Судья всесоюзной категории. В алтайском футболе этого звания первым добился фронтовик-зенитчик
Такого почетного звания на Алтае в футболе удостоился только один арбитр - барнаулец Александр Багратович Михайлов. Произошло это 26 февраля 1968 года по решению президиума Федерации футбола СССР, а уже 1 марта того же года сообщение об этом было опубликовано в газете «Советский спорт».
«…Это звание получили ленинградец В.А. Алов (старший преподаватель института физкультуры, на счету которого около 70 проведенных игр), москвичи В.Г. Липатов (мастер спорта, тренер Федерации футбола СССР), В.С. Руднев (инструктор Всероссийского совета Союза спортивных обществ и организаций), кутаисец З.В. Тодадзе (заместитель председателя городской коллегии судей, член президиума городской федерации футбола) и А.Б. Михайлов (Барнаул, инструктор крайспортсовета, первенства СССР судит с 1959 года, провел около 120 игр)».
Газета «Алтайская правда» еще 29 февраля посвятила этому событию целую колонку, в которой было написано следующее.
«А.Б. Михайлову сорок три года. Из них почти четверть века его жизнь неразрывно связана со спортом и, в частности, с футболом.
Александр Багратович - участник Великой Отечественной войны, имеет за ратные подвиги шесть наград. Год от года повышалось его спортивное мастерство. Он выступал в футбольных коллективах тбилисского „Локомотива“ и минского „Динамо“. Любители спорта Алтая помнят его отличную игру, в составе команды „Динамо“ (Барнаул), где он был вратарем. В 1951 году А. Михайлов был признан лучшим вратарем Сибири и Дальнего Востока. Александр Багратович вот уже девять лет судит футбольные матчи как краевого, так и республиканского и всесоюзного масштаба. Он подго товил немало судей республиканской категории…»
На сайте «Подвиг народа» я попытался найти награды Михайлова, но сделать это оказалось необычайно сложно, так как с такой фамилией в списках награжденных оказалось больше, чем даже можно было предположить. И все же я нашел полного тезку Михайлова Александра Багратовича, но 1924 года рождения. Видимо, это он сам и есть, хотя и на год старше, чем он представился корреспонденту «Алтайской правды».
Тогда это часто было: приписывали себе год, чтобы в военкомате взяли на фронт, и ведь брали! У меня так отец, 1927 года рождения, сентябрьский, записался «на войну». Когда за ним из военкомата пришли, он на качелях качался… Успел еще матросом повоевать с Японией в 17 лет. Правда, потом еще служил семь лет на Дальнем Востоке до восполнения боевых потерь личного состава.
Так вот, красноармеец Михайлов Александр Багратович, наводчик 654-го орудия был награжден медалью «За оборону Кавказа». Представление к награде подписано командиром 151-го зенитно - артиллерийского полка ПВО гвардии полковником Чернухиным Н.Ф. Больше, правда, наград я у Михайлова не нашел, но, видимо, были еще медали, раз речь в газете о шести наградах шла. Не придумал же их наш герой войны.
А вот в документе на представление его к почетному званию судьи всесоюзной категории по футболу у Михайлова А. Б. стоит уже 1926-й год рождения! Ну, это я уверен, он сам себя «омолодил», чтобы еще чуть дольше продлить свою судейскую карьеру на более высоком уровне. Тогда судили в первенстве страны до 50 лет. За год-то, да с такой высокой категорией, можно еще многое было успеть…
После войны, как и все молодые люди, Александр с головой ушел в долгожданную мирную жизнь. Еще довоенная его любовь к футболу сразу же захватила его без остатка. На своей родине, в тбилисском «Локомотиве», он играет вратарем, откуда его в 1949 году приглашают уже в команду высшей лиги (тогда в класс «А») - минское «Динамо». Но, как оказалось, у минчан уже были свои проверенные временем вратари Я. Тарабрин и Б. Кочетов, а также молодые и перспективные - В. Искорка и М. Русаков. Конкуренцию с ними Михайлов проиграл вчистую, так и не сыграв за основной состав ни одной игры. После первого круга старший тренер минского «Динамо» Лев Николаевич Корчебоков отчислил из команды шесть человек, в числе которых оказался и Александр Михайлов.
Выходец из Кавказа - армянин, он приехал в Барнаул в 1950 году вслед за своей матерью и сестрой, сосланными на Алтай после войны. Приехал из Минска, где играл в дубле «Динамо». Говорил с заметным кавказским акцентом. Ему повезло, что начальник КГБ по Алтайскому краю генерал Николай Карпенко, в прошлом известный футболист московского «Динамо» 20-х годов, в Барнауле фактически содержал местное «Динамо», был его хозяином. Симпатизировал футболистам и разрешал брать в штат команды спецпереселенцев. Так в рядах динамовцев оказались достаточно сильные игроки - нападающие армянин Арутюн (Артем) Сираканян и иранец армянского происхождения Нишан Казаджан. Он, кстати, играл в египетских и иранских профессиональных командах. Техничные ребята, они тут в поле крутили и вертели, как хотели. Здесь такого уровня игроков до и после войны очень мало было. В основном самоучки. Что они видели в своей жизни, какой футбол? В войну они в основном коров пасли, но были, конечно, в команде и фронтовики - Фролов, Лейбович, Парменов, Твердых.Генерал Николай Карпенко в то время «зарубился» за первое место с «вояками» - командой Октябрьского района, а фактически гарнизонной командой, шеф которой армейский генерал Иван Усенко тоже подтягивал в свою команду умелых футболистов. Борьба между этими командами шла с переменным успехом, но обе в междусобойчиках не заметили, как у них под боком выросла крепкая команда меланжевого комбината «Красное знамя», которая выписала себе из Москвы тренера мастера спорта Николая Алешина, укрепила свой состав, выделив некоторым приглашенным квартиры. В частности, игрок трансмашевского «Дзержинца» Борис Баринберг и из Средней Азии - Григорий Писарев. Именно так они и оказались в «Краснухе», когда та вышла в 1950 году играть на Первенство РСФСР.
Такое «силовики» дальше не могли терпеть, и удвоили свои силы. Карпенко достал из своей «колоды - козырного туза» - вратаря из высшей лиги Александра Михайлова, и прихлопнул обоих соперников наповал! Генерал власть имел неограниченную, и динамовская команда с каждым годом становилась все сильнее. Конечно, в органы он на работу брать спецпереселенцев не мог, но он через подставных лиц платил им деньги, чтобы они играли хорошо. И они играли - дай бог каждому!
В 1952 году, когда из новосибирского «Динамо» приехали Петр Попов и Владимир Кузьминых, обладатели Кубка РСФСР, то барнаульские динамовцы заняли второе место в Сибирской зоне вслед за иркутянами, и вышли в первую группу. Все приглашенные динамовцы получали зарплату на Канатной. А их лидер - Пека Попов, по иронии судьбы, числился в отделе по надзору за спецпереселенцами, хотя сам очень любил погулять, и у тренера был на коротком поводке: об его похождениях до сих пор ходят легенды.
Александр Михайлов сразу же заменил в динамовских воротах Михаила Фролова. До 1953 года Михайлов, безусловно, считался лучшим вратарем в крае, а затем был приглашен в команду города Иркутска. По тем временам это считалось большим признанием. Правда, вскоре Михайлов вернулся и возглавил барнаульский «Спартак». Во всяком случае, на предсезонных сборах он был играющим тренером. Когда же в Барнаул из Новосибирска приехал Василий Фомичев, то старшим тренером «Спартака» назначили уже его, а Михайлов в течение двух лет (1954−1955 гг.) играл основным вратарем команды, и здорово помог спартаковцам и их молодому тренеру. Команда в то время добилась высокого права играть на Первенство РСФСР.
В 1956—1957 годах он заканчивает свою игровую карьеру в «Динамо», и становится футбольным арбитром. В тот период времени он находится в тени таких опытных арбитров, как Александр Бородин и Александр Ефанов, которые считались лучшими не только в крае, но и в числе лучших в РСФСР.
Но Александр Багратович Михайлов был очень самолюбивым и тщеславным человеком. Быть на вторых ролях его явно не устраивало и уже вскоре он добивается в крайспортсовете, чтобы его включили в список рекомендованных судей по футболу класса «Б». В 1959 году он проводит свои первые матчи в Сибирской зоне и добивается, чтобы его рекомендовали в главные судьи. Тогда же он устраивается на работу инструктором физкультуры в новую очень мощную организацию «Алтайтрансстрой», где управляющим трестом был очень энергичный и амбициозный Александр Николаевич Мельников. До этого он возглавлял крупное предприятие на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре, которое и содержало местную команду класса «Б». Страстный любитель футбола - Мельников в Барнауле встретил напористого и делового Александра Михайлова, умевшего убедить собеседника в своем доскональном знании футбола, сыпал фамилиями известных игроков и фактами из их личной жизни, и окончательно покорил всемогущего шефа, сходу получив должность спортивного инструктора в постройкоме и карт-бланш на формирование новой команды.
Михайлов в то время уже судил матчи команд класса «Б», бывал во многих городах Сибири и Дальнего Востока и вел переговоры с игроками разных команд о переезде в Барнаул для выступлений за «Алтайтрансстрой». Именно в эту команду, а не в «Темп», не безвозмездно, а имея свой интерес. В этом плане он уже в конце 50-х значительно опередил время, выполняя по сути функции футбольного агента.
Никто и не думал, что под боком у «Темпа» растет, как на дрожжах, сила команды «Алтайтрансстроя». Приезжие игроки в нем получали в Барнауле новые квартиры и имели совсем нехилые зарплаты. Во всяком случае, условия в команде были не хуже, чем в «Темпе», и уже строился для нее новый стадион в парке меланжевого комбината. Причем, никто в «Алтайтрансстрое», включая Михайлова, и не сомневался, что выход этой команды в класс «Б» - дело только времени. Уже приехали из Новосибирска несколько игроков, включая Александра Вавилихина. Из Томска - Владимир Алдин, из Читы - вратарь Виктор Нехорошков, из Хабаровска - Николай Перевозчиков, один из лучших в то время полузащитников класса «Б».
В Кубке РСФСР 1962 года среди команд производственных коллективов «Алтайтрансстрой» дошел до финала в Каменске-Шахтинском, где проиграл раменскому «Сатурну» - 0:1. В Кубке СССР среди любителей, или как его тогда называли - Кубке миллионов, барнаульцы дошли до четвертьфинала, где в драматичной борьбе все же уступили ташкентскому «Соколу» в дополнительное время - 1:2.
Все это время в делах команды участвовал Александр Багратович Михайлов, пытавшийся закрепиться в высших эшелонах спортивной власти края. Дела шли неплохо, да все испортила статья в одной из московских газет нашего спецкорра Бориса Вострикова о футбольном меценате в Барнауле - Мельникове, после чего того отозвали на работу в Москву, и футбола в «Алтайтрансстрое» не стало, а злопыхатели успокоились.
Михайлов стал инструктором физкультуры на моторном заводе и тренером юношеской команды по футболу. Но это еще не все. Пользуясь моментом безвластия в хоккейной команде «Мотор», Михайлов зимой 1963−1964 годов возглавляет ее (!) в должности старшего тренера, тем самым расширяя сферы своего влияния. Правда, на коньках его никто тогда не видел.
Когда же Михайлов устраивается на работу в главную спортивную организацию края - крайспортсовет инструктором в отдел спортивных игр, то уже сам определяет кого и когда включать в списки рекомендованных судей в Первенстве СССР. Фактически занимает должность ответственного секретаря краевой федерации футбола, старается расширить коллегию судей за счет своих товарищей по футбольному полю или преданных ему людей.
Фактически ни одна бумага из Москвы не проходит мимо его стола: он в курсе всех дел и новостей. Моментально реагирует на любое изменение обстановки. Своих конкурентов он потихоньку задвигает на второй план. Как? Да легко, большинством голосов в краевой коллегии судей.
К тому времени алтайская коллегия судей по футболу, благодаря активным действиям и ходатайствам Александра Михайлова в Москву, увеличивает свое число судей республиканской категории ежегодно, и к концу 60-х является едва ли не самой многочисленной в Сибири! Растет и список судей, обслуживающих первенство СССР в классе «А» и «Б»: Александр Михайлов, Анатолий Фролов, Борис Вальчук, Борис Баринберг, Валентин Подолько, Валентин Киреев, Анатолий Куковякин, Виктор Чучаней, Иван Головков, Дмитрий Лазарев. Добрый десяток! Это на начало 70-х! И это все - соратники Михайлова. Он безусловный лидер среди них и никакой конкуренции не боится. Любой шанс проявить себя он с лихвой использует, авторитет его с каждым годом только растет.
В 1967 году он судит матчи Всесоюзного турнира «Подснежник» среди команд класса «А» первой и второй групп. О нем пишут в «Советском спорте». Судит главным судьей матчи первенства СССР среди команд второй группы класса «А». Его судейство отличается строгостью и принципиальностью, его побаиваются. Он умеет жестко руководить игрой, не прощает игрокам грубостей и хамства, не терпит язвительных реплик в свой адрес. Настоящий мужик с карающим свистком. Впрочем, такой же уязвимый, как и все. Он пропускал через себя все, тяжело переживал все свои неудачи, включая и оглушительную измену красавицы жены, сбежавшую за рубеж с любовником.
Детей он нажить так и не сумел, и не успел, поэтому очень сильно симпатизировал молодым ребятам-судьям, которые годились ему по возрасту в сыновья. Многих подготовил к нелегким испытаниям. Последним его матчем стал матч в Нальчике между местным «Автомобилистом» и динамовцами Махачкалы в последний октябрьский день 1970 года. Хозяева выиграли со счетом 2:0.
Ушел из жизни Александр Багратович после окончания футбольного сезона 1970 года в возрасте 45 лет на своей родине в Грузии, в кругу родни. Не выдержало сердце.
За свою короткую, но очень непростую и яркую жизнь Александр Багратович Михайлов успел сделать поразительно много и стал у нас в крае единственным арбитром всесоюзной категории по футболу. Достижение его уже не побить и не улучшить. Своему первому номеру на вратарском свитере он в алтайском футболе среди футбольных арбитров вполне соответствует.