Не ANA, а он!
Барьерист Сергей Шубенков в статусе нейтрального спортсмена завоевал серебро чемпионата мира в Лондоне, а в российский триколор укутался спустя два дня в родном Барнауле
Спортсмен и его тренер Сергей Клевцов прилетели домой 10 августа утренним рейсом. К шести утра в зале для встреч было не протолкнуться: героев Лондона ждала целая толпа. Стройным рядом, растянув плакаты, стояли парни и девчонки из Алтайского училища олимпийского резерва. Рядом расположились многочисленные журналисты, представители краевого управления спорта и молодёжной политики, городского спорткомитета, центра спортивной подготовки сборных команд Алтайского края, заместитель председателя Правительства Алтайского края Андрей Щукин и, кончено, самые близкие люди.
Войдя в помещение, Шубенков и Клевцов отведали по кусочку традиционного в таких случаях каравая и тут же были засыпаны цветами. Спортсмену уже не хватало рук, чтобы удержать все подарки, и на помощь ему поспешила мама - Наталья Михайловна Шубенкова взяла охапку букетов и с нежностью глядела на сына, время от времени кладя голову ему на плечо.
После объятий и поздравлений настало время для фотосессий и интервью. В какой-то момент из толпы Сергею Шубенкову протянули флаг России, и спортсмен с охотой взял его.
- Теперь-то можно, - улыбнулся атлет и принялся позировать перед фотографами с триколором, на котором красовалась надпись «Россия». В Лондоне на чемпионате мира российские спортсмены выступают в нейтральном статусе, им запрещено демонстрировать свою национальную принадлежность - некоторым даже пришлось заклеить скотчем чемоданы, чтобы скрыть слово «Russia».
Когда Шубенков в сопровождении супруги и родителей направился к автомобилю, напротив центрального входа в аэропорт к нему подбежал мужчина и во время рукопожатия выпалил: «Смотрел трансляцию чемпионата мира, болел. Ну ты красавец! Поздравляю! А я тут брата встречаю». И побежал дальше.
- Знаете, кто это? — спросил у своих Сергей. — Это Лев Шапиро, певец и композитор.
Тут же кто-то затянул:
- Самый лучший день…
И все дружно рассмеялись.
***
Немного отдохнув с дороги, через несколько часов Сергей Шубенков и Сергей Клевцов дали пресс-конференцию. Она прошла в уютном и гостеприимном бизнес-холле «First class», расположенном в торговом центре «Пионер».
- Подготовка проходила по плану, травм и болезней не было. Но в нашем бизнесе главное не форма, а содержание. С этим было немного сложнее, - рассказал Сергей Клевцов. — Ситуация с отстранением нашей федерации, которая тянется с осени 2015 года, - это серьёзный психологический прессинг, что не очень-то полезно. Мы и в прошлом году неплохо работали, без изъянов. Уровень контрольных тестов говорил об отличной форме. Когда ещё была надежда попасть в Рио, по ручному секундомеру Шубенков бежал за 12,7. Электроника бы показала в районе 13 секунд. Ситуация стала меняться, когда стало понятно, что Олимпиаду мы пропускаем: делали всё, что могли, но 13,20 было потолком в тех условиях. Так что когда в апреле этого года получили приятное известие о допуске, начали на новом эмоциональном уровне подготовку к чемпионату мира.
В Лондоне Сергей Шубенков пережил новые ощущения на беговой дорожке.
- Узнать себя не мог. Было напряжение, колоссальный нервяк - признался спортсмен. — Если сравнивать с триумфальным Пекином, то состояние было другим. Пытался настроиться на ту же позитивную волну. Я помню, как чувствовал себя в том победном финале два года назад. Здесь такого добиться на сто процентов не получилось. Этот чемпионат мира дался мне тяжелее, я этого не скрываю.
По словам Шубенкова, шумиха по поводу нейтрального статуса на него не давила, хотя журналисты спрашивали об этом в каждом интервью.
- Все настолько акцентировали на этом внимание, что под конец стало поднадоедать. Для нейтральных спортсменов действует ряд ограничений, но технически этот чемпионат мира ничем не отличался от предыдущих. Было всё то же самое: питание, размещение, тренировки. Да, была другая беговая рубашка, но я не зацикливался на этом, потому что это не главное, - поделился Сергей.
- Смотрите, на аккредитации написано ANA (авторизованный нейтральный спортсмен. - Прим. ред.). Непонятно, что это такое вообще. Ну какая ANA?! Он! — пошутил Сергей Клевцов.
В финале Шубенков показал второе время - 13,14 секунды. Первенствовал ямаец Омар Маклеод (13,04), замкнул тройку призёров венгр Балаш Баджи (13,28), с которым Сергей соперничает ещё с молодёжного чемпионата Европы 2011 года в Остраве. По просьбе журналистов Сергей Клевцов проанализировал бег своего ученика.
