Целевой подход
Владимир Альт возглавлял крайспортуправление весь срок действия ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006−2015 годы»
Семь лет назад меня как корреспондента регионального выпуска «Российской газеты» пригласили в составе группы журналистов местных СМИ слетать в губернаторском вертолете на открытие современной школы в селе Мартыново Ельцовского района. В полете ко мне неожиданно обратился Александр Карлин. У него были вопросы по освещению работы региональной власти в «РГ». Поняв, что я хорошо ориентируюсь в сфере спорта, он поинтересовался: «И как вам наш начальник крайспортуправления?». Вопрос задавался явно с расчетом на положительный ответ. Владимир Альт - энергичный и всегда открытый для прессы - вызывал у журналистов всеобщую симпатию. Как я понимаю, Александр Богданович гордился своим выдвиженцем. На заре губернаторства, когда он еще не очень хорошо знал в крае людей, но точно знал, что с тогдашним руководителем краевого спорта ему не по пути, Александр Карлин почувствовал в Альте перспективу - и не ошибся в выборе: спорт их совместными усилиями пошел в гору. Отвечая на вопрос губернатора в вертолете, я не разочаровал его - показал большой палец.
А спустя два года принял предложение Альта возглавить газету «Алтайский спорт», пойдя на понижение своего социального статуса. Мне хотелось работать с ним в одной команде, быть сопричастным к происходящим в краевом спорте положительным изменениям, в том числе в информационном поле. Ноябрьская отставка Альта стала для меня, по большому счету, неожиданной. Но не зря же накануне Владимира Александровича наградили медалью «За заслуги в труде». В последнем номере «АС» этого года мы попросили его вспомнить самые яркие и важные моменты за те девять с лишним лет, что он возглавлял спортивное ведомство.
Минус поменял на плюс
2006 год
- Начальником крайспортуправления меня назначили в начале мая. Это стало большим сюрпризом, - рассказывает Владимир Альт. — Я был замом, а когда подыскивали нового руководителя, заместители на эту должность не рассматривались. Но в апреле в первом чтении принималась ведомственная программа развития спорта в крае на 2006- 2008 годы. Без нее не осуществлялось финансирование. Программу эту в основном готовил я, так как юриста у нас не было. Когда вышел с ней на сессию, остро почувствовал негативное отношение к крайспортуправлению со стороны большинства депутатов. Они стали обвинять меня в грехах хоккейного клуба «Мотор» и вообще критиковать ситуацию в спорте. При этом финансирование было очень низким. В 2006 году оно составляло около 180 миллионов рублей. Я рассказал депутатам, почему возникла кризисная ситуация в «Моторе». Дела в нем совершенно не контролировались, а в его руководстве работали с одной стороны люди посторонние, с другой - некомпетентные. Одни не понимали, куда ведут клуб, а другие были к его судьбе равнодушны - лишь бы сорвать куш. Зарплата ведущих хоккеистов превышала 160 тысяч рублей (и это 10 лет назад!), а долг игрокам составлял в апреле 2006 года 25 миллионов рублей. Деньги, которые поступали в «Мотор» из краевого бюджета, арестовывались и шли на выплату этого долга. Но при клубе была и хоккейная школа. Деньги до детей вообще не доходили. И лед, и поездки на соревнования, и все остальное было за счет родителей. Ситуация аховая. На сессии я сказал: «И вы, депутаты, виноваты. Я знаю, что многие из тех, кто сейчас задает вопросы, сидят на хоккее в вип-ложе, аплодируют, не вникая в суть хоккейной политики».
Много шла речь о командах мастеров - нужны они или нет. Я объяснил свое видение: профессиональные команды должны быть вершиной пирамиды. В наших условиях у них должно быть мощное основание в виде детского, массового спорта. Вопросов было много - 16, как я подсчитал. И все острые. На все я ответил. Депутаты предложили, чтобы программа была дополнена подпрограммой поддержки сельского спорта. Помню, что губернатор, который внимательно все слушал, выступил с информацией, в которой сказал, что надо принять программу в первом чтении. Он поддержал меня в том, что команды мастеров должны стать локомотивом массового и детского спорта. Программу приняли в первом чтении, на ее доработку мне дали несколько дней.
Буквально за вечер я сделал подпрограмму поддержки сельского спорта, потому что знал, что в нее включить. Она имеет ряд важнейших положений, которые до сих пор эффективно работают на сельский спорт. Во-первых, я предложил в подпрограмму краевые сельские олимпиады. Они уже существовали, но до этого районы, бравшие на себя их проведение, имели больше моральную, нежели материальную выгоду. Новая программа предлагала поэтапное увеличение финансирования олимпиад, выделение районам, принимающим финал этих соревнований, солидных средств на укрепление материально-спортивной базы. Это резко подняло интерес к ним со стороны муниципалитетов, и в 2007 году к нам поступило сразу 16 заявок на проведение финала летней олимпиады.
