2 июля - День спортивного журналиста. Интервью с Ярославом Махначёвым
Накануне этой даты «Алтайский спорт» взял интервью у заместителя шефа-редактора газеты «Вечерний Барнаул» Ярослава Махначёва. Первый по-настоящему профессиональный опыт наш коллега получил в окружном спортивном еженедельнике «Спорт-Атака» ещё студентом. Уж несколько лет он трудится в газете «Вечерний Барнаул», где регулярно выходят яркие и актуальные материалы на спортивную тему под его авторством. В этом году Ярослав в очередной раз стал победителем краевого конкурса Министерства спорта Алтайского края среди журналистов региона, освещающих развитие физической культуры и спорта. Не ошибёмся, если скажем, что он самый титулованный участник этого конкурса.
Всё началось с футбола
- Ярослав, расскажите, как зародилась ваша любовь к спорту и когда она трансформировалась в интерес к спортивной журналистике?
- Долгое время я вообще никаким спортом не интересовался, ничего не смотрел. Но однажды пришел домой, включил телевизор, а там идет футбол… Это был чемпионат мира 1998 года во Франции, матч Аргентина - Англия. Бекхэма тогда еще удалили, а в концовке били пенальти. Меня эта игра зацепила, и с этого времени я стал плотно следить за футболом. Досмотрел весь турнир, включился в чемпионат России. Активно читал газеты: интернет тогда еще, считай, был в зародыше. До сих пор в гараже лежат журналы «Спартак», «СпортЭкспресс». Большая подборка. Читал материалы людей, которые бывали на соревнованиях, общались с какими-то спортсменами. Захотелось заниматься примерно тем же самым. На тот момент, это был класс 8−9-й, я еще вряд ли понимал, что такое спортивная журналистика и журналистика вообще. Но мне хотелось работать в этой сфере. Моим кумиром был Виктор Гусев, комментатор. Мне хотелось так же: быть человеком, который сидит в репортерской кабине, ездит на крупные соревнования и комментирует это все. Я стал целенаправленно готовиться к поступлению на журфак.
- Получается, все началось с футбола. А про какие еще виды спорта вам нравится писать?
- Нравятся единоборства: карате, бокс, дзюдо… Люди там, как правило, интересные, контактные, у которых просто получить информацию. Кроме футбола, люблю другие игровые виды спорта: хоккей, баскетбол - да все, что имеются в нашем крае. Хотя мне сложно делить: эти любимые, а эти нелюбимые. Есть, наверное, такие, о которых проще что-то написать. Взять те же единоборства: там всегда можно найти яркую картинку. В шахматах сложнее: в основном все происходит в статике, тут уже как-то выкручиваться надо. Есть виды спорта, которые я не понимаю. Например, конный. Сколько ни ходил на наш ипподром, сколько ни пытался разобраться во всех этих заездах, гитах и всем остальном, для меня это темный лес.
- А с точки зрения болельщика? Что больше всего любите смотреть?
- В основном - футбол, честно скажу. Хоккей смотрю, но пристально слежу только за Олимпиадами и чемпионатами мира. Я, конечно, знаю, что происходит в КХЛ, российском баскетболе или волейболе, но детально в жизнь клубов не углубляюсь.
Одно время очень плотно смотрел профессиональный бокс. Но это было давно. В те времена, когда главными действующими лицами были братья Кличко, Валуев.
- Есть ли у вас любимый футбольный клуб?
- Есть, московский «Спартак». Болею за него с того самого 1998 года, не скрываю это.
Первым допросил директора
- Вспомните о своем первом журналистском опыте?
- Если говорить про самое первое СМИ - это была школьная газета гимназии № 42. Когда я был в 9-м классе, к нам в школу пришла на практику студентка журфака. Она решила воссоздать газету, которая была в школе тогда, когда девушка сама была школьницей. Эта газета просуществовала один год, я там первый журналистский опыт и получил. Прекрасно помню свой первый материал - интервью с директором школы Александром Федоровичем Ильиным, почетным гражданином города. Я очень боялся к нему идти - директор же…
Потом была краевая детская газета «Сами». В нее я пришел уже целенаправленно: нужны были публикации для поступления на журфак. В этот же период у меня вышла пара текстов в «Свободном курсе». Туда удалось попасть благодаря знакомству с Евгением Лиманским. Сейчас он пишет на спортивные темы в «Алтайской правде», а тогда трудился в «СК».
Если говорить о журналистике как о работе, приносящей доход, то это была новосибирская газета «Спорт-Атака», региональный сибирский спортивный еженедельник. Я тогда уже учился на журфаке. Увидел объявление в газете, что требуется собкор по регионам, написал на удачу. Они предложили посотрудничать. Вот с ними я достаточно плотно работал года три: в основном писал про футбол, про жизнь «Динамо». В тот момент появилась и «Комсомольская правда», временами практиковался в «Алтапрессе», а с 2005 года я работаю в «Вечернем Барнауле».
