Всегда при деле. Анатолий Гиганов. Часть вторая
Проекты и прожекты
- Анатолий Ефимович, вы рассказывали, что на должность заместителя председателя крайспорткомитета вас пригласили именно под Спартакиаду народов РСФСР. Это было неожиданно?
- Сюрприз был серьезный. Предложение я получил в апреле 1987 года, под занавес спортивного сезона. незадолго до этого Совет министров РСФСР решил, что в 1993 году Спартакиада народов РСФСР пройдет в Алтайском крае. В 1989 году спартакиаду во второй раз в своей истории принимала Пермь, а следующая через четыре года должна была пройти у нас. Тогда же на самом высоком уровне приняли решение, что на Семинском перевале начнется строительство учебно-тренировочного центра для олимпийских сборных команд СССР. Кроме этого, тогда еще одна приличная федеральная программа запускалась - строительство быстровозводимых спортивных комплексов. Возникло три серьезнейших направления, связанных одновременно со спортом и строительством.
В крайспорткомитете под это дело изменили штатное расписание, выделив дополнительную ставку заместителя председателя. Спорткомитет тогда возглавлял Владимир Александрович Левин, я не знаю, кто ему меня посоветовал. В апреле он меня позвал, спросил согласия, сказав, что я имею соответствующее образование, чтобы курировать стройки. Долго я не думал. Кем заменить меня в ШВСМ было, на серьезных ролях был уже Савинов. И я подумал: почему бы не попробовать. И окунулся в эту работу. Часто ездил в Москву: в Госкомспорт СССР и в Госснаб СССР. Только по быстровозводимым физкультурно-оздоровительным комплексам с нами работали 14 заводов-изготовителей!
Оргкомитет спартакиады возглавлял Воротников - председатель Совмина РСФСР. В крае тоже создали оргкомитет соревнований - главным был председатель крайисполкома Алексей Антонович Кулешов. Оргкомитетом по Семинскому перевалу руководил Василий Тимофеевич Христенко, первый заместитель председателя крайисполкома. Все завязывалось в один тугой узел. Для подготовки к Спартакиаде народов РСФСР задействовали все краевые подразделения - строителей, дорожников, культуру… Полностью был загружен нашими проектами «Алтайгражданпроект». Мы подключили и «Союзспортпроект». Он проектировал нам открытую конькобежную дорожку и трамплины. Тогда толком не знали, как делать дорожку с искусственным льдом даже в «Союзспортпроекте». Приглашали для консультаций финских специалистов. Построить ее планировалось на месте нынешнего барнаульского стадиона «Лабиринт». Трамплины для лыжного двоеборья собирались строить на берегу реки Барнаулки. Лыжно-биатлонный комплекс «Алтайгражданпроект» проектировал в Сухом Логу.
В Барнауле должны были пройти лыжные гонки, биатлон, лыжное двоеборье, хоккей и фигурное катание. Там, где сейчас находится офис компании «Мария-Ра», на улице Мерзликина, почти напротив нынешнего дворца спорта, планировалось построить второй крытый каток.
Горнолыжные соревнования изначально предполагали провести в Белокурихе. Но со стороны курорта было какое-то недопонимание: зачем им это надо? Были возражения и со стороны экологов. В итоге стали проектировать горнолыжку на горе Синюхе, рядом с селом Манжерок. Часть горнолыжных стартов планировали провести в Горно-Алтайске, где есть хорошая гора, «Алтайагропром» начинал строить у ее подножия профилакторий. В качестве запасного варианта рассматривались горнолыжные трассы в соседних регионах. Но с развалом СССР все планы свернули.
Не получила достойного развития и учебно-тренировочная база Госкомспорта СССР на Семинском перевале. Первыми на ней провели сборы перед зимней Олимпиадой 1988 года в Калгари двоеборцы, хотя там и нет трамплинов. Потом приезжали лыжники, биатлонисты, но не первыми составами. В середине 1990-х на Семинском перевале регулярно проводился весной Кубок России по биатлону.
Стройка на Семинском двигалась очень тяжело. На стыке 1980−1990-х начались большие проблемы с финансированием. Выручило то, что УТЦ «Семинский» стал в этот период филиалом олимпийской базы «Озеро Круглое» в Подмосковье, развитие шло через неё. Заказчиком и подрядчиком строительства выступал бийский завод «Сибприбормаш». Николай Петрович Мелехов - будущий директор, а затем владелец базы, работал тогда в УКСе «Сибприбормаша», отвечал за строительство на Семинском перевале. На всё были лимиты, все стройматериалы были дефицитными. Выручили, модульные объекты, которые создавались для тюменских нефтяников и газовщиков.
