Атакующая вершины

Атакующая вершины Атакующая вершины

«АС» продолжает цикл публикаций, посвященный 50-летию открытия факультета физвоспитания в Барнаульском государственном педагогическом институте в сентябре 1965 года

Большинство успехов алтайских команд и спортсменов напрямую связано с выпускниками и преподавателями барнаульского педагогического института. Многие из них стали известными тренерами в крае, и их фамилии на слуху, но есть и такие, кто раскрыл свой тренерский талант вдали от родных мест, кто кропотливо и честно передает свои знания и опыт в других регионах страны, чьи фамилии вряд ли что скажут нашим землякам, а между тем они входят в элиту российского спорта. Среди них я бы отметил тренера-преподавателя по баскетболу ростовской СДЮШОР № 7 Галину Шляхову, воспитавшую для юниорских и молодежных сборных России, а также женских команд суперлиги таких незаурядных баскетболисток, как Елена Гогия и Катерина Кейру. Обе стали чемпионками Европы среди молодежных команд и мастерами спорта международного класса. Победила в недавнем чемпионате Европы - 2014 среди девушек до 16 лет и Алина Беспальцева, в Америке играет еще одна участница чемпионата Европы среди молодежных команд - Анна Хмелевская.

Интересно заметить, что все они - из разных команд и выпусков Шляховой. В элитных командах женской суперлиги играли Надежда Шибаева, Анастасия Маркова, Анна Беляева, Мария Миненко, Юлия Шляхова, Ангелина Горбачевская, Анна Святобог, Александра Деркач, Виктория Голикова и др. Из воспитанниц Галины Александровны можно составить не одну замечательную команду мастеров. За сорок лет работы в Ростове-на-Дону она заслужила доброе имя, а СДЮШОР № 7, в которой она работает, стала настоящей школой чемпионов, атакующей спортивные вершины каждый год. По сумме достижений всех возрастов ростовская баскетбольная школа уступает только Москве и Санкт-Петербургу и стабильно входит в тройку сильнейших в стране. Не случайно на протяжении последних пяти лет Шляхова признавалась лучшим детским тренером Ростова-на-Дону.

- Родилась и выросла в Барнауле, училась в первой школе, напротив стадиона «Динамо». С ним и связаны мои первые успехи в спорте. Зимой там заливался каток на все футбольное поле, играла музыка, и можно было кататься на коньках сколько угодно. Я быстро научилась и даже выступала на соревнованиях за свою школу. Вообще же была разносторонней спортсменкой: бегала не только на коньках, но и на лыжах, прыгала в высоту, толкала ядро и метала диск. Все это, наверно, потому что у нас в школе настоящего спортивного зала не было. Он был сделан из двух классов. Низенький, с колоннами, играть в нем в мяч было нельзя, так как все место занимали гимнастические брусья и бревно, а также маты, на которых мы постоянно кувыркались. А больше и нечем было заниматься. Учителем физкультуры у нас был молодой демобилизованный солдат Владимир Павлович Улько, не имевший специального образования, но очень любивший спорт. Как спортивный организатор он был достаточно интересен и смог нас всех увлечь физкультурой. К пятому классу я вымахала за 175 см, и все говорили, что я буду ростом, как Смилдзиня из рижского ТТТ, но я больше не выросла. Начинала заниматься баскетболом у бывшей гимнастки Серафимы Ивановны Непершиной в «Динамо». Она мне запомнилась добротой и индивидуальным подходом к каждому, умела увлечь. К ней мы ходили на тренировки всегда с удовольствием. Помню школьные соревнования в спортзале «Динамо», куда за нас приходил поболеть директор нашей школы. Так я думала, что балкон рухнет, столько было народу! Затем в «Динамо» приехал новый молодой тренер, выпускник Московского института физкультуры имени Сталина Вячеслав Михайлович Шляхов. Высокий, широкоплечий, необычно одетый, модный весь, с двумя золотыми фиксами. Настоящий баскетболист, с уникальным тогда броском мяча двумя руками от головы.

- И всех девчонок сразу очаровал…

- После первой тренировки только и было разговоров: на кого и как он посмотрел. В мединституте, где он создал замечательную мужскую команду - серебряную среди медвузов страны, девчонки из-за Шляхова даже дрались! Но мне казалось, что смотрел он только на меня. Коньки мне точил, до дома провожал, моих родителей уговорил, чтобы меня отпустили с ним на празднование Нового, 1961 года до часу ночи. Тогда мне еще не было и 17 лет. В общем, красиво и настойчиво ухаживал, а после окончания школы мы поженились, родился сын, нужно было получать образование. В то время как раз в Барнаульском пединституте открывался факультет физвоспитания, и был объявлен первый набор студентов - 50 человек, из которых только пять мест отводилось девушкам. Пройти такой сложный конкурс - подвигу подобно.

