России не вернули флаг, но пустили в Токио
Совет международной федерации (ИААФ) принял решение не восстанавливать статус России, в результате чего наши спортсмены третий год продолжат выступать без флага и в нейтральном статусе. Однако руководство ИААФ подтвердило, что на Играх-2020 в Токио российские легкоатлеты в любом случае смогут надеть национальную форму.
Первый за последние три с половиной года Совет, на котором у нашей федерации (ВФЛА) были реальные шансы на восстановление, не принес позитивных новостей. Глава Рабочей группы ИААФ Руне Андерсен в своем устном выступлении и в опубликованным докладе сообщил, что:
- ВФЛА действительно выполнила требование «дорожной карты» о выплате компенсации в размере 3,2 миллиона долларов и обязуется компенсировать все дальнейшие затраты ИААФ;
- пробы и электронные данные, изъятые из Московской лаборатории, уже были получены ВАДА и будут переданы в ИААФ 18 июня. Однако данные по пробам от 2015 года будут переданы несколько позже;
- расследование по «делу Лысенко» и возможной причастности руководителей ВФЛА еще продолжается;
- накануне в Ницце президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин встречался с Рабочей группой и был очень обеспокоен информацией из прессы о том, что ряд дисквалифицированных тренеров продолжают работу с нашей командой. В связи с этим, у Рабочей группы нет сомнений в нулевой толерантности к допингу лично Шляхтина, но вопрос, придерживаются ли такой же позиции все остальные российские чиновники и спортсмены;
- чтобы ситуация с допингом в корне изменилась, особенно в регионах, возможно, потребуется вмешательство лично президента Путина;
- несмотря на достигнутый прогресс, Рабочая группа не считает возможным в силу описанных выше причин рекомендовать восстановление ВФЛА. Она вернется к этому вопросу на очередном Совете 23 сентября, либо до этого времени, если необходимые условия будут выполнены раньше.
ИААФ требует вмешательства Президента РФ
В целом, все выглядит довольно трагично. Если до сих пор дело стопорилось из-за выполнения каких-то осязаемых задач (например, выдать пробы из Московской лаборатории или заплатить компенсацию), то теперь от нас требуют чего-то вообще не материального. Что значит: привить нулевую толерантность к допингу по всем регионам страны, да еще и с вмешательством президента Путина?
Получается, достаточно перед следующим Советом в СМИ выйти очередной публикации о том, что какой-то из отстраненных тренеров продолжает работать или о каких-то других нехороших вещах, как все наши шансы на восстановление без всяких проверок улетучатся. А ведь если разобраться в этих публикациях, там далеко не все так однозначно. Даже из случаев, описанных в докладе Рабочей группы, следует:
- доказанный факт работы дисквалифицированного пожизненно тренера Владимира Мохнева - безусловное нарушение, с которым должны разбираться РУСАДА и региональное руководство;
- бывший глава комплексной-научной группы ВФЛА Сергей Португалов, несмотря на дисквалификацию, имеет формальное право читать публичные лекции для любителей. Он этого и не скрывает: есть ролик на Youtube с 11 тысячами просмотров, где он рассуждает о здоровом питании. Куда более впечатляюще, чем несколько десятков человек, которые были в тренажерном зале из доклада ИААФ;
- еще один дисквалифицированный тренер по фамилии Волков может, несмотря на допинговое прошлое, тренировать студентов из университетской команды и даже участвовать с ними в условном первенстве вузов (при условии, что ВФЛА к организации этих соревнований отношения не имеет).
Мы не знаем и вряд ли узнаем, говорил ли об этом президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин на встрече с представителями ИААФ. Но очевидно, что наша легкая атлетика по-прежнему не производит на мировое сообщество впечатления чистой и прозрачной.
Президент Коэ (безотносительно к России) много говорил о том, что нужно действовать на опережение и предугадывать тренды. У нас этого не происходит: пока мечемся с выполнением одних требований, проседают другие, и конца этому не видно.
За что мы заплатили три миллиона долларов?
Впрочем, главную новость для России озвучила руководитель медиа-департамента ИААФ Джеки Брок-Дойл.
- Перед Рио-2016 Спортивный арбитражный суд (CAS) постановил, что в отношении Олимпийских игр, приоритет в формировании команды принадлежит национальному олимпийскому комитету, - сказала она. — Исключение составили только Игры в Пхенчхане, когда МОК наложил некие санкции на Олимпийский комитет России. Но если перед Токио Олимпийский комитет России будет иметь полные права, то российские легкоатлеты будут выступать на Играх в составе команды своей страны.
Это значит, что независимо от решения ИААФ, на Играх в Токио у нас будет легкая атлетика, причем со своим флагом и гимном. Вопрос встанет только по тем спортсменам, кто не имеет допуска от ИААФ, то есть нейтрального статуса. Скорее всего, если все останется как есть, прыгунье в высоту Анне Чичеровой и некоторым другим придется пробиваться на Олимпиаду через суд, либо пропустить ее вовсе.
В остальном же, похоже, ситуация всех устраивает. Нейтральный статус и право выступать за рубежом на данный момент есть практически у всех наших лидеров, за исключением только Чичеровой и еще нескольких человек. Тренеры работают, спортсмены выступают, при этом ответственность за результат - нулевая, ведь на чемпионате мира или Европы у нас и команды-то, по сути, нет.
На Олимпиаду мы теперь тоже вот поедем. Может, и ну их, эти препирательства с ИААФ, пусть все остается, как есть? Только непонятно, зачем мы тогда заплатили три с лишним миллиона долларов…
Наталья МАРЬЯНЧИК,
«Спорт-Экспресс», 10.06.2019