Владимир Жданов: «Всемирные игры кочевников прошли на высоком уровне»
Алтайские борцы приняли участие в III Всемирных играх кочевников, проходивших 2−8 сентября в Киргизии на берегу озера Иссык-Куль. Подробностями с «Алтайским спортом» поделился Владимир Жданов, тренер краевой спортшколы и Алтайского центра самбо:
- Изначально мы поехали выступать по самбо, но посмотрели программу соревнований и увидели, что там много видов различной национальной борьбы: иранская - пахлавани, турецкая - она проходит под музыку, которая играет фоном. На Играх кочевников её включали в записи, но в Турции, думаю, борьба происходит под живое исполнение. Ещё была борьба на поясах.
Почитал правила - казахский корэш показался мне наиболее смежным видом, похожим на самбо. Там тоже есть куртка, можно брать захваты за рукава, только рукава здесь короткие, а в самбо - длинные. Отличие в том, что нельзя браться за ноги, запрещена борьба в партере. Основная цель - бросить соперника на лопатки. В целом, борьба в стойке в самбо очень похожа на казахский корэш, поэтому решил попробовать свои силы в нём. С экипировкой помогли организаторы соревнований и другие спортсмены - все люди адекватные и дружелюбные.
Предварительно посмотрел записи в Интернете, как борются по казахскому корэшу, сориентировался по правилам и прошёл взвешивание. Моя весовая категория - 70 кг. Первая встреча была с представителем Китая. Поединок длится пять минут. Практически всю встречу мы боролись, но у меня было преимущество, а на последней минуте я его бросил на спину. Бросок-подхват - мой любимый приём, в самбо часто им пользуюсь. В следующем круге вышел на представителя Монголии, который поначалу выигрывал - бросил меня, но не на спину, а на бок. Где-то к середине встречи я уже понял, как его обыграть, и в плотном соперничестве мне тоже удалось бросить его - через бедро на спину. Это чистая победа.
В полуфинале встречался с представителем Казахстана. В начале схватки выигрывал у казаха - по замечанию. Я был активнее, а соперника судьи наказали предупреждением. Во второй половине поединка я всё-таки пропустил бросок и упал. Правда, не совсем на спину, мы подали протест - судьи его рассмотрели, но не удовлетворили, засчитав чистую победу. В итоге казах стал чемпионом, в финале обыграв представителя Киргизии. А я в малом финале взял верх над эстонцем и завоевал бронзовую медаль. Впоследствии эстонец должен был бороться со мной и в самбо, но почему-то не вышел на встречу.
Это был интересный опыт. Если недалеко будут соревнования по казахскому корэшу, возможно, буду принимать в них участие. Я думал, что эта разновидность борьбы не слишком развита, но оказалось, что по казахскому корэшу проводятся чемпионаты мира, в которых участвует довольно много стран.
- В нашей стране распространён татарский корэш, ежегодно соревнования широко проводятся во время Сабантуя. Эта борьба была в программе Всемирных игр кочевников?
- Нет. Была киргизская, туркменская, казахская, турецкая борьба, а татарской не было. Ещё проводилось много состязаний по борьбе на поясах. Мне такой вид борьбы не очень нравится, потому что он ближе к греко-римским и вольным борцам, где они много грудью бросают, плотными приёмами. А сам поединок начинается с того, что оба соперника встают и берут за пояс друг друга. Мне же интереснее, когда нужно выиграть борьбу за захват, можно брать за рукава, за отвороты, за полы куртки, а не только за пояс и голое тело.
- Как проходил турнир по самбо? Успели восстановиться после казахского корэша?
- Казахский корэш был на второй день Игр, а после двухдневного перерыва начались соревнования по самбо. Успели восстановиться.