- И вам помог муж?

- В том-то и дело, что ни о какой протекции с его стороны и речи не шло: «Ты должна хорошо подготовиться и поступить сама!» - говорил он. Правда, всю мою подготовку к экзаменам по ОФП он контролировал с секундомером, кричал мне, помню, с берега Оби: «Плыви, плыви, не останавливайся!». И ведь все экзамены сама сдала, и поступила.

На одном курсе со мной учились известные в то время спортсмены - Скориченко, Черкашин, Харыбин, Сотников, Эликошвили… Поступить тогда на спортивный факультет - это так престижно считалось! Мы чувствовали себя буквально на седьмом небе! Сами себе спортзал углубляли в старом корпусе на Социалистическом, землю лопатами рыли. Декан факультета Владимир Иванович Усенко кропотливо подбирал себе кадры. У нас были замечательные молодые педагоги, которые в спорте уже чего-то достигли, - Архипов, Русиновы, Звягины, Мельниковы, Филонов, Толмачев, Евтеев, Симонова… Олег Николаевич Толмачев, например, в Алма-Ате играл в баскетбол вместе с великим Увайсом Ахтаевым, у которого рост был 248 см. Раиса Викторовна Русинова (Филиппова) - мастер спорта СССР по баскетболу и тренировала нашу команду. Помню, как она ездила с нами на соревнования в Ростов-на-Дону со своим совсем маленьким сыном, его не с кем было дома оставить. Где-то даже снимок есть, как мы всей командой идем по перрону, а к чемодану детский горшок привязан… Тогда соревнований много среди институтов проводилось, мы всю Сибирь и Урал объездили. После получения диплома я стала тренировать детей, а затем меня взяли на работу в родной институт. Помогла в этом мой тренер и учитель - Раиса Викторовна Русинова, многому меня научившая. И не только меня: многие ее воспитанницы тоже стали тренерами и работают в разных городах и странах. В Барнауле начинался мой тренерский путь, я многого еще не знала, но из первых моих учеников выросли очень хорошие люди, которыми можно гордиться. Знаю, что Сергей Головин судил матчи команд высшей лиги по баскетболу. Рамис Алескеров - полковник МВД, занимается вопросами физподготовки в министерстве.

- Но большую известность вы получили все-таки как тренер в Ростове-на-Дону. С чем это связано?

- Это в большей степени произошло по семейным обстоятельствам. В 1974 году я поехала на курсы повышения квалификации от Барнаульского пединститута в Ростов-на-Дону и там познакомилась с известнейшим тренером, кандидатом медицинских наук Арнольдом Александровичем Рыссом. Это была взаимная любовь с первого взгляда. Такая, оказывается, тоже бывает. К тому времени я была в разводе, поэтому нашему счастью помешать уже ничто не могло. С сыном переехала к нему в Ростов-на-Дону, и мы поженились.

- Какую роль сыграл Арнольд Александрович в вашей дальнейшей спортивной карьере?

- Самую определяющую, как опытный наставник не только в спорте, но и в жизни. Он тренировал женские команды мастеров Ростова-на-Дону и Кишинева, и ему было что мне объяснять и советовать. Очень умный, образованный, красивый мужчина, старше меня на 13 лет, он ввел меня в круг своих знакомых, весьма достойных людей. Он все мог объяснить и обосновать, но никогда не был занудой, с которым было бы скучно. Наоборот, он все время открывался мне с самых неожиданных сторон и сумел увлечь своим делом, распознав каким-то девятым чувством во мне тренерские задатки. Ему как тонкому психологу удалось слепить из того, что было, не только настоящего детского тренера, но и женщину, которую он сделал счастливой. А рядом с таким мужчиной хотелось сворачивать горы, что в творческой работе очень важно. В этом его прямая заслуга. Он и работать научил, и ждать результатов своего труда, что тоже очень трудно и важно.

- У всех творческих личностей есть хобби, а у заслуженного тренера России Рысса каким оно было?

- Филателия. Он известен в России и по сегодняшний день как один из лучших коллекционеров почтовых марок в стране. За одной из них он даже специально приезжал в Барнаул.

- Меня очень впечатлила одна история известного бакинского филателиста Панина. Одной из самых ценных марок считается «Голубой Маврикий», а имеют ее в мире всего несколько коллекционеров. Во время войны в плен попал немецкий генерал, который при проверке личных вещей очень беспокоился за письма в конвертах. Это насторожило офицера-особиста, и он забрал письма на проверку. Но в них ничего секретного не оказалось, и он про эти письма вскоре забыл. После войны советский офицер оказался в одном доме отдыха с Паниным и, случайно разговорившись, сказал ему, что имеет много конвертов с немецкими почтовыми марками времен войны. И подарил Панину конверты. Дома филателист начал отклеивать с конвертов марки и… одной из них был «Голубой Маврикий»! Вот, оказывается, за что очень переживал немецкий генерал.

