Тренер = учитель? Что ждать от перемен в законодательстве

Тренер = учитель? Что ждать от перемен в законодательстве Тренер = учитель? Что ждать от перемен в законодательстве

Госдума в первом чтении поддержала законопроект, приравнивающий тренеров спортивных школ к педагогическим работникам.

Это позволит тренерам получать социальные гарантии наравне с учителями. При этом новые нормы, по словам разработчиков, не отменяют и не уменьшают уже имеющиеся гарантии и стимулирующие выплаты, которые получают тренеры согласно Трудовому кодексу.

Проектом закона вводится специальное понятие - тренер-преподаватель,- лицо, осуществляющее обучение детей в спортивных школах и центрах. Сами детские спортшколы выделяются в особую категорию «дополнительных образовательных организаций спортивной направленности». Программы спортивной подготовки при этом станут дополнительными общеобразовательными программами в области физической культуры и спорта. Стандарты спортивной подготовки Минспорта будет согласовывать с Минпросвещения.

Законопроект разработан по поручению Президента России по итогам заседания Совета по развитию физкультуры и спорта.

Вот как о перспективе принятия новых норм говорит председатель Алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Лариса Зорина:

В соответствии с Уставом Российского профессионального союза работников культуры наш профсоюз объединяет не только работников культуры и искусства, но и спорта, средств массовой информации, полиграфии, профильных образовательных учреждений и органов власти соответствующих отраслей. В нашем регионе представители трудовых коллективов спортивных учреждений и организаций входят в профсоюз работников культуры.

Два года назад начался переход детских юношеских спортивных школ из сферы образования в сферу физической культуры и спорта. Это было обосновано разницей целей и задач. Если в образовании главная цель вовлечения детей в спорт - это их занятость в свободное от учебы время и формирование здорового образа жизни, то задача сферы спорта не только в этом, важнейшая задача - выявление у детей спортивных данных, воспитание и подготовка спортсменов, в том числе и высших достижений, а это совершенно иные программы, иной режим тренировок и временных затрат. В результате нововведений произошло то, что люди, ранее работавшие в должности «тренер-преподаватель», которые всегда были в системе образования и имели соответствующие льготы, утратили право ими пользоваться. Среди прочего это было бесплатное предоставление жилья на условиях социального найма, а также компенсация расходов на оплату коммунальных услуг (прим. — в 2021 году 2160,00 рублей), что по нынешним временам имеет для работника существенное значение. Кроме того эта категория педагогов потеряла в отпуске, если ранее отпуск был 56 календарных дней, то теперь только 28. Словом налицо ухудшение условий. Нужно помнить, что тренер бывает с детьми зачастую круглосуточно, особенно на сборах, соревнованиях. А если ребенок заболел? Бывает, что нужно в ночное время решать вопрос с врачом, госпитализацией. Все это накладывает дополнительную ответственность, которая выглядит никак не меньшей, чем у педагогов системы образования.

В соответствии с краевым законом «О социальном партнерстве» профсоюзы имеют право выступать с законодательной инициативой. И мы эту возможность используем. В том числе мы неоднократно обращались в краевое законодательное собрание по вопросам защиты прав работников сферы культуры и пусть не все, но некоторые наши соображения были услышаны. В защиту работников спорта профсоюз направил ряд предложений, которые вполне возможно было решить на уровне субъекта и местного самоуправления. Например, продолжительность отпуска была сохранена за счет дополнительных оплачиваемых отпусков. Было возможно установить дополнительные выплаты для тренеров в сельской местности, если бы депутаты внесли дополнения в краевой закон № 77-ЗС от 31.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (прим. В 2021 году - 920,00 рублей). Однако это гораздо меньше льготы, установленной педагогам. Поэтому наши усилия были направлены на федеральный уровень, именно там при принятии решения о наделении спортивных школ статусом учреждений спортивной подготовки забыли о людях. Я, как член коллегии краевого министерства спорта поддержала предложения, сформулированные профессиональным сообществом и направленные в Министерство спорта РФ в декабре 2020 года. Профсоюз обеспокоен тем, что зачастую за благими целями, которые озвучивают разработчики законопроектов, на деле при реализации уже принятого закона получается все не то и не так. Например, зачастую реализация федеральных законов ложится на плечи органов власти субъектов или даже местного самоуправления, а там средств нет, и начинается «обрезание» обещанных благ.