В подпрограмму был включен конкурс на лучшее спортивное поселение. Решили так: пусть каждый муниципалитет проводит свой конкурс (то есть приблизили к земле, к реальным нуждам района), а затем все эти поселения (тогда было 60 районов) будут признаны победителями краевого конкурса и получат по 60 тысяч рублей на спортивный инвентарь. Кроме того, поощрялись глава сельского совета и методист по спорту. Это впоследствии здорово активизировало их работу.
Еще я предложил включить в календарный план спортивных мероприятий (а это гарантированное бюджетное софинансирование) краевые турниры, которые проводятся в сельской местности. Такие, к примеру, как турнир Птухина в Усть-Пристани или Меняйло - в Завьялово. За счет краевого бюджета приобретается наградной материал, оплачивается работа судей. Информация о таких соревнованиях предлагается краевым СМИ. Району важно, что они поддерживаются крайспортуправлением. В то время в крае в год проводилось где-то 250 краевых и рангом выше соревнований, за короткий срок их число выросло до 400, сейчас - больше 850.
Трехлетнюю программу развития физкультуры и спорта в крае депутаты в итоге приняли во втором чтении единогласно. Думаю, это обстоятельство и сыграло решающую роль в моем назначении на должность.
Первый год работы был очень тяжелый. Как заместитель я отвечал за массовый спорт и инваспорт. А здесь финансовые потоки, умение ориентироваться в бюджетном процессе, спорт высших достижений… Самое сложное, с чем столкнулся: выяснилось, что Алтайский край не заявлен в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006−2015 годы». Прежнее руководство спорткомитета, находясь в подвешенном состоянии - ни сегодня завтра уволят, этим не занималось, а администрация края упустила этот момент из внимания. Губернатор сказал, что надо сделать все, чтобы мы вошли в федеральную программу.
Я поехал в Москву, подготовил соглашение региона с Минспорта. Без него нечего было и мечтать о включении в ФЦП. А значит, о федеральном софинансировании строительства крупных спортивных объектов. В Москве ФЦП курировала заместитель тогдашнего министра спорта Вячеслава Фетисова - Лейла Данияровна. В приемной у нее я просидел два дня, хотя и записался. Она меня так и не приняла, тогда я сам зашел в кабинет, сказал, что ждать больше не могу. — «Вы откуда?». — «Из Барнаула, Алтайский край, я же у вас записан?». — «Что вам надо?». — «Нам надо вашу визу перед визитом к Фетисову для соглашения, а потом хотим войти со своими спортобъектами в ФЦП. В планах реконструировать бийский спорткомплекс «Заря». Она: «Откуда вы? Из Барнаула? Алтайский край? Вы что, совсем обнаглели? Мы сдаем в этом году бассейн у вас в Горно-Алтайске, а вы снова с объектом!». Когда я объяснил, что мы другой субъект, она сказала, что, пока нет соглашения с Минспорта - разговаривать не будет. И все-таки с помощью знакомых, через полсуток мы подписали это соглашение с Фетисовым. Опять к ней на прием. Она говорит: «А мы реконструкцию сейчас в программу не включаем, включаем только строительство». — «Но в программе других субъектов есть реконструкция!» - «Ну, мы сначала включали, это было в 2005 году, а теперь у нас другая политика».
И тогда мы занялись спорткомплексом «Победа». А реконструкция «Зари» была проведена за краевые и муниципальные средства.
Первый объект пробил в ФЦП наш земляк депутат Госдумы Николай Герасименко - бассейн «Юбилейный» в Рубцовске. «Победа» стала вторым крупным спортсооружением на территории края, построенным по федеральной целевой программе. Дался этот спорткомплекс тяжело. Москва выделила на него всего 27,5 миллиона, а стоил он 190. Все остальные расходы край с городом пополам поделили. Но главное, спорткомплекс был в 2009 году построен. До этого новые крупные спортсооружения в Алтайском крае не появлялись около 40 лет! Вхождение в ФЦП затем позволило построить в Алтайском крае целый ряд футбольных полей с искусственным покрытием, спорткомплекс в Алейске, бассейны в Новоалтайске, Камне-на-Оби и Заринске, по этой программе будет достроена современная гребная база для ДЮСШ имени Костенко.