- Даже не сомневаюсь, что Арнольд Александрович знает не только эту историю, но и еще много интересных на разные темы. А как он красиво и образно говорит! Даже когда вел установки на игру своей команде, все девчонки слушали его раскрыв рот.

- Галина Александровна, у вас огромный тренерский опыт. Какая разница между детьми разных поколений?

- Большая. С каждым годом детскому тренеру все тяжелее работать. И дело даже не в возрасте тренера или низкой оплате труда. Отборы новичков в спортивные школы проходят все сложнее, а сам продукт, попадающий в руки тренера, крайне слабый. Зато нездоровые амбиции родителей, ничем не оправданные, заметно подросли. Создается впечатление, что детьми в семье совсем не занимаются и ждут чудес от тренера. Попросту идет вырождение нации. Не случайно ведь спустя четверть века, спохватившись, вспомнили про комплекс ГТО, идею 1930-х годов. Вообще сейчас идей и лозунгов вполне хватает, не хватает конкретных дел. Всеобщий охват физкультурой должен стать по-настоящему общенациональной идеей и программой, начиная с первых классов школы.

- Раньше все мы дети из 1960-х годов - были незагоняемыми, весь световой день практически проводили на открытом воздухе, бегали, прыгали, играли на улице даже в лютые морозы, когда из-за них отменялись уроки в школе. Родители даже не знали, чем мы занимаемся: «Где Валерка? — Да где-то бегает…»

- Абсолютно согласна. В советское время я родителей своих воспитанников почти не знала, но старалась их привлекать в основном из-за учебы, и они помогали мне как могли. Сейчас я знаю родителей, бывает, лучше детей, настолько они вмешиваются в учебно-тренировочный процесс. Поэтому я сначала воспитываю родителей, затем их детей. Если я смогу с родителями справиться, то обучение детей баскетболу идет целенаправленно и результаты растут поступательно. Если нет, то без конца идут собрания, где воспитываю родителей, которые со временем меня же и благодарят.

- Время изменилось?

- И время, и люди, а самое главное - достаток разный. Дети стали, как и их родители, завистливыми. Имеет значение даже, кто в чем одет и на какой машине их привезли. А некоторых ведь и няни на тренировки привозят. Есть такие примадонны! Поэтому я провожу бесконечные беседы с воспитанницами и этим, наверно, отличаюсь от других тренеров. Особенно мне помогает время, проведенное с ними в спортивном лагере или на турнирах в других городах.

- К вам приходят в спортивную школу записываться или вы сами стараетесь отобрать способных детей?

- Сама хожу по школам, по первым классам, и начинаю обучение с белого листа, чтобы затем не переучивать ребенка после кого-то. Так было с первыми моими наборами. Приходила в школьные спортзалы, где учителя физкультуры сами мне рекомендовали, на их взгляд, подходящих рослых девочек. Вместе с учителями проходила по всем параллельным первым классам. Или у мальчишек на перемене выспрашивала, где учатся высокие девочки, и мне их приводили. Сейчас все изменилось: в школу никого из посторонних, даже с паспортом или удостоверением тренера, не пускают. Даже если приходишь в школу, то учителя физкультуры обычно не помогают: «Идите по классам сами. Нам это не надо!». Приходится обращаться к классным руководителям: «Подскажите, у какой девочки мама высокая?». Такая информация лучше всего помогает, потому что в первых классах все девочки еще зачастую маленькие. По 90−100 визиток своих, бывает, в классах школ раздаю, а приходят с ними ко мне на тренировку всего по три-четыре человека. Бывает, что из автобуса выпрыгиваю, если увижу, что высокая девочка по улице идет.

- Генетика играет не последнюю роль?

- Определяющую. За 40 лет работы только 3−4 девочки попадались мне, которые позже вырастали в своих отцов, а подавляющее большинство - в мам или бабушек.

- Что вас больше всего привлекает в работе?

- Уж точно не деньги. Когда я начинала тренировать, то у меня зарплата была 80 рублей, а у нашей технички - 85. Меня звали работать учителем физкультуры, но и это меня не привлекло. Я хотела видеть постоянно результаты своей работы. Но и это даже не главное. Мне нравится в моей работе, что дети меня всегда помнят и благодарны мне.

- Можно ли сразу определить в первые годы, что из малышки что-то получится?