База должна была находиться несколько в ином месте, чем сейчас. Уже были проведены предпроектные работы на другом склоне. Но мы убедили выбрать нынешний вариант. С исчезновением СССР проект не был реализован в том виде, в каком замышлялся. К спортивному залу ещё должен был примыкать 25-метровый плавательный бассейн, а на территории учебно-тренировочного центра планировалось построить физкультурно-досуговый комплекс с кафе, библиотекой и прочим. Лыжероллерную трассу тогда не построили, сделали её уже позже. В соответствии с первоначальным планом на Семинском перевале появились спортивный зал, стрельбище, общежитие на 80 мест, гостиница на 60 мест, 10 жилых домов, столовая, были спрофилированы лыжные трассы, которые и сейчас служат спортсменам.
- А какая судьба третьего направления - строительства быстровозводимых ФОКов?
- По этой программе построили ФОКи в Онгудае и на Семинском перевале. Сумели до конца довести строительство физкультурно-оздоровительного комплекса педагогического вуза на улице Крупской и госуниверситета - на проспекте Красноармейском в Барнауле, но эти два объекта достраивались уже самостоятельно, вне действия программы.
Каркасы ФОКов появились в Рубцовске, Бийске, Славгороде. В Белокурихе начали строить под одной крышей бассейн и спортивный зал. Все это потом пришлось разбирать. В Белокурихе сделали рынок из недостроенного ФОКа.
Самое замечательное, что нам под Спартакиаду народов РСФСР удалось в 1988 году открыть училище олимпийского резерва, этот пункт входил в комплексный оргплан по подготовке к событию. В соответствии с ним в крае должны были появиться также специализированные школы по лыжным гонкам и биатлону.
- Как интересно! Этих школ до сих пор нет. Почему?
- Оставили последователям. Пусть открывают (смеется). Если серьезно, то отделения биатлона и лыжных гонок появились со временем в краевом училище олимпийского резерва, но на этом мы тормознулись, отдельные школы создать не получилось. Кстати, в предвыборной программе нынешнего губернатора Виктора Томенко этот пункт - о создании краевых спортшкол по биатлону и лыжным гонкам - имеется.
Третьи после столиц
- Подготовка к Спартакиаде народов РСФСР - самый яркий эпизод в вашей спорткомитетовской работе?
- Ну почему? Я занимался не только стройками. Все высшее спортивное мастерство на мне было как на первом заме. Наверное, никто так долго в этой должности не работал - почти 26 лет. Особняком в памяти 1994 год. Как я уже рассказывал, двое наших земляков-биатлонистов - Тарасов и Чепиков - завоевали на Олимпийских играх в Лиллехаммере пять медалей! Чепиков - золото и серебро, Тарасов - полный комплект. Да еще конькобежец Сергей Клевченя взял серебро и бронзу. Когда по регионам подводили итоги, мы после Москвы и Санкт-Петербурга стали третьими в России по медальному зачету. Даже без Чепикова, которого нам не засчитали.
- С кем из звёздных спортсменов и тренеров приходилось вам тяжелее всего, а с кем, наоборот, работалось легко?
- Юрий Петрович Захаров входил в кабинет, одним басом мог задавить. Владимир Феоктистов был очень харизматичный, Фёдор Храмцов - чего один взгляд стоил. Я со всеми находил общий язык. Взять даже Валерия Андреевича Метелицу, человека жёстко принципиального. Для него самбо было смыслом жизни. Он и книгу написал под таким названием «Самбо - любовь моя». Спортивных руководителей Валерий Андреевич не любил. Говорил: «Только с одним приятно дело иметь. Он и откажет, а из кабинета выйдешь - и, вроде, максимум удовлетворения» (Смеется). Денег в девяностых и в начале двухтысячных катастрофически не хватало. Поэтому отношения по-разному складывались. Но я как мог, старался людей поддерживать. Сам вырос из спортивной среды, понимал, что такое труд тренера, спортсмена. И это люди чувствовали. Конечно, были у крайспорткомитета и ошибки, и ненужные траты. Но больше всё-таки было правильных решений. Например, мы одними из первых в стране стали серьёзно поддерживать инваспорт. И с тех пор Алтайский край по достижениям паралимпийцев один из лучших в стране.
Правильным был и вектор открытия краевых специализированных спортшкол. Первой в их ряду появилась в 1997 году конькобежная - «Клевченя». Председателем крайспорткомитета работал Виктор Петрович, он руководил спортом в Алтайском крае 14 лет, до 2006 года. Помню, в 1993 году профсоюзные спортшколы, финансировавшиеся за счёт средств социального страхования, начали разваливаться. Валентина Матвиенко, заместитель председателя правительства России по соцвопросам, направила в регионы письма, чтобы финансирование спортшкол взяли на себя местные бюджеты. При Насонове мы сумели сохранить все 14 профсоюзных спортшкол. Вывесок прежних не стало, но, по сути, школы остались. Кого-то перевели под эгиду училища олимпийского резерва, других тренеров и спортсменов пристроили в краевой спортшколе отдела народного образования, горнолыжку втолкнули в ДЮСШ «Студия Спорт» - к гимнастам и танцорам… Это были вынужденные меры, но они сохранили кадры. И уже при новом председателе крайспорткомитета Владимире Александровиче Альте эти люди стали вливаться во вновь создаваемые краевые специализированные спортшколы, с 2011 года они открывались одна за другой: «Алтайский ринг» - по боксу, «Горные лыжи» - по горнолыжному спорту и сноуборду, «Заря Алтая» - по волейболу, «Юность Алтая» - по хоккею на траве, «АлтайБаскет» - по баскетболу и так далее.
В 2000-х годах мы добились официальной поддержки тренеров и спортсменов с высокими спортивными результатами. В том числе безвозмездных субсидий на жилье для тех, кто в нём по закону нуждался. Это позволило закрепить кадры, пригласить нужных специалистов. Так оказался у нас, например, Виктор Максимович Ткаченко, тренер великой Елены Вяльбе, давший мощный толчок развитию в крае лыжных гонок. Построенная им и нашим местным талантливым тренером Сергеем Зориным система подготовки лыжников дала в основную сборную России по лыжным гонкам Ольгу Кузюкову, а в молодёжную - Ярославу Черданцеву и Елену Серохвостову. Его ученик Артемий Гельманов, личный тренер алтайской гонщицы Яна Кирпиченко, которая входит сейчас в женскую сборную России, вырос до тренера юниорской сборной страны.
Без волокиты
- С какой из краевых администраций у вас было наилучшее взимопонимание?
- Сейчас у нас правительство, а когда я только начинал работать в крайспорткомитете, был крайисполком. В крайисполкоме мне нравилось контактировать с Василием Тимофеевичем Христенко. Сильные замы, курировавшие спорт, были в администрации Александра Александровича Сурикова. Помню, приходит ко мне Володя Кобзев, тренер «Коммунальщика», и говорит: «Я договорился в Голландии, что нам отдадут бэушное искусственное поле для хоккея на траве бесплатно». У нас таких полей еще вообще не было. Но чтобы завезти ковер в Россию, нужны были сумасшедшие деньги на растаможку - 700 или 800 тысяч рублей. По тем временам баснословные деньги. Я к нашему куратору в краевой администрации Якову Наумовичу Шойхету. Объясняю, мол, такая ситуация: Голландия дает поле бесплатно, а наша таможня не пропускает. Только за большие деньги. Он говорит: «надо порешать». Выходит к Сурикову. Никаких тебе рассмотрим-посмотрим, оставьте свои предложения. Возвращается и говорит: «Деньги на растаможку дадим».
Много спортивных объектов построили при губернаторе Александре Богдановиче Карлине. Сколько в районах спорткомплексов по программам «75×75» и «80×80» появилось! В Заринске, Новоалтайске, Камене-на-Оби, и Рубцовске открылись бассейны, в Барнауле спорткомплекс «Победа» построили. Сначала это был проектик для детской спортшколы. «Алтайгражданпроект» его переработал: сделали игровой зал выше, добавили этаж, балкон, чтобы было больше сидячих мест. Помните, как в АГУ болельщики за игрой «Университета» стоя на ногах смотрели, другу другу в затылок дышали?
- Как не помнить?
- Сейчас, конечно, больше возможностей для развития спорта. Считаю, министерство спорта правильно делает, что продолжает максимально укреплять материальную базу, привлекает и федеральные, и частные средства. У нас тоже было много разных хороших задумок. Досадно, что сорвалось строительство футбольно-легкоатлетического манежа. Мы сделали проект, полностью провели экспертизу. Уже был устный договор между губернатором Александром Карлиным и министром спорта Виталием Мутко. Он говорит: «Ладно, мы вам полмиллиарда по федеральной программе выделим». Кроме полноразмерного футбольного поля с искусственным покрытием, спорткомплекс включал в себя четыре беговые дорожки по 400 метров, все легкоатлетические секторы. представляете, что бы это было для легкой атлетики? Но что-то пошло не так. Вероятно, краевому бюджету оказалось не под силу софинансирование проекта, а может, и минспорту уже было не до него - вскоре, осенью 2014 года, начался экономический кризис.
Унесённые ветром
- Сколько раз вы были главный судьей сельских олимпиад?
- Если брать вместе зимние и летние, думаю, раз около сорока. Был же момент в тяжёлые девяностые годы, их хотели упразднить. Но мы отстояли…
- А вот вспомните что-нибудь весёлое, необычное из этих олимпиад?
- В Курье в 1988-м году всю олимпиаду дул страшный ветер. В олимпийскую программу раньше входил конькобежный спорт. Спортсмен выходит на дорожку, а его вместе с коньками уносит с катка. Мишени со стрельбища тоже унесло ветром. Дороги так перемело, что участники олимпиады выбирались двое суток из Курьи, трактор дорогу пробивал. А в Благовещенке, в засушливом вобщем-то месте, где дождь может месяцами собираться, на каждой олимпиаде во время открытия шёл ливень. Местные жители радуются, а спортсмены как мокрые курицы.
- Вы одинаково хорошо знаете и массовый спорт, и спорт высших достижений. Как считаете, есть между ними связь?
- Думал, на эту тему не один раз. Возьмём сельские олимпиады. Можно было так написать положение об этих соревнованиях, чтобы участниками были только работники сельского хозяйства - механизаторы, доярки, скотники. Так сначала и хотели сделать. Но в итоге решили допускать и учащихся старших классов сельских школ. Где может реализовать себя молодой сельский спортсмен? Так ли много у него соревнований за пределами района? Потом подпустили к олимпиадам воспитанников спортивных школ районов, которые учатся в вузах, техникумах, чтобы у них не терялась связь с малой родиной. Это только кажется, что между массовым спортом и большим нет связи. А откуда потом в краевое училище олимпийского резерва дети поступают? Многие из этих ребят варились в каше сельских олимпиад. Тот же Сергей Тарасов выступал за свой район.
Новая работа
- Как вам работается в спорткомплексе «Обь»? Тяжело ли расставались с крайспортуправлением?
- Из управления уходил, можно сказать, спокойно, по-хорошему простился с коллективом. Предварительно была беседа с вице-губернатором Даниилом Владимировичем Бессарабовым, меня уже подпирал возраст госслужбы, и было понятно, что у нашего куратора есть желание обновить кадры. В январе 2013 года мой контракт истек, а через неделю я уже вышел на работу заместителем гендиректора в спорткомплекс «Обь». Сергей Иванович Кашников, узнав, что я увольняюсь, специально держал для меня место зама по общим вопросам. Мог бы остаться и в крайспортуправлении вне госслужбы, начальник управления Владимир Александрович Альт делал такое предложение. Я сказал, что подумаю. Мы расстались 15 января, а 21 января, в понедельник, Альт меня на планерке в крайспортуправлении ждет, а Сергей Иванович - здесь. Я еду на общественном транспорте и размышляю: «Выйти около „Оби“ или проехать ещё одну остановку - до управления?» Но в итоге решил сойти пораньше.
Спорткомплекс «Обь» - это постройка 1985 года, объект сложный, многопрофильный. Я помогаю гендиректору в вопросах, связанных с обеспечением работы спорткомплекса. Кроме того, решаю вопросы безопасности, контактирую с различными надзорными органами - пожарными, Роспотребнадзором и так далее. Еще курирую проведение в спорткомплексе спортивных мероприятий - у нас часто проходят различные отраслевые спартакиады, краевые турниры, в «Оби» арендуют залы несколько спортивных школ. Работы хватает.
- Вы выглядите подтянутым и свежим. Как поддерживаете физическую форму?
- Если скажу, что я регулярно занимаюсь спортом, то, конечно, совру, но по мере возможностей, встаю на лыжи, и еще у нас есть хорошая рыбацкая компания, выскакиваем вместе на свежий воздух и зимой, и летом.
- На фотографии в вашем кабинете вы со здоровенной щукой. вот это удача! Сколько в ней веса?
- Около 9 килограммов - самый большой мой трофей.
- Ваши пожелания читателям «Алтайского спорта» в канун нового года.
- Крепкого всем здоровья, спортивного долголетия, ветеранам пожелаю чаще посещать наш плавательный бассейн.
Беседовал Виталий ДВОРЯНКИН,
«Алтайский спорт», 30.12.2020.
Сегодня, 2 января, у Анатолия Ефимовича день рождения. От всей души поздравляем!
Первую часть материала читайте здесь.