Береги руку, Алик
Даже в гипсе тхэквондист Альберт Гаун рвётся в бой
В конце сентября на рейтинговом турнире мировой серии «Гран-при» в Марокко барнаульский тхэквондист Альберт Гаун сломал руку. Гипс с запястья участника Олимпиады в Рио ещё не сняли, но спортсмен уже приступил к тренировкам, надеясь в ноябре вернуться в строй.
Довёл до победы
Альберт не унывает, на позитиве. О том, что произошло, рассказывает с улыбкой, хотя, думается, в тот момент ему было не до смеха.
- К турниру в Марокко подготовились прекрасно, в первом бою я встретился с сербом Иваном Карайоловичем. Начал хорошо, набирал очки, пока в конце второго раунда соперник ударом ноги не попал мне по левой руке в район запястья. Обычный боевой момент, было больно, однако внимания особо не обратил. Но потом понимаю: что-то не то. Я руку уже ломал, вспомнил то состояние, неприятный холодок. Показал судье, что травма, он бой остановил. А я даже перчатку снять не могу - раздробленная кость мешает. Доктор помог, я ещё сначала понадеялся, что ушиб, но врач сразу сказал: «Перелом». Понятно, что турнир был закончен, но решил довести бой до конца. Преимущество по очкам у меня было, мог продержаться, тем более на тренировках защиту одной рукой мы постоянно отрабатываем. Но соперник понял, куда бить, несколько раз попал в руку. Я на азарте особой боли не чувствовал. В итоге довёл бой до победы.
- Какой в этом был смысл? Дальше в любом случае бы не пошёл, а так был риск усугубить травму.
- Азарт. Так бы серб дальше прошёл, а я всё-таки его победил. В детстве был случай: выиграл турнир среди 10−11-летних, заработал 500 рублей. На следующий день бились старшие, и я тоже заявился. В первом же бою, упав на палец руки, сломал его и в таком виде выиграл остальные четыре боя, заработал ещё 500 рублей. Здесь, конечно, не в деньгах дело было и не в рейтинговых очках. Просто хотелось довести бой до победы.
- И что было потом?
- Поехал в больницу, даже не переодевшись. Вместе со мной девочка из команды, знающая французский, и спортсмен Рома Кузнецов из Иркутска. Вообще, всегда интересно было увидеть зарубежную клинику изнутри. Посмотрел - всё, больше не тянет. Хотя там нормальные врачи, хороший рентген. В общем, сделали снимок, определили перелом со смещением, наложили лангету, взяли деньги и отправили домой. Я Роме до сих пор ещё восемь тысяч рублей должен (улыбается).
- Где оперировался?
- В Барнауле. Предлагали в Москве, но я отказался, нашим врачам доверяю. Пришёл в больницу скорой помощи, там оказался знакомый врач. Уже через три часа был в операционной. Делали под местным наркозом, поставили укол в руку, отгородили её ширмой. Мне интересно стало, решил посмотреть, что всё-таки делают. Раз глянул, понял: лучше не стоит. Поставили две спицы, наложили гипс.
- После операции в больнице оставили?
- На ночь только. Я вскоре должен был лететь в Латвию на турнир. Никто ж не знал, что я руку сломаю, билеты были куплены. И я должен был приехать на взвешивание, показать руку и официально сняться с соревнований. Поэтому ночь провёл в больнице, а через день уже в Латвии был.
«Не звеню»
- Начать тренировки ты решил сам или врачи разрешили?
- Врач сказал: «Понемногу можно тренироваться». Но понемногу мы не умеем. Несколько раз уже по руке получил, слава богу, всё нормально.
У нас тренируется Коля Душенин - паралимпиец, одна рука не работает. И вот за этот месяц я очень хорошо его понял, он стал для меня гораздо больше, чем просто парень из нашей группы. Он правша с неработающей правой рукой - и нормально живёт, занимается спортом. Это настоящий героизм.
- В быту гипс сильно мешает?
- Сейчас уже привык. Поначалу напрягало, взять ничего нормально не мог. А уж как в душе мыться - отдельная история. Мочить гипс нельзя, стою с поднятой рукой.
- Спицы теперь с тобой останутся?
- Нет, вытащат, обещали без операции. Как раз на днях будут вынимать. А гипс ещё придётся поносить.
- В аэропорту звенишь?
- На удивление - нет. Хотя справку дали, что во мне металл.
Без обид
- Год назад ты выиграл чемпионат России, но после этого побед больше не было. Что случилось?
- Да всё пошло как-то не так. После чемпионата России ещё поехал на Гран-при, заработал там бронзу - неплохой результат. Потом возникли проблемы со здоровьем.
Сначала гланды вырезали, потом, когда уже вернулся к поединкам, - опять ангина началась. Из-за всего этого пропустил чемпионат мира. Четыре месяца не выступал, когда вновь вернулся, появились проблемы с функционалкой, хотя раньше на неё никогда не жаловался. И вот только к Марокко всё нормализовалось.
- Когда теперь планируешь вернуться в бой?
- 13 ноября чемпионат России - постараюсь принять в нём участие. В декабре будет чемпионат Европы, его как раз перенесли с осени, на нём точно выступлю.
- Как за год после Олимпиады изменился мир тхэквондо?
- Многие участники куда-то исчезли. Была француженка молодая, в Рио успешно выступила - и больше нигде не появляется. С одним испанцем такая же история. Многих не видно, даже в соцсетях.
- Лопес ещё в строю?
- Да. В Марокко виделся с ним, немного пообщались. У меня с английским получше стало.
- Обид на то, что уступил ему на Олимпиаде в Рио в первом бою, нет?
- Нет. Думаю, после того боя он меня запомнил. Но мы его не вспоминали. На себя надо обижаться. Сейчас уже всё улеглось, завяло. А вот первое время было тяжело.
- Ты же теперь выступаешь в новом весе, 80 кг. Как идёт адаптация?
- Нормально. Сначала чувствовал, что вес соперников больше. А потом поработал с тяжами, у меня только перед Рио было четверо спарринг-партнёров, из них трое - тяжеловесы. Сейчас разницы в силе ударов по сравнению с категорией 74 кг не чувствую. Кости вот только подводят (улыбается).
- Кстати, чем за время простоя занимался?
- Бездельничал. Гулял, ночами фильмы смотрел, встретился с теми, кого давно не видел. Давно себе такого позволить не мог.
- В личной жизни изменений не произошло?
- Нет, я не спешу и на общественное мнение не реагирую. Спрашивают, сколько лет. «25? Так жениться пора». Ну женитесь, раз пора. У меня этот момент ещё не наступил.
Ярослав МАХНАЧЁВ,
«Вечерний Барнаул», 19.10.2017