признан в России, по нему также присваивают разряды и звания — Иван, например, в прошлом году стал мастером спорта, пока единственным в крае. Хотя отношение к ездовому спорту у многих несерьёзное, считают это развлечением. А между тем здесь идёт гонка вооружений не меньше, чем в какой-нибудь «Формуле-1». Как говорит Тимонин, за последние годы ездовой спорт серьёзно изменился, многое стали решать технологии, причём не только в инвентаре — нартах, упряжках и прочем, но и в собаках.
Например, для различных дистанций и дисциплин и спортсмены нужны разные. Хаски заточены для длинных и средних расстояний, и как раз для конкурентоспособности в спринте Иван и завёл несколько лет назад норвежских метисов.
— Эта порода, как вы понимаете из названия, выведена в Норвегии, в ней замешаны быстрые и резкие породы — борзые, легавые, курцхаары. В моих ещё и американские метисы подмешаны, — объясняет Иван.
Причём энергичные Флойд и Конор, выражаясь техническим языком, модели предыдущего поколения. Современные метисы ещё крупнее, массивнее, быстрее — заводчики улучшают рабочие качества, хотя на пользу здоровья собаки всё это не идёт. Спортивный век таких четвероногих спортсменов короток.
— Такая же ситуация и с хаски, — говорит Иван. — Сейчас появились так называемые еврохаски. У классических скоростные показатели пониже, чем у метисов. А у новых не хуже. Причём в стандарт породы они не вписываются, а по документам — хаски.
По характеру собаки тоже отличаются. Хаски как дистанционные могут сами себя поберечь, где-то отдохнуть. Метисы на адреналине будут бежать до последнего, тут уже хозяин должен внимательно следить за их состоянием.
Кстати, согласно нормативам Минспорта РФ, в ездовом спорте главный — человек, а собака — инвентарь, что-то вроде лыж или велосипеда. Но не все спортсмены с таким подходом согласны.
Командная тактика
В уголке славы в доме Ивана целый стеллаж кубков и медалей — чемпионаты страны, международные старты, гонки на длительное расстояние. Впереди новое испытание — экстремальная гонка на Байкале на 500 километров, стартующая 23 февраля. Готовится к ней сейчас каюр в прямом смысле слова ночами.
Вообще, как объясняет он, ездовой спорт — циклический, как, например, лёгкая атлетика и биатлон. И принцип подготовки схож.
— В спринте готовятся и сам спортсмен, и собаки, и все вместе. Если это каникросс, то бегаю, если байкджоринг — то катаюсь на велосипеде. И у собак различная беговая работа — на силу, на выносливость, на скорость. С утра тренируюсь сам, вечером — с ними, — объясняет спортсмен. — На длинных дистанциях важна командная работа, тактика, там каюр в нартах уже координирует действия собак.
У каждого в упряжке своя роль. Вперёд ставят лидеров — самых стрессоустойчивых, опытных, именно они выполняют команды каюра. Ближе к нартам — самые сильные, главная тяговая сила. Посредине — промежуточный вариант. Хотя там могут быть и те, и другие — на случай, если кто-то из лидеров получит травму и потребуется замена.
Подготовка к гонке на Байкале выглядит так: три дня тренировок, сутки отдыха. Иван вечером загружает нарты мешками с гречкой и другим балластом, чтобы вышло около 100 кг, запрягает 16 собак — и вперёд по полям от Солнечной Поляны до Шахов, преодолевают за один заход километров по 100, возвращается к утру. Из 16 четвероногих в упряжку на соревнования войдёт только 12.
— Это единственная линейная гонка на такое расстояние в России, — объясняет Иван. — Особенность в том, что нет никаких регламентов. В других длинных гонках чёткий план — сегодня 100 км, завтра 150
А ещё Иван ищет спонсоров, которые готовы его поддержать в подготовке к нелёгкой гонке и участии в ней.
Дух весёлого безумия
К сожалению, в регионе ездовой спорт переживает не самый лучший период. Не стало больших гонок, которые проводила краевая Федерация ездового спорта, да и сама она неаккредитована. В центре Ивана Тимонина спортсменов тоже можно по пальцам пересчитать, хотя те, кто остался, выступают успешно — например, представитель Altai Spirit Сергей Васильев недавно стал победителем этапа Кубка Евразии в Пермском крае. У многих заканчивается энтузиазм и ресурсы, чтобы быть конкурентоспособными, а не просто выступать для души.
Разведением собак Иван тоже занимается, но уже не так часто. Как он объясняет, хаски — порода популярная, но люди ищут варианты подешевле и предпочитают недорогой с сайта объявлений, не думая, что могут столкнуться с проблемным щенком непонятного происхождения.
— Мне почти каждый день звонят, просят взять хаски — мол, завели, а она слишком энергичная. Если нет возможности с этой породой проводить время активно, кататься на лыжах или хотя бы просто давать ей бегать во дворе дома, то будут проблемы, — объясняет спортсмен.
Сейчас Иван Тимонин мечтает, чтобы ездовой спорт стал его основным занятием. Пока он, хоть и занимает по сути всё время, является хобби. По профессии Иван — мастер по монтажу газопроводов. Работа в основном летняя, поэтому в тёплое время он больше монтажник, а в зимнее — каюр. С супругой, которая во всём помогает, в выходные и праздники катают всех желающих на базе «Локомотив». В остальное время тренируется и мечтает о выходе на новый уровень, ищет место и инвесторов, где бы мог разместить свой питомник — хоть и живёт в своём доме, соседству более чем с двадцатью собаками рады не все. Не исключает, что вообще переедет в другой регион, хотя очень этого не хочет.
— Был бы питомник, можно было бы серьёзно заниматься своей подготовкой, тренировать других, развивать направление. Такая общественная работа мне очень нравится, — признаётся Иван.
Как он объясняет, собаки прекрасно отличают тренировку от соревнования, а также чувствуют настроение хозяина. Стоит на дистанции чуть упасть духом, экипаж тут же сдаёт.
— Мой подход — на дистанции должен быть дух весёлого безумия, стараюсь всегда сохранять бодрость, несмотря ни на что. Себе и им внушаю, что не могу остановиться, замёрзнуть, оголодать, — говорит Тимонин.
По такому принципу он старается жить не только на дистанции.
Ярослав МАХНАЧЁВ, «Вечерний Барнаул», 02.02.2023.