От сессии до сессии
Алтай стал местом проведения II сессии региональной гроссмейстерской школы СФО
На десять дней - с 4 по 13 января - в Барнаул для повышения своего мастерства прибыли почти 30 лучших юных шахматистов из шести регионов Сибири.
Гроссмейстерские школы в далеком теперь уже 1939 году придумал и осуществил как идею подготовки подрастающего поколения патриарх советских шахмат, пятикратный чемпион мира Михаил Моисеевич Ботвинник. Позднее он вспоминал в одном из интервью: «Метод занятий зародился в шахматном клубе Ленинградского дворца пионеров. Там были очень способные ребята. Я сразу увидел, что теорию они знают ничуть не хуже меня, и решил заниматься с каждым индивидуально, но чтобы при этом присутствовали все ученики. Ребята получали домашние задания, потом мы совместно их анализировали. Такой подход себя оправдал и дал неплохие результаты».
Именно Ботвинник начал собирать со всей страны наиболее одаренных ребят и проводить с ними во время школьных каникул сессии - летнюю и зимнюю. Авторитета Михаила Моисеевича хватало для того, чтобы сборы назначались в Москве или пионерском лагере «Орлёнок». В его школе выросли десятки гроссмейстеров, а позднее, вслед за Ботвинником, свои школы открыли другие выдающиеся чемпионы - Петросян, Смыслов, Спасский, Таль, Карпов, да и другие гроссмейстеры.
На Алтае шахматные гросс¬школы тоже бывали, но очень давно. В начале нулевых их организацией занимался бийский энтузиаст древней игры Юрий Петрович Гончар. При поддержке ФНПЦ «Алтай» и академика Геннадия Викторовича Саковича он привозил легендарных Бориса Спасского и Евгения Свешникова. И они занимались с уральскими и сибирскими самородками по своей системе.
В прошлом году РШФ решила возродить систему региональных гроссмейстерских школ и взять их под своё крыло, опираясь при этом на местные федерации. Причём организованы они по географическому принципу. Например, в Барнаул приехали исключительно сибирские ребятишки, а занимались с ними сибирские гроссмейстеры - Павел Малетин, Сергей Искусных и Андрей Белозёров. Главным тренером был назначен новосибирец Малетин. Павел Сергеевич в свои 25 лет является опытным и очень сильным гроссом. В прошлом году он дошёл до четвертьфиналов Кубка России как в классике, так и в быстрых шахматах («РАПИД Гран-при»). Причём в последнем турнире он выбил из борьбы не кого-нибудь, а девятого по рейтингу шахматиста мира Александра Морозевича.
Краевая шахматная федерация при поддержке администрации края сумела создать для этого учебно-тренировочного сбора необходимые условия, близкие к идеальным. Ребята (самостоятельно или вместе с родителями) жили и занимались в санатории «Барнаульском», где для них было организовано пятиразовое питание. Групповые и индивидуальные занятия длились по 6−7 часов в день. Кроме чисто шахматных упражнений, много времени уделялось физподготовке. Настольный теннис, иногда лыжи, тренажёрный зал, плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе - всё это помогало хотя бы на время отвлекаться от доски.
- Сессия начиналась с решения комбинационных упражнений, но затем мы сосредоточились на стратегии и позиционной игре, - рассказывает Павел Малетин. — Лекции сочетались с практическими занятиями. Много внимания уделяли изучению творчества Ботвинника, а также дебютам. Сейчас все ребята получат домашние задания, которые они должны выполнить и отправить мне. Разбирать их будем уже на летней сессии.
- Мне всё здесь понравилось, - признаётся Даша Родионова из Новосибирска, чемпионка Сибири среди девушек до 14 лет. — Много было интересного и запоминающегося. Тренеры успели обсудить со мной один очень важный дебют. Теперь постараюсь применить свежие идеи в ближайшем турнире. Да и с ребятами мы в эти дни очень подружились.
Открытие гроссшколы входит в проект программы развития шахмат в Алтайском крае на 2012−2014 годы. Программа ещё официально не принята, но фактически уже выполняется.
- Мы планируем сделать так, чтобы подобные сессии проводились у нас постоянно, - рассказывает Артем Поломошнов, председатель краевой шахматной федерации. — Для наших ребят это уникальная возможность позаниматься с гроссмейстерами. Ведь дело не только в шахматных упражнениях, но и в советах, которые дают опытные мастера. Они подскажут, как лучше подготовиться к турниру, как избежать различных психологических ошибок и так далее. Это бесценный опыт.
Кто учился в школе
Всего в школе занимались 28 юношей и девушек из Алтайского края, Омской, Томской, Кемеровской, Иркутской областей, Республики Хакасия. Состав участников оказался достаточно крепким. Среди них, например, был Владислав Артемьев из Омска, который в свои 13 лет уже выполнил норму мастера ФИДЕ и имеет высокий рейтинг. В 2011 году Владислав стал бронзовым призёром первенства Европы среди юношей и в настоящее время входит в состав сборной команды России по своему возрасту. Также слушателями РГШ стали пять чемпионов Сибирского федерального округа 2011 года (Ханина, Родионова, Ерыкалова, Хличкова и Сорокин) и несколько чемпионов края по шахматам. Воспользовавшись правом хозяина, федерация шахмат Алтайского края сумела заявить на эту сессию юношей и девушек не только из Барнаула, но также из Бийска, Рубцовска и Ребрихи.Волшебник Гарик
Из воспоминаний гроссмейстера Юрия Разуваева, который помогал Ботвиннику вести занятия в школе:
- Каспаров впервые приехал в нашу школу совсем маленьким - лет в 10−11. Ботвинник любил очень дотошно всё расспрашивать. Вплоть до того, что девчонкам советовал коротко стричься, чтобы утром не тратить много времени на причёсывание.
Гарри приехал с мамой. И вот Михаил Моисеевич спрашивает у него: «Маму твою знаем, а папа?..». Гарик весь побелел. В секунду стал белый. Ботвинник сделал паузу и спросил: «Он с вами не живёт?». Гарик не смог ничего вымолвить. Он только помотал головой и ничего не сказал. Меня поразило: такой маленький симпатичный мальчишка, и такие глубокие переживания, такая рана.
Потом Гарик начал показывать свои партии. Зрелище сказочное, фигуры в руках летают, какие-то удивительные у них маршруты, энергия какая-то нездешняя. Ботвинник - единственный раз за пять лет, которые я проработал в школе! — сразу после того как Гарик закончил показывать свои партии, объявил перерыв. Когда все вышли, я - совершенно, конечно, обалдевший - говорю: «Михаил Моисеевич, кажется, гения привели…». Он смотрел в окно с каким-то отстранённым выражением лица, был где-то далеко-далеко. Этой репликой я оторвал его от очень глубоких воспоминаний. Он, не оборачиваясь, проговорил: «Да-да… конечно…».
Максим УГЛОВОЙ,
«Алтайский спорт», 19.01.2012.