Это не игрушки: на озере в Барнауле встретились патрульный катер, подлодка и эсминец
На одном из озёр в селе Лебяжьем прошло традиционное первенство Алтайского края по судомодельному спорту. Где ещё в регионе остались островки технического творчества, кто они — юные судостроители — и кем становятся, когда вырастают?
Место встречи
— Это мачта, это вентиляционный раструб, — проводит подросток лет двенадцати своего рода экскурсию по модели собранного им судна. — А вот на эти катушки у настоящего корабля кабель наматывается.
— Как ты их сделал? — интересуюсь у маленького технаря.
— Эпоксидка и фрезерный станок, — сходу отвечает тот и смотрит так снисходительно, мол, что ж ты, дяденька, таких элементарных вещей не понимаешь.
Про это озеро в селе Лебяжьем судомоделисты точно могут сказать: «Место встречи изменить нельзя». Собираются они здесь ежегодно уже много лет.
— Делаем это для того, чтобы определить чемпионов, показать, что техническое творчество у нас живо, — говорит Любовь Афанасьева, старший методист технопарка «Кванториум.22». — У нас 32 участника, которые представили 96 моделей. Считаю, для Алтайского края это прекрасная цифра.
Драматизма хватало
Соревнования по судомоделизму — это и выставка, и тестирование, и ходовые испытания. Сначала участники представляют судьям модели к осмотру. Те оценивают качество сборки, совпадение с оригиналом, ведь большинство моделей — копии реальных судов, военных и гражданских. Затем спортсмены демонстрируют знание флотской терминологии, показывая, где у их изделий мачты, кили и прочие детали.
Собственно, я бы уже и на этом этапе определял чемпионов. Большинство моделей ну настолько искусно и точно сделано, что только удивляешься, что это выполнили подростки вручную или в лучшем случае при помощи 3D-принтера, а не куплен корабль за бешеные деньги в каком-нибудь «Детском мире».
Третий этап — ходовые испытания, где суда соревнуются в нескольких классах. Одни, например, самоходные: участник с берега вручную запускает корабль, причём должен всё рассчитать так, чтобы он прошёл по определённой траектории. Но самое интересное — это радиоуправляемые модели. Подлодки должны пройти маршрут под водой и всплыть в заданном квадрате, а все остальные — по заданному вектору обойти отмеченные на воде буями ворота, ничего не задев и не нахватав штрафов. Если прошёл чисто — получай свои сто баллов, прямо как на ЕГЭ. Правда, это крайне нелегко: мало того, что модель должна быть безупречно настроена, а у участника отточено мастерство управления, ещё и погода влияет. А она в дни соревнований была весьма капризная — то гуляющий ветер, то проливной дождь, меняющий глубину озера.
В общем, драматизма хватало. Вот у одного из участников судно внезапно ловит набежавшую волну и переворачивается. Владелец модели по регламенту ничем помочь кораблю не может. Но тут же находится группа поддержки в виде одноклубника, который забегает в воду и ликвидирует кораблекрушение. Сам вымокай, а товарища выручай!
— Вода-то тёплая, — улыбается герой-спаситель Иван Крапивин.
Тем временем на берегу начинается дефектовка пострадавшего корабля, пацаны тут же принимают решение что-то перепаять, переставить, чтобы вернуть своё изделие на ход.
А чуть поодаль что-то корректирует в своей модели Арсений Демурин из городской станции юных техников. Парню 13 лет, судомоделизмом занимается четыре года, из них год ушёл на сборку нынешней соревновательной модели.
— Вообще, я в нескольких классах выступаю, одно судно уже участвовало в прошлом году, а вот это — новое. Собрал сам с нуля, кое-что из электроники, например регулятор хода, сервоприводы, заказывал. А так — корпус из пенопласта, обтянут стеклотканью, здесь кронштейны, тут рули, два мотора Р380. Уже на воде проверил, на двойном расходе аккумулятора оно шустро идёт, — выдаёт много непонятных слов Арсений. Потом уже переходит на человеческий язык. — Мне это интересно, потому что вижу результат. Зачем дома перед компьютером сидеть или без цели гулять?
А его одноклубник Кирилл Летягин вообще свой пожарный катер собрал по схеме 1989 года, которая старше самого парня на 17 лет. Откопал книжку на даче у деда, откуда она там, никто объяснить не смог. Судьба, видимо.
Настоящие фанаты
Судомоделизм, можно сказать, открывает детям дверь в будущее. Нет, на флот они не идут, но вот, например, двое бывших участников краевых первенств из Красногорского района учатся в Новосибирском техническом университете на специальности «проектирование самолётов и вертолётостроение». Отто Шмидт в этом году оканчивает обучение, уже входит в состав вузовского конструкторского бюро, его младший земляк Иван Терляхин пошёл по стопам приятеля.
Руководитель кружка судомоделирования Дома детского творчества Красногорского района Николай Бекетов вообще привёз солидную команду — 10 человек, 28 моделей. И эти ребята были единственными не барнаульскими. А всего участвовало четыре команды: кроме красногорцев и уже упомянутой городской станции юных техников, это мальчишки из центров детско-юношеского творчества Ленинского и Железнодорожного районов Барнаула. Больше детского судомоделирования в крае нет нигде, что даже удивительно. Например, главным судьёй краевого первенства был Валерий Шишкин из Бийска — легенда даже не краевого, а российского масштаба в этом виде спорта, чемпион мира. Но учеников в наукограде у него нет. Он бы и рад, но военно-морское образование не позволяет работать с детьми, а педагогического опыта нет.
— Интерес у ребят к этому направлению всегда есть, — убеждён педагог городской станции юных техников Алексей Хаустов. — На соревнованиях, например, у меня трое даже не новичков, а нулевичков — первый раз приехали, смотрят, что к чему. В начале каждого учебного года тоже новеньких много. Правда, остаются не все, когда понимают, что тут они не просто кораблики запускают, тут нужно работать, а ещё не всё с первого раза получается.
Но те, которые остаются, как правило, не бросают долгие годы. Михаил Балакин — студент-айтишник, через неделю защищает диплом. В Центр развития творчества детей и молодёжи Железнодорожного района пришёл 15 лет назад, занимается до сих пор, хотя давно перешагнул официальные возрастные рамки. До соревнований допустили вне зачёта, чтобы проверить модель.
— Я уже как-то не представляю себе жизни без этого, да и пользы много. Могу уже несложную покраску автомобиля выполнить, а про ремонт электрики и электроники дома вообще молчу. Да и других удивлять интересно, я иногда тренируюсь в заводи за новым мостом. Люди спрашивают, где такую модель купил, почём? Мало кто верит, что всё самодельное. Я однажды собирал эсминец, а недавно оказался в Питере — и увидел его настоящий. Не передать ощущение, когда ты несколько лет над моделью работал — а тут он перед тобой стоит, 150 метров. Конечно, хочу быть как Валерий Шишкин, поехать на чемпионат мира, — откровенничает Михаил.
Ну, а сам Валерий Викторович, глядя на юных коллег, уверен: будущие чемпионы мира в их рядах вполне могут быть. Были бы желание и поддержка.
В классе юниоров (до 15 лет) и гонщиков (скоростные модели, смешанный возраст) победу одержала команда Центра развития творчества детей и молодёжи Железнодорожного района. В классе юношей (15−18 лет) победила команда Красногорского района.
Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул»