Жизнь на скользком склоне
Директор СШОР «Горные лыжи» Сергей Кизилов точно знает, кто круче - горнолыжник или сноубордист
Сергей Кизилов в этом году отмечает двойной юбилей - своё шестидесятилетие и десятилетие возглавляемой им школы. По сути, благодаря его энтузиазму и организаторским способностям у наших молодых спортсменов есть успехи в горнолыжном спорте и сноуборде.
Мастер № 1
- Сергей Иванович, ваши горные лыжи с чего начинались? В годы вашего детства это, наверное, не самый популярный вид был.
- Да, экзотика. Я же местный, жил на Горе, у телецентра. Сначала в общеобразовательной школе года полтора лыжными гонками занимался, а потом пошёл в горные лыжи. На месте «Авальмана» тренировались горнолыжники ДСО «Труд», стояло одноэтажное деревянное здание с круглой железной печкой. А то здание, где сейчас наша СШОР, тогда только вводили в эксплуатацию, там даже наверху год постройки есть - 1969-й.
- И много было горнолыжников?
- Не очень, но дети приходили. Правда, в основном старше, чем сейчас, когда они уже в четыре-пять лет вовсю катаются. Я в 11 лет пришёл и к 18 годам норматив мастера спорта выполнил. А сейчас в десять придёшь, и это уже поздно.
- Вы стали первым мастером спорта по горным лыжам в крае. Первым мастером в истории СШОР «Горные лыжи» стал Михаил Хавронов. Кому выполнить норматив было проще?
- Сложно сказать, мастер спорта в любую эпоху - трудная ступенька. Но вот судите сами - я 15 раз первенство ЦС «Труд» выигрывал, а туда со всего Союза спортсмены приезжали. На Кубке СССР призёром был. Сейчас на внутренних стартах участников не так много. Да и люди какие у нас были! Я в СССР выступал на одних трассах с Александром Жировым, Валерием Цыгановым, Владимиром Макеевым - победителями этапов Кубка мира.
- Тренером вы тоже сразу сюда работать пришли?
- Да, я ещё когда выступал, уже работал тренером. Помню, ребят с первого набора возил на первенство СССР - четыре человека, трое из них в десятке были. Александр Цыбулин становился серебряным призёром СССР, дважды выигрывал первенство России.
Не хватило опыта
- «Авальман» в том виде, в каком есть сейчас, как появился?
- Сели втроём, подумали и учредили ООО «Авальман», я стал коммерческим директором. Какое-то время поработали вместе, а потом я остался один.
- Создавали комплекс только для бизнеса или и для работы с детьми?
- Бизнес, конечно, в уме держали, тот же прокат. Но и планы на детей были. Школа здесь располагалась всегда, не десять лет назад появилась. Просто она из краевого бюджета не финансировалась, находилась на самоокупаемости. И результаты, в общем-то, тоже были, мастеров спорта готовили - Евгения Пинаева, Вячеслава Павлова, Николая Иванова, Степана Старшенко, моих сыновей Вячеслава и Евгения.
- Почему решили создать СШОР «Горные лыжи»?
- Чтобы всё было на более серьёзном и надёжном уровне. До этого, повторюсь, школа была на самоокупаемости. Плюс что-то заработанное базой, на том же подъёмнике, могли потратить на инвентарь, какие-то поездки. Но нам нужна была краевая школа со стабильным финансированием. Пусть дети даже не станут спортсменами - пойдут работать инструкторами в горнолыжные комплексы, в ту же Белокуриху. В том числе и этим аргументировали необходимость создания школы. Когда есть финансирование - и результат другой. Уже в первые годы работы наши Александр Каленкин и Михаил Хавронов стали выигрывать всероссийские старты.
- У СШОР «Горные лыжи» в этом году тоже юбилей, десять лет. Довольны тем, что сделано?
- Честно скажу, хотелось бы большего. Средний возраст нашего тренерского состава - 27−28 лет, один из самых молодых в крае. Видимо, наставникам пока ещё не хватает опыта. Наши воспитанники хорошо показывают себя на внутренней арене. На «Олимпийских надеждах России» трое наших - на пьедестале. Когда такое было? Но победителями на международном уровне не стали, хотя в составе сборной России наши ребята выступали на самых престижных юношеских стартах. Тот же Хавронов стал мастером спорта и постепенно закончил. Сейчас ребята из первого набора уже сами у нас работают, учатся в институте.
190 воспитанников тренируются в СШОР «Горные лыжи» в Барнауле и Белокурихе.
- Но при этом благодаря школе в крае появился сноуборд. Начинали вообще с нуля.
- Это был наш совместный проект с тренером из Таштагола Владимиром Фоминых, царствие ему небесное. На Кузбассе тогда возникли финансовые проблемы, и мы договорились, что ряд спортсменов перейдёт в наш краевой центр спортивной подготовки - кто на параллельный зачёт, кто полностью. В тестовом режиме набрали детскую группу в Белокурихе. В сноуборде у нас тоже есть неплохие результаты: Денис Абаскалов был вторым на первенстве страны, вошёл в ТОП-16 юношеского чемпионата мира, выступал на Кубке Европы.
- Приглашение Андрея Соболева выступать за Алтайский край себя оправдало?
- Думаю, да. Всё-таки, выступая за наш регион, он стал участником двух Олимпиад, чемпионом мира - не так уж много у нас подобных спортсменов в зимних видах спорта. Кого-то он своим примером сподвиг на тренировки.
- Обиды на него нет?
- Нет. Может быть, он мало себя позиционировал как спортсмена Алтайского края, у него и дом был в Таштаголе, и родители там. У нас была договоренность, что, если он решит выступать параллельно ещё за какой-то регион, заранее поставит в известность. Он этого не сделал. Поехал в Ханты-Мансийск - и всё, уже нет таких результатов, какие были тут.
- Что в вашей школе пользуется большим спросом - лыжи или сноуборд?
- Лыжи. Вообще, детям лучше начинать с них, это проще, а уж потом они сами определятся, что им ближе. Сейчас ещё многие идут просто научиться кататься, без каких-то целей. Порой и родители сами для этого ребёнка приводят - они ездят в Белокуриху, ещё куда-нибудь, катаются, и им надо, чтобы киндер тоже умел двигаться. Для них мы создали коммерческий детский клуб, чтобы не тратить ресурсы школы, если сразу ясно, что это не для спорта. А то откатаются сезон, летом пропали, в середине следующего снова пришли.
Спорт и туризм
- Как наших судей стали привлекать на Олимпиады и Кубки мира?
- Работать надо - вот и весь секрет. Мне сначала предложили возглавить группу заглаживания на Кубке Европы в 2011 году, через два года на этапе Кубка мира я уже был начальником трассы. Потом ездил на стажировки на Кубок и чемпионат мира, на других судей с Алтая тоже обратили внимание. В общей сложности за две Олимпиады к судейству привлекались 27 наших представителей. Сейчас готовим 11 человек на этап Кубка мира в Сочи и на универсиаду в Красноярск. Кстати, не только ведь на судей внимание обращали - в Сочи на играх наш воспитанник Марк Тетеньков был открывающим в скоростном спуске, Саша Каленкин - в слаломе. Это тоже дорогого стоит.
- Какие-то крупные соревнования у нас на Алтае реально провести?
- Если говорить о международных по горным лыжам, то в Белокурихе для них слабоваты трассы. Подходящий перепад высот есть на Церковке, но трассу нужно оснеживать, а это серьёзные финансовые вложения. К тому же соревнования надо проводить, чтобы в них могли участвовать и наши спортсмены. Проводили всероссийский «Кубок губернатора Алтайского края» по горным лыжам - там со временем и Каленкин, и Хавронов стали брать медали. В сноуборде у нас уже появляются победители всероссийских соревнований. Когда они подрастут, можно будет и здесь что-то крупное организовать.
- Но этап Кубка мира по сноуборду в Белокурихе одно время был в планах.
- Да, обговаривали и вопросы размещения, и трансляций. Но не срослось. Чтобы что-то проводить, нужно вкладываться в базу, модернизировать, ведь те же подъёмники строились 15−20 лет назад. Мы же там арендаторы, а собственнику тогда это показалось неинтересным.
- Когда у нас Кубок чемпионов по гребле проходил, вы не завидовали?
- Завидовал, конечно. В Нижнем Тагиле проходит этап Кубка мира по фристайлу - один из лучших. В Белокурихе может быть не хуже, но нужны инвестиции. Мы же не можем сказать застройщику, чтобы создавал инфраструктуру под наши требования.
- А горные лыжи могут быть способом привлечения туристов?
- В 1995—1996 годах санатории в Белокурихе стояли пустые. И пришли к выводу, что нужно развивать горные лыжи, так можно заманить людей. Тогда и появился подъёмник напротив санатория «Катунь», потом канатно-кресельная дорога. Вообще, спорт и туризм должны идти рядом. Многие известные курорты десятилетиями добивались проведения соревнований, зато сейчас они стали брендом: Лахти - в лыжах, Поклюка - в биатлоне, Валь Гардена, Китцбюль - в горных лыжах. О Сочи весь мир тоже узнал после Олимпиады. Крупный турнир - это ведь трансляции, болельщики.
Рядом с президентом
- Сергей Иванович, не могу не спросить про фотографию за вашей спиной (на ней Кизилов и Президент РФ Владимир Путин запечатлены в кресле белокурихинской канатной дороги. — Прим. авт.). Как она была сделана?
- В 2003 году Владимир Владимирович отдыхал в Белокурихе. И в один из дней поднимался на Церковку, я его сопровождал часа два. Туда поднялись, там прошлись и вниз поехали.
- О чём говорили?
- В тот момент общение не казалось мне чем-то заоблачным. Говорили о жизни, о каких-то повседневных вещах. Он рассказывал, как сам на лыжи встал. Кстати, уровень катания у президента очень приличный. Я потом его ещё в Сочи на Красной Поляне видел, но уже не так близко. В такие моменты ты себя контролируешь, каких-то острых, неэтичных вопросов избегаешь. Хотя вот сейчас Россия страдает от нехватки снега, есть один ледник, приспособленный для горнолыжников, на Эльбрусе. Хорошо бы освоить купол на Актру, особенно это было бы здорово для нас. Порой думаю: «Вот бы тогда с президентом об этом поговорил».
- В фильме «Ёлки» персонажи ведут нескончаемый спор, кто круче - горнолыжник или сноубордист. Так кто?
- Я горнолыжник, так что сами понимаете… Смотрите, конкуренция в горных лыжах выше, премиальные за этапы Кубков мира выше, трансляций больше. С другой стороны - парные дисциплины в сноуборде зрелищнее, недаром же и в горных лыжах стали использовать элементы шоу из сноуборда, те же заезды в вечернее время по освещённым трассам, под музыку. Но всё-таки - горнолыжники (смеётся).
Ярослав МАХНАЧЁВ,
«Вечерний Барнаул», 23.11.2018