Елена Серохвостова: «Папа облегчил жизнь тренерам»
Член юниорской сборной России по лыжным гонкам Елена Серохвостова - спортивная гордость Заринска. Заехав домой всего на пару дней после тяжелейшего (в физическом и моральном плане) первенства мира в Турции, Лена не отказалась принять участие в V зимней Олимпиаде малых городов Алтая. Но в планах у талантливой спортсменки значится и другая Олимпиада - сочинская.
Мама, догоняй!
- Лена, часто ли вам удаётся навещать семью?
- Летом между сборами получается почти каждый месяц погостить дома, а за эту зиму я всего второй раз в Заринске. Так совпало, что приезд пришёлся на олимпиаду малых городов Алтая.
- В итоге вы выиграли две гонки, причём дважды стояли на пьедестале со своей мамой, которая приходила к финишу третьей.
- На одном пьедестале мы уже были, и не раз, когда становились победителями и призёрами соревнований спортивных семей. А вот в лыжных гонках впервые вместе пробились в призёры.
- Каково быть на одной лыжне с мамой?
- Если честно, очень хотелось ей уступить, чтобы она первой финишировала. Договорились, что мама будет держаться за мной, а дальше посмотрим по обстоятельствам. Но не получилось у нас…
Победа с горечью
- У русских Турция ассоциируется в первую очередь с отдыхом, морем. У вас же там были соревнования - первенство мира. В каких условиях участники турнира оказались на берегах Босфора?
- Соревнования проходили в городе Эрзурум. Жили мы на высоте 3000 метров над уровнем моря, а бегали на высоте 1700 метров. Это очень тяжело.
- А специальную подготовку к среднегорью вы проходили?
- Да. Перед Эрзурумом наша команда две недели тренировалась в Болгарии на высоте 2000 метров. Но всё равно полностью привыкнуть к таким условиями оказалось сложно.
- Дискомфорт как проявлялся?
- Тяжело дышать. Если быстро стартовать, через километр можно сходить с дистанции. Поэтому наилучший вариант: потихоньку начинать и постепенно добавлять, добавлять…
- На прошлогоднем первенстве мира у вас было эстафетное серебро, теперь - бронза в классический гонке на 5 километров и золото в той же эстафете. Довольны таким раскладом?
- Очень. Особенно хотелось заработать награду в индивидуальной гонке. В спринте я стала 25-й, но уже на следующем старте завоевала бронзу. Потом был скиатлон, где я заняла девятое место, а в конце - эстафета.
- В Турции вы стартовали в четырёх гонках. Сил хватило?
- Думаю, скиатлон получился бы лучше, если бы не трагедия с тренером Сергеем Валентиновичем Зориным… А так - была готова побороться.
- Как вы узнали о кончине своего тренера?
- Мне сказали после награждения. Хотя ещё до старта я подумала: где Сергей Валентинович? Может, проспал или уже на трассе стоит? Но сильно не забеспокоилась, ведь тренеров много - лыжи всё равно подготовят.
- В заключительный день соревнований с каким настроем выходили на эстафету?
- К эстафете я уже пришла в себя, смогла нормально настроиться и пробежать. А скиатлон дался тяжело, меня даже хотели не ставить на эту гонку. Но я сама попросила дать мне выступить: уже ничего нельзя изменить, а бегать дальше надо.
Организаторы соревнований объявляли минуту молчания в память о Сергее Валентиновиче. Он целый год ездил с молодёжной сборной России как неофициальный второй тренер. В этом году его хотели уже включить в тренерский штаб.
- Известно, что вы и новоалтайская лыжница Ярослава Черданцева (ещё одна воспитанница Сергея Зорина, участница первенства мира в Турции - Прим. авт.) встречались с руководителями алтайского спорта и обсуждали ваше будущее. К чему пришли?
- Окончательно всё решится весной, когда закончится сезон. Сейчас много вариантов, где и с кем тренироваться, но этот сезон мы будем докатывать с Александром Вебером - тренером сборной Ямало-Ненецкого автономного округа. Если честно, я сейчас не вижу в Алтайском крае тренера, у которого смогла бы тренироваться.
Любовь под запретом
- На открытии олимпиады малых городов губернатор Александр Карлин вручил награды вам и Ярославе. Уже решили, как распорядиться призом?
- Мне дали 90 тысяч рублей. Решила, что одну половину этой суммы потрачу на бытовую технику, а другую - на женские украшения. Сейчас ношу серебро, но мечтаю о золоте. Хочу купить серьги, цепочку, крестик.
- Вы носите крестик?
- Я ещё не крещёная. Но пойду креститься, когда в следующий раз приеду домой. Сделать это посоветовала бабушка.
- А праздники любите?
- Люблю, особенно Новый год и день рождения.
- Был подарок, который запомнился больше всего?
- На день рождения родители часто делали подарки, о которых я мечтала. В детстве очень хотела компьютер - их тогда почти ни у кого ещё не было. Думала, нереально его получить, потому что дорого. Пришла со школы - а компьютер на столе стоит.
- Накануне Международного женского дня позволю себе задать личный вопрос. У вас много поклонников?
- Всем уделять внимание не получается. На первом месте сейчас спорт. Да и тренеры сборной не очень довольны, когда у кого-то что-то начинается… Думают, что результаты упадут. Так что дружить лучше втихушку, если тренеры заметят - сразу испортятся с ними отношения.
Дорога в Сочи
- Лена, вы уже не первый год успешно выступаете на юниорском уровне. А какими видите свои дальнейшие перспективы? Да и группа, которую тренировал Сергей Зорин, называется «Сочи-2014»…
- Да, дело идёт к Олимпиаде. Я ещё молодая, так что за место в сборной нужно бороться. Скоро начнётся чемпионат России, там тренеры будут оценивать выступление среди взрослых - я же ещё юниорка. Вообще, от тренеров уже идёт настрой, что на Олимпийские игры нужно попадать. Причём они не ставят задачи победить, нужно хотя бы просто поучаствовать, набраться опыта. Не получится попасть в Сочи - буду готовиться к следующей Олимпиаде.
- Судя по результатам на международных соревнованиях, у мужской сборной России получается намного лучше, чем у женской.
- В женской национальной команде постоянно меняются тренеры, все лыжницы работают сами по себе. А у парней подготовка уже в юниорском возрасте такая же, как у взрослых, только объёмы меньше. И когда они переходят во взрослый спорт, то уже готовы к нагрузкам.
- У вас лучше получаются гонки классическим стилем. Почему?
- В классике нужна техника. Ещё с детства мне её поставил папа, другим тренерам даже исправлять ничего не пришлось.
Виталий УЛАНОВ,
«Алтайский спорт», 8.03.2012.