- На первых пяти барьерах он проиграл своему пекинскому графику 0,1 секунды (два года назад Шубенков стал чемпионом мира с результатом 12,98. — Прим. ред.). Остальное - на второй половине дистанции, - отметил специалист. — Западения скорости не было, просто соперники, за исключением Маклеода, оказались ещё медленнее. Финиш ярким не удался, думаю, это как раз следствие психологической нагрузки, которая повлекла некоторые физиологические моменты. Подробнее о них говорить не буду, но мы с Серёгой знаем, о чём говорим.
Шубенков подчеркнул, что на крайней дорожке ему было очень комфортно. Там не так тесно, как в середине, поэтому меньше шансов случайно задеть кого-то из соперников. А такое с Сергеем уже случалось: в 2012 году в финале чемпионата Европы в Хельсинки он стукнулся руками с французом Дарьеном, а в этом году на этапе «Бриллиантовой лиги» в Париже - с ямайцем Маклеодом. Да и в Лондоне без происшествий не обошлось: в предварительном забеге барнаулец сшиб серба Милана Ристича, и тот не смог финишировать. «Не знаю, как так получилось, но хотел бы извиниться перед сербом. Впрочем, шансов выйти в следующий круг у него всё равно не было», - сказал Сергей.
После финиша Маклеод и Баджи радовались и веселились, укутывались в национальные флаги. А вот Шубенков выглядел растерянным.
- Не знал, что делать. Немножко потерялся, - признался спортсмен. — Было радостно и хорошо оттого, что я в финале. Это мой четвёртый чемпионат мира, и третий раз подряд я с медалью. С другой стороны, находясь в статусе чемпиона, защитить титул не сумел. Отсюда и разочарование. Всё это сразу полезло в голову, поэтому была такая смесь эмоций.
Сергей раскритиковал стартовые колодки, которые производит японская компания Seiko.
- Колодки состоят из двух частей: одна регулируется, другая - нет. И вот из-за этой неподвижной части настроить их должным образом совершенно невозможно. Уместиться на них тяжело, приходится ставить ноги выше, - пояснил Шубенков. — Колодки Seiko мне не нравятся с 2011 года, когда я впервые поехал на чемпионат мира в Тэгу. Но массово заговорили об этом только сейчас, когда о проблеме заявил сам Усэйн Болт. Я своего мнения не менял всё это время: колодки неудобные.
После серебряного финала Сергею Клевцову позвонил президент Всероссийской федерации лёгкой атлетики Дмитрий Шляхтин. Алтайский тренер услышал не только поздравления, но другую ценную информацию.
- Дмитрий Анатольевич уверенным тоном заявил, что в ноябре российских спортсменов «откроют». Этому предшествовал конгресс ИААФ, проходивший 2−3 августа. Предыдущие конгрессы проводились тихо и спокойно, но в этот раз 21 делегация высказалась против отстранения России, в том числе такая мощная легкоатлетическая страна, как Ямайка. Причём президент ямайской федерации сказал, что если бы голосование было тайным, то голосов в нашу пользу было бы ещё больше, а так страны бывшего соцлагеря предпочли воздержаться. Возможно, лёд тронулся. Выходить из ситуации ИААФ как-то надо, но сделать резкие шаги не позволяет их реноме, поэтому сначала начали выпускать отдельных легкоатлетов, ну, а дальше… Трудно загадывать, случиться может всё что угодно. ВФЛА пока в подвешенном состоянии. Будет здорово, если в ноябре нашу федерацию разблокируют, - сказал Клевцов.
- Конгресс проводился накануне чемпионата мира, и, возможно, решение в пользу России просто бы подняло информационную волну, которая захлестнула всё вокруг, а непосредственно соревнования остались бы незамеченными. Поэтому торопить события не стали, хотя по логике вещей всё к тому и идёт, - добавил Сергей Шубенков. — Вообще отношение к нам в спортивной среде самое позитивное. Например, я замечательно общался с британскими любителями лёгкой атлетики, они выражали слова поддержки. Настоящих болельщиков политические игры не интересуют, им важно, что происходит на дорожках: чем жёстче конкуренция, тем лучше.
В этом сезоне у Сергея Шубенкова будет ещё три старта: сначала он вернётся в Англию, в Бирмингем, где 20 августа пройдёт этап «Бриллиантовой лиги», затем 29 августа выступит в Загребе на Мемориале Бориса Ханджековича, а 1 сентября в Брюсселе состоится финал «Бриллиантовой лиги», где Сергей постарается взять реванш у Омара Маклеода. Зимний сезон Шубенков пропустит целиком.