- Если вернуться к единоборствам. есть мнение, что они не только физическую силу развивают, но и внутренне обогащают. Это так?
- Люди, которые ими занимаются, делятся, на мой взгляд, на две категории: одни ходят в зал, чтобы просто размяться, покувыркаться, научиться приемам самообороны, а других не меньше этого занимает философия единоборства, духовные искания. В студенчестве я занимался айкидо, и некоторые из наших ребят настолько увлеклись предметом, что углубились в историю страны, родившую это единоборство, ее культуру.
Тренировка для журналиста
- На журфаке постоянно говорят: чтобы писать хорошие тексты, надо читать много хороших текстов. А были такие спортивные журналисты, на чьи материалах вы учились?- Они были и есть. Если говорить о спортивной журналистике, то я вырос на газетах «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», еженедельнике «Футбол». В «Спорт-Экспрессе» для меня остаются образцом Игорь Рабинер, Евгений Дзичковский, Борис Левин. Абсолютно шикарные интервью продолжают там делать Александр Кружков и Юрий Голышак. Если про телевидение говорить, то я смотрел Виктора Гусева, Владимира Перетурина, Владимира Маслаченко. Чуть позже Владимир Стогниенко появился. Сейчас вот возникла плеяда молодых авторов в интернете - среди них Александр Головин, Артем Локалов… Они выполняют очень качественную работу, из которой всегда можно что-то почерпнуть новое. Их тексты однозначно надо читать.
- Вы же пишите не только на спортивные темы. Есть какие-то отличительные черты у спортивной журналистики?
- Вот я особых отличий не вижу. Любой журналист должен понимать тему, которой он уделяет внимание. Если человек, например, всю жизнь писал о культуре, а тут его внезапно зарядили описывать футбольный матч, естественно, для него это будет неожиданно, будет много непонятного. А если ты в теме, то какая разница, о чем писать? Спортивная журналистика - точно такая же сфера журналистики, как и все остальные. Единственное ее отличие - соревнования проходят в выходные дни, нередко в вечернее время, поэтому приходится жертвовать личным временем. Но опять же, такое частенько бывает и не в спортивной журналистике.
- Существуют ли у вас табу? есть такие вопросы, с которыми вообще не стоит подходить к спортсмену?
- Для себя я определил, что не надо лезть туда, куда бы ты не допустил журналиста, будь сам на месте спортсмена. Если человек достаточно скрытный в личном, бытовом планах, не надо выискивать скандалы, выспрашивать про детей, семью, деньги. Нужно сохранять личное пространство, соблюдать этические нормы. Спортсмены бывают разные. Один может быть человек широкой души, рубаха-парень, который расскажет про все, про свою жизнь с пеленок. Другой скрытный, не надо испытывать его терпение. Только врага себе наживешь. Он потом не даст и той информации, которой мог бы поделиться.
Незабываемая атмосфера
- На каких самых крупных соревнованиях вы работали?
- Если про местный уровень говорить, то самое крупное и крутое, что у нас было, это теперь уже позапрошлогодний «Кубок чемпионов» по гребле. Это первый в нашем регионе международный старт по гребле на байдарках и каноэ. По ходу события пришло осознание, что это очень масштабные и хорошо организованные соревнования с очень доброжелательной атмосферой.
Вспоминаю еще «Приз Карелина», который у нас был где-то году в 2007-м. Очень интересные детско-юношеские соревнования по греко-римской борьбе. В этом году, можно сказать, я сам себе командировку организовал на чемпионат России по греко-римской борьбе. Он проходил в Новосибирске. Естественно, на тот момент чемпионат был еще предолимпийский. Речь о переносе Олимпиады тогда не шла. Очень рад, что выбрался туда. Это тоже очень сильное, статусное мероприятие.
Удалось побывать и в Питере на чемпионате мира по футболу 2018 года. Не могу сказать, что это была прямо работа. Я ездил туда в отпуске, так сказать, совместил приятное с полезным. Но делал оттуда материалы, например, репортаж с матча Россия - Египет, писал какие-то околофутбольные материалы. Главное, окунулся в эту атмосферу, посмотрел на одни из самых крутых соревнований, какие только могут быть. Наверное, круче только Олимпиада.
- Вам не мешают работать собственные эмоции - положительные, негативные?
- Конечно, иногда мешают. Временами приходится себя контролировать. Есть и какаято внутренняя цензура, есть и цензура другого уровня. С другой стороны, уже выработался профессиональный цинизм. К сожалению, наши местные спортивные команды давно не демонстрируют тот уровень, который бы вызывал большие эмоции. Редко такое бывает.
Личные победы
- Есть у вас какой-то любимый, особенный текст, который запомнился?
