Заслуженный тренер России Сергей Клевцов стал одним из героев нового номера журнала «Лёгкая атлетика»
У Сергея Клевцова в Барнауле - одна из сильнейших групп в стране. Флагманы - Сергей Шубенков и Савелий Савлуков. А за ними ряд очень способных, но не столь известных атлетов, с которыми работает Клевцов. Известный обозреватель Владимир Иванов узнал у тренера-универсала, может ли спортсмен готовиться самостоятельно, что мешает талантам стать чемпионами, в чем сила Шубенкова и слабость Савлукова и кого Сергей Клевцов считает своим учителем.
- Вы начали заниматься у заслуженного тренера РСФСР Юрия Петровича Захарова. Много у него переняли?
- Надеюсь, много. Хотя тренировался я у него не так много. У Петровича была взрослая группа многоборцев, а отдельные молодые видовики больше болтались сами по себе. Хотя мне все равно нравилось наблюдать, как он общается с людьми, как у него все устроено в тренировочном процессе. После Захарова пробовал работать с разными специалистами, но большую часть времени готовился один. Причина проста: никто из тренеров не выдерживал сравнения с Захаровым.
- Вы до сих пор держите рекорд края в длине - 7.86 м. — Самостоятельно подготовиться к такому результату - это очень круто.
- Со своими выводами и планами я все равно часто обращался к Петровичу. Для меня он всегда был авторитетом. Кстати, максимальный прыжок на соревнованиях, если мерить с места отталкивания, у меня был на 8.05 м. Думаю, можно было прыгать примерно в тот район, но, когда закончил институт, тут же набрал группу. А в легкой атлетике быть играющим тренером на серьезном уровне невозможно.
- А существуют примеры того, что ведущие атлеты готовились самостоятельно?
- Для меня таким примером был Эдвин Мозес (двукратный олимпийский чемпион, с 26 августа 1977 года по 4 июня 1987 года не проигравший ни единого старта на 400 м с/б. - Прим. ред.). Когда было тяжело, думал о Мозесе: если он может, почему я нет?
- Во сколько лет вы стали тренером?
- В неполные 23. Хотя предложения были и раньше. По распределению предлагали поехать в Третьяковский район. А там до ближайшей железной дороги 300 км. В такой глуши я себя не видел. Так что началом карьеры считаю конец 1984 года. Из первого же набора вышли несколько КМС. Все они были спринтерами и прыгунами. Это ребята 1972−1973 годов рождения. Набирал их и по школам, и по улицам. Даже в КПЗ побывал. Приняли за маньяка, думали, что я не просто так к девчонкам на улице пристаю. Я-то в группу людей искал, а меня в обезьянник посадили. Просидел до глубокой ночи. Отпустили, кстати, только после звонка Петровичу. Он подтвердил, что я тренер, а не маньяк.
- Ваш первый мастер спорта?
- Юля Каменская. Выполнила еще по девушкам, показав 7.50 на 60 м. Выступала по разным возрастам за сборную. А ее 11.41 - до сих пор рекорд края на 100 м.
- Спринт и прыжки - понятно. А когда начали браться за другие дисциплины?
- Когда живешь в Барнауле, понимаешь, что колоссального притока людей не будет. Кого сам набрал, с теми и работаешь. И если не разглядел, где можно с максимальным процентом эффективности использовать спортсмена, останешься ни с чем. Был у нас один тренер, который все ждал тройника. В группу набирал только прыгунов. Так и прождал… У нас всегда, особенно на начальном этапе, была многоборная подготовка. И более или менее видно, что человек перед тобой явно не для спринта и длины. Приходилось учиться, расти.
- Нехватка знаний, например, в прыжке в высоту ощущалась?
- Первое время по высоте много советовался с Петровичем. Он сильно на меня повлиял. И сейчас два раза в год обязательно езжу к нему на кладбище. Других способов отблагодарить уже не вижу. Что касается пробелов, то восполнял их как мог: общался, искал литературу. Стопки журналов «Легкая атлетика» с 1979 года хранятся у меня до сих пор. Первый мастер спорта в высоте у меня был нестандартный мальчик - рост 174 см, никто с ним работать не хотел. Потом были еще два парня, но те уже фактурные. Сейчас есть Катя Уткина, выиграла в этом году юниорскую Россию. Взяла 185 см. Не высший класс, но уже кое-что.
- Метатели и прыгуны с шестом - совсем другое? Или вы работали и с ними?
- Чтобы разобраться во всем, жизни не хватит. Помню интервью с тренером Романом Шебрле - первым десятиборцем, набравшим более 9000 очков. Он сказал, что основа - то, что крутится вокруг спринта. А метания и шест - это обязательно сборы со специализированными тренерами. Полностью согласен. Мне лезть туда или в спортивную ходьбу контрпродуктивно.
- У каждого тренера был суперталант, который не реализовался. За кого особенно обидно вам?
- Света Бугакова. Ее имя никому ничего не скажет, но такой у нее мотор был! Всего пару месяцев тренировалась, а я ее до сих пор вспоминаю. Абсолютно нереализовавшийся спортсмен - Каменская. Был высотник Евгений Шишаков. Суперталантливый парень. Прыгал у меня 2.27, а потом пришел: «Все, пока, еду в Москву». Допрыгался там до 2.05, и Загорулько его выгнал.
- По каким критериям вы берете в группу?
- Я всех беру. Это в идеальном мире надо было бы отсматривать, тщательным образом отбирать. Но мы в других реалиях. Не отказываю никому.
- Есть представление, как сейчас готовятся сильнейшие спортсмены в Европе и США?
- Нет. То, что в открытом доступе, - либо общая канва, либо какая-то ерунда. Мне кажется, у топ-атлетов есть система медико-биологического обеспечения, которая нам недоступна. И просто увидеть тренировку мало, надо знать картину в целом, четко понимать, какой объем, с какой интенсивностью они делают и как после это вылезают. Хотя лично я ничего не скрываю. Сергей Тихонов просил меня после победы Шубенкова на ЧЕ-2012 показать наш недельный план, и я полностью расписал его. Думаете, хоть кто-то потом обратился ко мне с разъяснениями? Нет.
- В лыжах норма, когда спортсмены из разных стран проводят сбор-другой вместе. Вам было бы интересно провести совместный кемп, например, с Вархольмом?
- Еще как. Я мог бы зацепить что-то важное. Сравнения наглядны. На первом нашем с Сергеем чемпионате мира в Тэгу в 2011 году я с разминок не вылезал, так все интересно было. А прорыв случился в другом месте. Воочию увидел, что в работе над барьером Шубенков не хуже, чем Лю Сян, но в результате разница существенная. Начал искать, в чем дело. В итоге в следующем году он скинул с 13.50 почти полсекунды - до 13.09.
- В чем были пробелы?
- В Тэгу смотрел и удивлялся, как быстро Лю Сян своим коротким шагом проносится между барьерами. Что такое скорость бега? Сочетание длины и частоты шага. А у нас как минимум один компонент выпадал. И за счет мощности его можно было нарастить. Плюс был технический момент на сходе: первый шаг был не очень эффективным. Поэтому было много работы на ступеньках, на лестницах, на метки, на технику.
- В чем специфика барьерного спринта?
- Если хочешь достигнуть совершенства, нужно делать как можно меньше лишних движений. Все постановки, сходы и махи должны быть исключительно беговыми. Если человек перед барьером останавливается или подпрыгивает, а тренер за какое-то время не может это исправить, лучше с барьерами не мучиться.
- Все знают, что Шубенков - талант. Можете расшифровать, в чем он заключается?
- А Костя Шабанов, у которого юниорский рекорд России, не талантливый? А Леша Дрёмин, который был финалистом юниорского чемпионата мира? А Вова Жуков, который стал на юниорском мире четвертым? Бесталанные на таком уровне не бегают, но почему-то кто-то выходит в топ, а кто-то - нет. Наверное, правильно подобранная система тренировок тоже имеет значение. Шубенков, безусловно, талантлив. Но возьмите его силовые показатели - они низкие. Его гладкую скорость никто не знает. Сергей отлично выступает на соревнованиях. Но без правильной системы… Фамилии я перечислил.
- Насколько Шубенков хорош как ученик?
- Два раза ему повторять ничего не нужно. Разве что с 2020 года ситуация чуть стала меняться: он по-прежнему делает абсолютно все, но появились какие-то капризные нотки. А в те годы, когда он доминировал, мое слово было для него чем-то особенным. «Тренер, мы нормально тренировались? Я хорошо готов?» - «Да». Все, ему этого было достаточно. Так что, возвращаясь к талантам Шубенкова, его сильная сторона в том, что он идеальный исполнитель.
- Методически пришлось подгонять тренировочный план под его индивидуальные особенности?
- Да, мне пришлось вместе с ним учиться мужским барьерам. Один из ключевых моментов - уметь вовремя остановиться. Мегаобъемы - не метод работы с Шубенковым. Он другого склада.
- Вовремя остановиться позволяет интуиция?
- Да. Интуиция в тренерском деле - первое, а знания - второе.