Урок «Динамо»
2007−2008 годы
В 2007 году было уже полегче. Я приобрел определенный опыт, улучшилось финансирование спорта. Этот год запомнился победой «Динамо» во втором дивизионе, а следующий год - страданиями динамовцев в первом дивизионе. Опыта выступления на столь высоком футбольном уровне не было. Воодушевленные успехом, все были за повышение в классе. В том числе и депутаты. Руководство клуба посчитало, что первый дивизион обойдется в 75 миллионов рублей. На сессии за них проголосовали. Деньги выделили. Но оказалось, что стадион «Динамо» совершенно не готов принимать такие соревнования, так как не соответствует требованиям ПФЛ. Первые игры пришлось проводить из-за этого в Новосибирске, аренда местного стадиона составляла около полумиллиона. Вскоре начались поражения, требовалось усиливать команду - а это опять деньги. Пошла смена состава, своих игроков становилось всеменьше, так как их класс не соответствовал уровню турнира. В общем, как выяснилось, к первой лиге мы не оказались готовы ни психологически, ни организационно. Такой неподготовленный переход на новый уровень сильно откидывает команду в дальнейшем, потому что болельщики получают большое разочарование от слабых результатов. Все это стало для нас хорошим уроком. И мы его учли, когда на повышение в классе по спортивному принципу претендовал хоккейный «Алтай» - по итогам сезона 2008/2009, и «АлтайБаскет» - по итогам сезона 2010/2011. По этой же причине «АлтайБаскет» вынужден был отказаться от участия в первом дивизионе суперлиги в этом сезоне.
В 2008 году мы на краевом уровне стали стимулировать спортсменов за достижения на всероссийской и международной аренах. Что важно, премиальные стали получать представители неолимпийских видов спорта, потому что Минспорта вообще на них деньги не выделяло. Это сильно их стимулировало.
Начали поэтапно открывать краевые спортивные школы, с отделениями в муниципалитетах края. Их отличало улучшенное финансирование, более высокая зарплата тренеров. С четырех в 2006 году их число выросло в 2015 году до тринадцати. Продолжилось и открытие муниципальных спортшкол. В 2006 году начинали с 87, а к 2009 году их было уже 101. Сейчас они есть во всех районах края. В 2008 году был принят закон о спорте в Алтайском крае.
Таланты стали оставаться
2009−2013 годы
В 2009 году появился конкурс «Лучший детский тренер года», который позволяет по итогам года поощрять 40 тренеров краевых и муниципальных ДЮСШ премией за хорошую работу в размере 50 тысяч рублей. В свою очередь для лучших взрослых спортсменов и их тренеров стали выделяться из краевого бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья. Последняя мера сильно притормозила отток сильнейших спортсменов из края. Все это работает и сегодня.
Важным событием стало появление в 2011 году современной спортивной газеты и сайта. Мы наладили тесное сотрудничество со всеми краевыми СМИ. В этот же год с подачи крайспортуправления вышло в свет постановление краевой администрации о субсидиях для муниципалитетов, которые открывают новые спортивные школы, строят спортивные сооружения. Они предназначались для приобретения спортинвентаря и оборудования. Одним из условий выделения субсидий было исполнение в районе плана спортивных мероприятий и увеличение числа занимающихся спортом. Постановление администрации, с одной стороны, активизировало спортивную жизнь в районах, а с другой - дала толчок строительству простейших спортивных сооружений. В 2013 году Алтайский край по их числу вышел на четвертое место в России.
На летних Олимпийских и Паралимпийских играх 2012 года наш край в сборной России представляло рекордное число спортсменов. Трое приняли участие в Олимпиаде и девять - в Паралимпиаде. На Олимпиаде пловец Андрей Гречин и дзюдоист Иван Нифонтов завоевали бронзовые медали. Алтайские паралимпийцы принесли стране целую россыпь наград различного достоинства.
В 2013 году была налажена работа по повышению квалификации спортивных работников.
Затянули пояса
2014−2015 годы
В это время резко выросли достижения алтайских спортсменов на международной арене. Чего стоят сенсационные победы в 2015 году на чемпионате мира по сноуборду Андрея Соболева, и по легкой атлетике - Сергея Шубенкова. В то же время на внутреннем фронте работать в условиях сокращения финансирования становилось все сложнее.
Выполняя поручение губернатора края эффективно использовать бюджетные средства при сокращении финансирования, мы сократили количество учебно-тренировочных сборов за пределами края, максимально используя собственную базу. Уменьшили общее число сборов, их продолжительность, количество участников. Резко сбавили бюджетные расходы на поездки спортсменов по неолимпийским видам спорта за пределы Алтайского края на соревнования. Стали проводить собственные соревнования за меньшее число дней. Понизили зарплаты и стипендии спортсменам. Меньше отделений стало в некоторых краевых спортшколах.