В самой тренерской среде также пока нет однозначного отношения к принимаемому законопроекту.

Так, по мнению начальника отдела координации и методического обеспечения организаций КАУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края» Ивана Самсонова, с принятием законопроекта во-первых, будет повышен уровень контроля за формой, содержанием и методическим обеспечением реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта (ФКиС). Следует отметить, что в этой сфере имеется ощутимый пробел в законодательстве, которым вовсю пользуются негосударственные организации.

Во-вторых, измениться уровень социальных гарантий тренеров и иных специалистов, поименованных как педагогические работники, которые позволят решить вопрос компенсационных выплат работникам в сельской местности.

В-третьих, мы надеемся, что будет частично решена проблема с дефицитом кадров не только на селе, но и в городах. Ведь мало кто обращает внимание, что ранее недостаток педагогических кадров в организациях, реализующих образовательные программы в области ФКиС, частично решался за счет привлечения бывших спортсменов, получивших профессиональное физкультурное образование, но работающих в правоохранительных и иных ведомствах. Сюда следует отнести военных, полицейских, а также сотрудников организаций, исполняющих публично-значимые функции (адвокаты, нотариусы и т. д.). В настоящее время, вышеназванной категории работников, запрещено заниматься оплачиваемой физкультурно-спортивной деятельностью в качестве тренера, инструктора по спорту и т. д.

В-четвертых, все организации, реализующие образовательные программы, независимо от ведомственной принадлежности, собственника и организационно-правовой формы, подлежат и будут подлежать учету органом управления в области образования. Таково требование норм ч. 3 ст. 22 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принятие законопроекта обеспечит не только выведение из «тени» негосударственных физкультурно-спортивных организаций, реализующих программы в данной области, но и позволит повысить вероятность выполнения страной амбициозного показателя систематически занимающимся физической культуры и спорта - 70%.

Однако, при всех плюсах принятия законопроекта имеется ряд отрицательных моментов:

Система образования обязана выполнить основной показатель эффективности деятельности: 80% вовлеченных в занятия допобразованием к 2024 г. без необходимости исполнения каких-либо показателей спортивной результативности. Это непременно отразится на системе подготовки спортивного резерва.

Система образования не заинтересована в обязательной организации, проведении и финансовом обеспечении спортивных соревнований. В настоящее время на систематической основе практически не проводятся школьные и студенческие спортивные соревнования, а если и проводятся, то зачастую формально.

Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности по реализации образовательных программ спортивной подготовки осуществляется представителями «обрнадзора», являющихся, как правило, бывшими учителями-предметниками, не имеющими профессионального представления в вопросах спорта. Это многократно осложняет процесс реализации программ. Напомним, система образования основана на примате «психологизма», а спортивная подготовка на - «психофизиологии». То есть при наличии общего сущностного начала в педагогическом характере деятельности, не учитываются иные, оказывающие существенное значение принципы специальной тренировки, медицинского обеспечения и т. д.

Настоящие условия хозяйствования (материально-техническое обеспечение, медицинское и др.) не позволяют многим организациям получить лицензию на образовательную деятельность. Причем требования к организации медицинской сопровождения, мягко говоря, слегка завышены, не учитывают настоящих реалий.

Руководство системой ФКиС в муниципалитетах лишается профильных физкультурно-спортивных организаций, преобразованных в организации дополнительного образования с иными основными целями своей образовательной деятельности.

По словам Ивана Ивановича Самсонова, плюсы и минусы представленного законопроекта руководителям и сотрудникам спортивных учреждений и организаций еще только предстоит почувствовать, а это изменение налаженного ритма, неопределенность и стрессы. Именно через профсоюз работники данной сферы имеют возможность озвучить свои опасения, чаяния и пожелания. Поэтому профсоюз максимально вовлечен и погружен в данный вопрос.

Павел СЕЛИВЕРСТОВ,

«Профсоюзы Алтая», 26.02.2021.