По самбо подобрался очень сильный состав участников, особенно у Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Самбо хорошо развито на постсоветском пространстве, и эти сборные были представлены в полном составе в каждой весовой категории. У них проводился внутренний отбор, чтобы поехать на Игры кочевников, именно первые номера из каждой страны приехали. Среди них были даже победители и призёры чемпионатов мира.
Первую встречу я должен был проводить с эстонцем, но он получил травму и не вышел. Вторая встреча была со спортсменом из Узбекистана за выход в полуфинал. В дебюте я пропустил бросок на четыре балла - это достаточно большое преимущество, которое сложно отыграть. Тем более у опытного спортсмена. Хотя у меня были попытки исправить ситуацию, в том числе на болевой я удачно сел, но не смог выполнить приём и в итоге проиграл.
В полуфинале узбек выиграл у другого представителя России - Эжера Енчинова из Республики Алтай, мастера спорта международного класса. Узбекский самбист в напряжённом поединке взял верх с небольшим преимуществом. За третье место я должен был бороться с Эжером, мы с ним несколько раз уже встречались на ковре с переменным успехом. В этот раз мне удалось у него довольно быстро выиграть болевым приёмом. Узбек в финале боролся с казахом - чемпионом мира, и казах выиграл 5:2.
- Как участники из России попали на Игры кочевников? Проводился какой-то отбор?
- Отбора не было, самбо в программу этих соревнований включили впервые. Организаторы просто отправили приглашения в 11 регионов России, в основном в республики - Башкортостан, Алтай, Татарстан, Тыва, Хакасия, Якутия. То есть туда, где развиты различные виды национальной борьбы. В этот список попал и Алтайский край. Много видов спорта было связано с лошадьми, например, проводились соревнования по стрельбе из лука на лошадях, скачки, национальные игры, в том числе кок-бору (козлодрание).
- Как выступили другие алтайские самбисты?
- Из Алтайского края были я и трое бийчан. Тренер бийской СШОР № 3 Сергей Демьяненко взял серебро. Молодые Кирилл Добыш и Сергей Пинегин только начали по взрослым бороться, им по 19 лет. Кирилл проиграл схватку за третье место киргизу: полвстречи выигрывал, но соперник поопытнее оказался. А Сергей в первом поединке уступил азербайджанцу. Парни молоды, всё у них впереди.
- В целом какие впечатления оставили III Всемирные игры кочевников?
- Когда ехали туда, были скептически настроены. Обычно в Киргизии уровень проведения соревнований не слишком высокий. Сейчас же - а они в третий раз уже проводят эти Игры - всё было на высоком уровне. В аэропорту нас встречали волонтёры, да и потом они везде здорово помогали. Очень много волонтёров было задействовано.
Мелкие недочёты всё равно были, к примеру, на открытие Игр нас очень рано привезли - в три часа дня мы уже были на стадионе, хотя церемония начиналось только в восемь вечера. То есть пять часов мы находились без дела, чем остались не очень довольны. Днём там очень жарко, а вечером, когда садится солнце, становится очень холодно. Многие после церемонии простыли.
На открытии соревнований был полный стадион, его вместимость где-то пять тысяч. И на церемонии закрытия тоже был аншлаг. Выступали разные группы: «Чингисхан», «Корни», творческие коллективы из Киргизии. Вход был платным.
Нам раздали специальные бейджики, с которыми можно было посещать любые соревнования, поболеть за своих. Зал борьбы был полон всегда. В Азии очень любят борьбу. Простые жители приходили, болели, причём не только за своих спортсменов, но и за иностранцев. Киргизы очень дружелюбно настроены к русским, и когда мы боролись, они постоянно поддерживали: «Россия, Россия!».
- Через два года IV Всемирные игры кочевников будет принимать Турция. Вы планируете участвовать?
- Будем надеяться, что пригласят в Турцию. А если введут отбор, то буду участвовать в нём.
В целом по самбо у сборной Алтайского края результат неплохой - четыре участника, две медали. Думаю, в Турцию можно отправить и более представительную делегацию.