- Савелия Савлукова с 800 м на 400 м перевели вы?
- Так и есть. Опять же - сработала интуиция. Я наблюдал за его бегом и видел регресс на дистанции 800 м. Сопоставил все и удивился, почему раньше никому не пришло в голову его переориентировать. Когда он просился в группу, сразу сказал, что как минимум в ближайшее время бегать 800 м не будем. Сава засомневался, но это не обсуждалось.
- Как быстро он понял, что это было правильное решение?
- Он знал, что нам сразу нужен результат. В итоге уже на Сибирском федеральном округе он пробежал 48.10, что для манежа не так и плохо. Потом был фальстарт на чемпионате России. Дальше состоялся разговор, объяснил Саве, что обязательно надо ехать на российскую молодежку, потому что он уже никому не интересен и вылетел изо всех списков. В итоге там Савелий стал вторым, проиграл Дмитрию Разумову. Но проиграл из-за неопытности: бежал все виражи по второй-третьей дорожке. А эти зима и лето - победы на всех стартах. Сейчас у него нет никаких сомнений относительно 400 м, зато есть у меня. Думаю, ему потихоньку надо готовиться на 400 м с/б.
- В чем специфика работы с Савлуковым?
- Первое время он принимал какие-то вещи - а у него не было выбора, но не очень в них верил сам. Второе - у него не очень хорошо было с дисциплиной, потихоньку это исправляем.
- Сидни Маклафлин сказала, что хочет бить мировые рекорды и на дистанции 400 м, и на 400 м с/б. Реально?
- Для нее это абсолютно реально. Если она бежит 50.68 с барьерами, то почему ей не показать 47 сек. без барьеров? Но это не для всех годится. Надо понимать, что программа больших соревнований трехкруговая. Карлу Льюису удавалось на одном турнире бегать 100 м, 200 м, эстафету, а еще и в длину прыгать. Но это Льюис.
- А Савлуков после перехода будет совмещать?
- Пока перехода нет. Мы пробовали барьеры на сборах, однако они пока заходят ему тяжело. Я прикинул, что время у нас еще есть. Но на перспективу этот вариант рассматривается, и Савелий об этом знает.
- Какие цели ставите Шубенкову и Савлукову на 2023 год?
- По Саве был недобор этим летом - планировался результат в районе 44.70−44.80. Переносится на следующий сезон. Что касается Шубенкова, то все-таки хочется побить рекорд Европы - 12.91. В 2019 году помешал это сделать Омар Маклауд, потом случилась пандемия, травма. Последние сезоны вообще были кривыми. Надо выправляться. И он сам должен на 100 процентов этого захотеть. Нельзя идти вверх по лестнице, идущей вниз. Сергей взрослый. Надо определиться: либо мы спокойно дорабатываем, либо все-таки думаем про 12.90.
- Сергей зиму всегда пропускает, а Савелий?
- Будет выступать. Причем в том же диапазоне, что в прошлом году. В Барнауле он бежал 60 метров, в Омске - 300 м, в Екатеринбурге - 600, в Москве - 500 и 400. Надо собирать. И Петрович всегда говорил, что с длинного спринта на короткий перейти всегда проще. А чем шире диапазон дистанций, тем проще переводить на узкую специализацию.
- Тренерская мечта у вас есть?
- Топить до упора и выигрывать все, что возможно. Это максимально греющая душу тренера формула.
ДОСЬЕ
СЕРГЕЙ КЛЕВЦОВ
Заслуженный тренер России. Признавался лучшим тренером страны по легкой атлетике в 2014 и 2015 годах. Его рекорд Алтайского края в прыжке в длину - 7 метров 86 сантиметров - держится с 1985 года. По первому образованию инженер-механик, окончил Алтайский политехнический институт. Начал тренировать с 1984 года. Вырастил около 30 мастеров спорта. Это многоборцы, прыгуны в высоту и длину, спринтеры, барьеристы. Среди самых известных воспитанников - победитель и призер чемпионатов мира в беге на 110 метров с барьерами Сергей Шубенков и лучший бегун страны на 400 метров Савелий Савлуков. В прошедшем сезоне они не проиграли ни одного старта. Также Клевцов - главный тренер по легкой атлетике Центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, тренер-преподаватель Алтайского училища олимпийского резерва.
Владимир Иванов, журнал «Легкая атлетика»,№ 3−2022 г.
Кроме того, в этом номере журнала опубликованы методические материалы по тренировкам в условиях среднегорья от барнаульского спортсмена и ученого Михаила Виноградова, заслуженного тренера России, члена КНГ Федерации альпинизма России.