В 2014 году мы по финансированию спорта из расчета на одного жителя заняли 73-е место в РФ из 85. Наш спортивный бюджет в 2014 году составлял 550 миллионов рублей, а Красноярского края - 7 миллиардов. Тем не менее на важнейших комплексных всероссийских соревнованиях мы везде были на виду. В Спартакиаде учащихся России 2015 года заняли 27-е место, Спартакиаде инвалидов России - 7-е место, а в прошлом году на Спартакиаде молодежи в СФО умудрились даже стать вторыми, опередив красноярцев.
Кандидатами на Олимпиаду и Паралимпиаду-2016 сейчас числятся 14 наших олимпийцев и 20 паралимпийцев. Я реально смотрю на вещи и, думаю, на Олимпиаде в Рио выступят 6−7 наших спортсменов. Это в два раза больше, чем четыре года назад в Лондоне. А у наших паралимпийцев уже сейчас на руках 13 путевок.
Считаю, что средства использовались вполне эффективно. К сожалению, спортивный бюджет края в 2016 году будет еще меньше, чем в 2015-м. Кстати, так не везде. По информации Минспорта России, примерно 50 процентов регионов не сократили, а, наоборот, увеличили расходы на спорт.
Специальные вопросы
- За эти почти десять лет когда вы испытали наибольший прилив положительных эмоций?
- Это связано с очень личным, не относящимся к спорту. Самые сильные эмоции у меня вызвало рождение сына Василия, которому сейчас пять лет. Это подарок свыше. У нас двое уже почти взрослых детей, и рождение третьего ребенка, учитывая мой возраст, сначала напугало. Но сейчас, когда вижу, что растет жизнерадостный мальчишка, испытываю приток энергии. Он омолаживает, придает сил. А что касается работы, то я всегда был в хорошем настроении, когда удавалось убедить губернатора в важности, правильности тех или иных шагов. Потому что когда это получалось, все - даже самые смелые идеи - воплощались в жизнь. Наверное, это было не такой уж редкостью, раз сейчас мне не стыдно оглянуться на сделанное.
- Главное разочарование?
- Вылет футбольной команды «Динамо» во второй дивизион из первого. Я видел свою вину в том, что не хватило знаний, опыта противостоять тому процессу, что шел. Второе сильное разочарование связано с несправедливым исключением Сергея Хорохордина из состава олимпийской команды России перед Олимпиадой в Лондоне. Я не выдержал, позвонил по сотовому телефону старшему тренеру гимнастов. Мы долго говорили. В концовке я сказал ему, что это ваша большая ошибка и Бог вас накажет. Он сослался на тренерский совет. Мол, сам он в этой ситуации ни при чем. Последнее разочарование случилось меньше месяца назад, когда был на бале олимпийцев России в Москве по итогам 2015 года. Туда пригласили Сергея Шубенкова и Сергея Клевцова, но их фамилии на вечере ни разу не озвучили.
- Что вы хотели сделать, но не успели, не получилось?
- Мне очень хотелось создать краевую школу олимпийского резерва по биатлону и лыжным гонкам.
Виталий ДВОРЯНКИН, «Алтайский спорт», 24 декабря
Анкета от Владимира Альта
- Лучший спортсмен года?
1. Сергей Шубенков
2. Андрей Соболев
3. Сергей Каменский
- Лучший инваспортсмен?
Егор Шаров
- Лучший тренер?
1. Сергей Клевцов
2. Пётр Маркин
3. Игорь Каменский
- Лучшая команда?
«АлтайБаскет»
- Открытие года?
Наталья Аксенова - воспитанница тренера Бориса Соборова. Она нигде в списках сборных России не значилась, даже контракта в нашем ЦСП с ней не было. Выиграла юниорское первенство России, была четвёртой на первенстве Европы. Приходит и говорит: «Дайте открепительный талон в Москву». Позвонил знаменитый тренер Евгений Загорулько: «Нам не надо, чтобы она выступала только за Москву, пусть будет на параллельном зачёте в Алтайском крае. Решите ее вопросы в АГУ. Я верю, что это будет будущая олимпийская чемпионка. Я четыре олимпийских чемпиона воспитал».
- Разочарование года?
Не думал, что уменьшат расходы на физкультуру и спорт в краевом бюджете 2016 года. Была просьба президента Путина к регионам эту статью не резать. Бюджетные расходы на спорт на уровне 2015 года позволили бы нам сохранить существующую в отрасли динамику.