- Я очень хорошо помню текст, который писал на практике в «Свободном курсе» еще студентом. На тот момент был конфликт в хоккее между Дворцом спорта и хоккейным клубом, они по сумме аренды не сошлись. Сложная была тема, тяжело было в ней разобраться. Кажется, это был 2005 год, но вот его я до сих пор помню, думаю, что он получился хорошо.
Если говорить про какие-то памятные интервью, то всегда приходит на ум интервью с Сергеем Шубенковым в 2015 году. Он тогда как раз только выиграл чемпионат мира. Мы сидели у него дома, очень хорошо поговорили. Ну с Сергеем надо умудриться сделать плохое интервью, потому что он рассказывает столько, что надо просто грамотно отфильтровать и расставить по порядку. Но так или иначе, получился очень удачный текст.
Из недавних мне понравился разговор с Валерианом Феоктистовым, это наш фехтовальный тренер, сын известного тренера, основателя фехтования на Алтае. Тоже небанальный собеседник, получилось удачно.
- Вы неоднократно участвовали в конкурсе «Журналист меняет профессию» и однажды победили. Расскажите об этом нестандартном опыте.- Мне нравятся нестандартные вещи, мероприятия, откуда можно что-то новое написать, почерпнуть. Алтайский край - место не самое большое, событийности здесь не так много. Мало именно новых событий. Они есть, но, как правило, повторяются. Организовал конкурс журналист, мастер на все руки Костя Ганов. Там изначально была вот какая идея: предлагают разные рабочие специальности, журналист в них погружается. Помимо того, что он об этом пишет и пропагандирует ценность рабочих специальностей, он еще и сам получает какие-то навыки, умения. Во-первых, интересно посмотреть на любую профессию изнутри, а вовторых, нелишне чему-то научиться, когда тебе предлагают. Мне это на самом деле искренне интересно.
- А профессии случайным образом распределяли или человек сам выбирал?
- Каждый сам выбирал из списка, что ему близко и интересно.
- Почему вы выбрали в последний раз профессию автомеханика?
- До этого я уже учился на сантехника, кинолога, даже в повара заносило. А в автомеханики пошел, потому что я сам автомобилист, у меня есть элементарные знания, но я хотел их расширить. Каждый раз, подписываясь на конкурс «Журналист меняет профессию», я делал выбор, исходя из прикладных соображений. Например, в сантехники шел, потому что полезно знать, как все дома устроено, чтобы уметь элементарно счетчик или смеситель поменять.
- Вы неоднократно выигрывали и конкурс спортивных журналистов, который проводит региональное министерство спорта и газета «Алтайский спорт». Сколько у вас наград?
- Много. В этом же конкурсе несколько номинаций, и мы можем, как спортсмены-пловцы, выиграть сразу на нескольких дистанциях. На самом деле не так уж и много я чего-то выигрывал. А если и побеждал, то вот на этом спортивном краевом конкурсе и каких-то других конкурсах в пределах края. За пределами региона только один раз выиграл конкурс «Сибирь - территория надежд» и всё.
- Расскажите о конкурсе «Сибирь - территория надежд» подробнее.
- К сожалению, два года назад он приказал долго жить. Это конкурс для журналистов, которые живут в Сибири и пишут о событиях и людях этой территории. Четыре года назад я там по совокупности заслуг занял первое место в номинации «Надежда Сибири».
- Видела у вас награды не только за журналистские тексты, но и за фоторепортажи.
- Сейчас журналисту требуется универсализм. Он должен уметь фотографировать, снимать на камеру, монтировать, понимать, как это все устроено. Журналистика стала мультимедийной. Раньше считалось, что ты, если работаешь в ежедневной газете, должен прийти с футбола и написать текст через 3−4 часа, а сейчас это уже поздно. Первоначальный контент должен появиться в интернет-пространстве через 15 минут. Уметь надо все.
- Инфографика ведь сейчас тоже занимает особое место. У вас есть проект «Просторы алтайского футбола», где вы наглядно показали, географию передвижения воспитанников региональных футбольных школ по стране и миру. Что сподвигло на создание такой карты?
- Коронавирус (смеется). Сейчас действительно сложные времена для журналистов в том плане, что событий нет, а объемы информации выдавать надо. Раньше шли все-таки больше по накатанной: есть событие, о нем написали. Сейчас соревнований нет, поэтому приходится искать какие-то новые формы, и это полезно. И тут вспомнил, что в феврале РБК опубликовал рейтинг «футбольности» регионов России, где Алтайский край занял самое высокое место за Уралом. Порассуждали, что неплохо бы было посчитать, кто где у нас играет. Подумал, как можно это сделать. Мне очень здорово помог Роман Труханович, наш барнаульский футбольный арбитр. У него оказалась сумасшедшая база всех этих футболистов. А дальше уже просто было дело техники: нужно было всю эту информацию скомпоновать и выдать.
Виктория ТАТЬЯНИНА.