Сергей Шубенков: «На чемпионате Европы планирую порвать всех соперников»
Для серебряного призера прошлогоднего чемпионата мира Сергея Шубенкова 2018 год складывается как никогда успешно. Легкоатлет является пока единственным спортсменом, которому удалось пробежать 110 метров с барьерами быстрее 13 секунд. Причем трижды. Россиянин, выступающий в нейтральном статусе, лидирует в Бриллиантовой лиге и досрочно обеспечил себе путевку в финал этой легкоатлетической серии.
— С каким настроем подходите к чемпионату Европы, который стартует 8 августа в Берлине?
— На сегодняшний день со своим результатом 12,92 секунды я являюсь лидером мирового сезона. Даже из 13 секунд в этом году никто, кроме меня, не выбежал. Поэтому на чемпионате Европы у меня будет только одна задача — всех порвать и с хорошим результатом. Для того чтобы это произошло, мы с моим тренером Сергеем Клевцовым проводим большую тренировочную работу.
— 27 июля завершился очередной совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), на котором было принято решение продлить отстранение Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). А не опасались ли вы, что и нейтральным спортсменам тоже запретят выступать?
— Опасения, конечно же, присутствовали. Но после всех этих долгих пережитых злоключений я уже спокойно все это воспринимаю. Примут такое решение — ладно, другое — тоже бог с ним. Нет у меня никаких рычагов влияния на эту ситуацию.
Да и свыклись все уже с таким положением. Речь идет не только о наших спортсменах и болельщиках. За границей все тоже уже привыкли к той ситуации, в которой мы находимся.
Продлили отстранение… Ну продлили. Позитив в том, что нам позволили дальше выступать.
— Но когда в конце 2015 года ВФЛА отстранили, предполагали ли вы, что это все затянется так надолго?
— Я думал, что это все завершится сразу после Олимпиады-2016. К этому времени IAAF поймет, что ситуация разрулена, и все закончится. Прошли, пережили и начали жить с чистого листа дальше. IAAF, я думал, пойдет за Международным олимпийским комитетом. Но такого тогда не случилось.
— Этот сезон, как говорил мне ваш тренер, стал экспериментальным. В нем было очень много стартов. Результат в этом сезоне есть, поэтому и в следующем у вас будет столь же напряженный соревновательный график?
— Не могу сказать. Надо спрашивать это у моего тренера. А он, наверняка, мне что-нибудь такое еще преподнесет. Посмотрим, как я выступлю на чемпионате Европы. После этого и будем думать о планах на следующий сезон.
— С другой стороны, нет ли у вас опасения, что к главному старту сезона подойдете выхолощенным после участия в многочисленных предыдущих соревнованиях?
— У меня бывает такое, когда я просыпаюсь с утра и не сразу могу вспомнить, где сегодня буду выступать. Но на результате это никак не отражается. Такое со мной случилось в Монтре, где даже на старт вышел с таким настроем. Я так классно с сыном провел предыдущую неделю, а сейчас уже на стадионе нахожусь…
— Не настораживает ли вас собственное абсолютное доминирование по ходу сезона? Тот же ямаец Омар Маклауд, который в прошлом сезоне всегда был на доли секунды быстрее вас, в этом году пока ничего не может противопоставить?
— Надо понимать, что в этом сезоне у легкоатлетов из Америки таких серьезных стартов, по сути, нет. Конечно, будет в сентябре Континентальный кубок IAAF, но они и к нему довольно-таки прохладно относятся. Я в этом турнире собираюсь участвовать. Мне надо выиграть сначала чемпионат Европы, а потом уже и Континентальный кубок.
Поэтому я могу допустить, что действующий чемпион мира Маклауд в этом сезоне ни к чему серьезному особо не готовился. Мои европейские соперники — француз Лагард и испанец Ортега — разбегаются потихоньку. На этапе Бриллиантовой лиги в Монако они же плотно меня уже поджали. Видно, что ребята готовятся к чемпионату Европы. Битва там будет серьезная.
Да и вообще победа на чемпионате Европы никогда легко не дается. Вспомните континентальное первенство 2014 года в Цюрихе, когда ситуация была диаметрально противоположная. Лагард весь сезон побеждал всех, выиграл Бриллиантовую лигу, выбегал из 13 секунд. А приехал в Цюрих, в финале наспотыкался — и ничего у него не получилось.
— В 2014 году вы выиграли чемпионат Европы, в 2016-м вам не дали возможность отстоять титул из-за отстранения ВФЛА. Сейчас в Берлин вы едете с мыслями о некоем реванше и желанием вернуть то, что несправедливо утратили?
— Конечно, есть какое-то желание доказать. Но я настраиваю себя на то, что сделать это будет нелегко. Не надо думать, повторюсь, что победа на чемпионате Европы у меня почти в кармане.
— До повторения рекорда Европы вам осталось каких-то две сотых секунды. А чтоб стать новым рекордсменом континента, что нужно еще сделать?
— Конечно, для меня возможно улучшить европейский рекорд. Но что сделать нужно для этого, я не знаю. Американец Ариес Мэррит, установивший мировой рекорд, говорил, что надо очень долго показывать околорекордные секунды, а потом должно прорвать. И автор европейского рекорда Колин Джексон мне примерно так же говорил.
— Сколько стартов еще ждет вас в этом сезоне?
— Четыре. Это чемпионат Европы в Берлине, Континентальный кубок в Остраве, а между этими турнирами будет еще старт в Загребе и финал Бриллиантовой лиги.
— Что скажете про подмосковную базу «Новогорск», где проходите сбор перед чемпионатом Европы?
— «Новогорск» — это реально очень крутая база. Мне здесь все очень нравится, все очень компактно. Все под рукой — абсолютно. Именно это нужно нам для того, чтобы полноценно тренироваться. Здесь можно находиться неделями и тренироваться, не ощущая никаких проблем.
Повторюсь, в плане тренировок здесь все есть, в бытовом плане тоже все отлично, питание тоже прекрасное. Также нельзя не отметить, что здесь есть все для полноценного восстановления после тренировок. Жаль только, что база такого уровня у нас только одна. Хотя мы тренируемся и в Сочи на «Юг Спорте», где тоже все достаточно комфортно.
Если же говорить о развитии легкоатлетической инфраструктуры, то, на мой взгляд, стало меньше объектов для занятия моим видом спорта. В 2013 году на Большой спортивной арене в «Лужниках» проходил чемпионат мира по легкой атлетике, а теперь ее переделали в чисто футбольный стадион и беговые дорожки убрали.
— Чего следует ожидать от россиян на чемпионате Европы в Берлине?
— Наша, скажем так, команда едет на этот турнир в очень усеченном составе по независящим от нее причинам. Среди тех, кто будет выступать в Берлине, будут и те, кто по ходу сезона реально претендовал на роль лидера. Поэтому всем нам нужно показать на этом турнире лучший результат сезона. И тогда задача будет решена. И я еду на этот турнир с хорошими ожиданиями, хотя понимаю, что победить там будет непросто.
Альберт Стародубцев,
ТАСС, 31.07.2018