Шерхан заходит в клетку
Первый барнаульский боец-профессионал в MMA Шараф Давлатмуродов готовится к важному бою
Перепробовав в своей жизни немало единоборств, Шараф Давлатмуродов в итоге остановился на самом жёстком из них - MMA (смешанные единоборства). В декабре 2015 года он первым из бойцов Алтайского края подписал профессиональный контракт. За это время он провёл 14 поединков (12 побед, одно поражение и одна ничья), впереди - очередной, возможно, один из самых важных в карьере, с американцем Бреттом Купером, известным по выступлениям в лиге Bellator. 9 декабря 25-летний барнаульский боец встретится с ним в Австралии.
Второе дыхание
- Шараф, как вообще началась твоя спортивная карьера?
- Родился я в Новоалтайске. Потом мама по работе переехала в Киргизию, и там я начал заниматься борьбой. Вернувшись обратно, продолжил тренировки по греко-римской борьбе, стал кандидатом в мастера спорта. Когда учился в кадетской школе, по выходным стал ходить на панкратион, оттуда перешёл в армейский рукопашный бой. В 19 лет выиграл чемпионат России, выполнил норматив мастера спорта, потом стал мастером по боевому самбо. После этого пошёл в MMA, также стал мастером спорта. По любителям у меня около 400 боев - это очень солидная цифра. Однажды выступил на международном турнире, попал в сборную ЦСКА. И после этого решил попробовать профессиональный ринг.
- И всё же профессиональные MMA были целью или это стечение обстоятельств?
- Учась в институте, получая несколько высших образований, никогда не думал, что буду профессиональным бойцом. Мама тоже говорила: «Зачем было столько учиться, чтобы тебе потом голову отбивали». Вообще, ставил себе задачу - стать мастером спорта по одному из видов. А потом пошло, как наркотик. Выполнил один норматив - захотелось второй. Потом подумал: «Разок выступлю за профессионалов и завяжу». Выиграл бой досрочно, думаю: «Может, и второй провести?». И вот до сих пор остановиться не могу. А после поражения в апреле вообще так закусило, будто второе дыхание открылось.
- Оно было первым за 13 боёв. Скажи, ноль в графе поражения давит на спортсмена?
- Немного да. На бумаге-то это красиво звучит - непобедимый. Сейчас я не могу сказать, что мне уже нечего терять, всё-таки рекорд (статистика боев. - Прим. авт.) хороший, вхожу в топ-100 мира по всем лигам MMA, но дополнительная ответственность всё равно ушла. Мой августовский бой показал, что из того поражения я сделал правильные выводы.
- Как в твоей жизни возник профессиональный контракт?
- Сначала просто проводил профессиональные бои. Успешно выступил в боях Young Eagles - это своего рода младшая лига ACB. Меня заметили и предложили контракт уже с самим ACB. По его условиям, я должен был провести шесть боёв за 27 месяцев, но этот план уже давно перевыполнил. А зачем ждать, если есть возможность выходить в клетку? Впереди седьмой бой, после него будем обсуждать дальнейшие условия работы.
- Сколько вообще в мире MMA лиг?
- Очень много. Крупных - штук десять. Топовая - UFC, вершина. Затем - Bellator и наша ACB. Эта лига появилась в Чечне, полное название - абсолютный чемпионат «Беркут», основного чеченского клуба MMA. Думаю, ACB скоро обойдёт Bellator, по очкам и уровню бойцов мы уже подбираемся к ней. ACB выкупил новый телеканал, сделана новая линейка одежды, на контрактах очень много иностранцев, причём серьезных. Ни разу мне не давали «мешок» - такой, чтобы бил его на потеху публики ради шоу.
- Профессиональный контракт позволяет себя безбедно чувствовать?
- На хлеб с маслом хватает, чтобы семью обеспечивать - тоже.
- Кто в твоём весе чемпион лиги?
- Мухамед Берхамов, которому я проиграл в апреле.
- А победа в следующем бою откроет дорогу к чемпионскому поединку?
- Сложно сказать. Претендентов в нашем весе много, все достойные. Дальше уже будут решать менеджеры.
Дань корням
- Почему в последние годы MMA в мире стали такими популярными?
- Молодой спорт всегда пользуется повышенным вниманием. И что скрывать: людям надо зрелища, крови. Профессиональный бокс тоже интересен, но крови там меньше.
- Как к женским боям относишься?
- Не люблю. Смотрю разве что принципиальные противостояния вроде Ронди Роуз с Холли Холм. Но это такие женщины, что любому топовому бойцу-мужчине создадут конкуренцию.
- Ты в основном тренируешься за границей. Почему, неужели в России нет условий и спарринг-партнеров?
- Если хочешь развития, надо выходить из зоны комфорта. Дома хорошо, но расти тут, как я это делаю от одного тренировочного лагеря к следующему, не буду. В Таиланде мне очень нравится. Со мной работает американский тренер, у которого была хорошая карьера в UFC. Он фанатично относится к MMA, и мне нравится, что свои знания он хочет передать именно мне.
- Твоё прозвище в MMA - Шерхан. Почему?
- В переводе с персидского - «король тигров». Так я хочу обозначить свои корни, то, что отношусь к таджикскому народу, а он, в свою очередь, - к персидскому.
- Почему в единоборствах в количественном плане доминируют ребята из южных республик?
- Это только кажется. Стереотип, что южане более горячие и ожесточённые. У нас много ребят и других национальностей.
Тяга к знаниям
- Мама твои бои смотрит?
- По телевизору. Были мысли, чтобы она приезжала на турниры. Но для меня это - дополнительные переживания. А в клетке лишние эмоции не нужны.
- В борьбе характерная травма - сломанные уши. А в MMA отличительные особенности есть?
- Тут уже все части тела. Уши, нос, руки, колени. Профессиональный спорт не лечит, ко всему надо быть готовым.
- Ты сейчас не думаешь, как мама, - зачем было столько учиться?
- Нет. В жизни ничего просто так не бывает. И образование, пусть и не в полном объёме, пригождается. У меня три высших - окончил политех, кафедра электроснабжения промышленных предприятий, там же окончил военную кафедру, стал лейтенантом запаса. Потом был юрфак АлтГУ и факультет физвоспитания педагогического. Сейчас учусь в аспирантуре на кафедре религиоведения, философии и этики.
- Интересный выбор.
- Честно скажу: хотел в аспирантуру по физподготовке, но опоздал на подачу документов. Успел только на философию. Это тоже интересно. А тему диссертации выбрал смежную, связанную со спортом и военной службой, - «Концепция личности военнослужащего в современной российской армии».
Ярослав МАХНАЧЁВ,
«Вечерний Барнаул», 9.11.2017