- Можно. Например, Лена Гогия. Великолепные данные в маму, Валерию Милейко, украинку по национальности, центровую, приглашенную в ростовский «Красный Аксай» Рыссом из Ташкента. У нее рост был 193 см, и у Лены почти такой же. Отец у нее - грузин. Это тоже дало свои плюсы - своеобразность, неукротимость, высокий рост, техника, склонность к импровизации. Она великолепно играла в шахматы, на очень высоком уровне, что тоже давало ряд преимуществ - умение мыслить нестандартно, считать всевозможные ходы в доли секунды, агрессивность и в то же время - хладнокровность действий в завершающей стадии атаки. В 14 лет уехала играть в Екатеринбург, доросла до суперлиги. Играла в командах УГМК (Екатеринбург), «Тео Вильнюс» (Литва), «Динамо-ГУВД» (Новосибирск), «Ростов-Дон», «Енисей» (Красноярск). Она чемпионка Европы-2006 в составе молодежной сборной России, участвовала в молодежном чемпионате мира - 2007, бронзовая призерка чемпионата России - 2008, и чемпионка Литвы и Балтийской лиги - 2008.

Очень интересна как игрок, и другая моя воспитанница - Катерина Кейру. У нее мама - русская цирковая актриса, а папа участвовал в Олимпиаде-80 в Москве в легкоатлетической сборной Сьерра-Леоне. Не по годам сообразительная, прыгучая, закаленная в дворовых баталиях вместе со своими братьями, в спортивных играх. Один из них, Виктор, играл затем после спортшколы, в Москве за ЦСКА. На Катю тоже довольно быстро глаз положили селекционеры, и ее брали на усиление юношеских команд Москвы и Волгограда, когда наша команда была свободна от турниров. Очень разносторонняя и талантливая девочка, училась в средней школе с уклоном на иностранные языки, окончила музыкальную школу. А Лена Гогия, чтобы догнать сверстниц в команде, за год сумела перешагнуть через класс. В дальнейшем Катерина Кейру стала чемпионкой Европы среди юниорок в составе сбор- ной России, выступала за московское «Динамо», Вологду и Санкт-Петербург.

Сейчас вспоминаю, как оберегала Кейру. Она ведь темненькая, заметно отличалась от всех, и каждый хотел ее потрогать, то за волосы, то за руку. Она всегда была около меня, я ее, как тигрица, охраняла. Катя в поездках, на турнирах спала даже рядом со мной, потому что очень скучала по маме. Во всех конкурсах участвовала, когда чуть-чуть подросла. Стихи из «Евгения Онегина» читала, так ее еле остановили. Песни из репертуара Лидии Руслановой пела, хорошо играла на пианино. Очень талантливая и разносторонняя девочка, всегда находилась в эпицентре событий. Такие дети, как Катя, лучше адаптированы ко всем сложностям жизни, привыкли за себя бороться, преодолевать невзгоды. Она никогда не попросит замены в конце игры, если команде трудно. Будет играть до победного конца.

Аня Беляева тоже имеет известных родителей: ее мама Лидия играла за ростовский «Буревестник» в элитной лиге Советского Союза, отец Михаил - очень известный арбитр. Аня занималась у меня все десять лет, не пропуская ни одной тренировки, выделялась светлой тактической головкой и прекрасным броском. Затем она прекрасно училась в вузе и окончила аспирантуру.

- Как вы учите детей с более развитым левым полушарием головного мозга, или, проще говоря, левшей?

- Учу детей одинаково владеть левой и правой рукой, так как когда они бросают левой рукой, то затем лучше работают правой. У нас есть упражнение - броски на девять колец: четыре - правой и пять - левой, а затем - наоборот. Так броски левой у правшей даже лучше получаются.

- Что дают вам контакты на семинарах с другими тренерами?

- Однозначно - пользу. Очень важно применять в тренировках рекомендации известных тренеров, как, например, Гомельский. Он советовал развивать более сильные качества игрока. У нас же большинство тренеров, наоборот, большее внимание уделяют подтягиванию слабых качеств, усредняя возможности игрока интересного, способного развить свои сильные качества до совершенства. Известнейший тренер уже апробировал разные пути развития индивидуальных возможностей баскетболистов. Остается только внимательно его слушать и применять. Мне, кстати, очень импонируют его нестандартные подходы в игре в обороне. Он, в частности, подчеркнул, что «защитные действия игрока зависят даже не от того, чему его тренер научил, а на 75% от желания игрока противодействовать». Фактически на первое место, таким образом, выходят чисто психологические подходы. А они очень сильно зависят от тренера, как он команду настроит, что скажет.

- Важна ли в раннем возрасте, когда формируется только техника игры, самооценка своих действий?

- Это в любом возрасте важно. Воспитание спортивного характера - неотъемлемая часть тренировочного процесса. Своих воспитанниц я постоянно заставляю анализировать свою игру. Очень важно, чтобы они понимали - почему я их меняю во время игры? Из-за чего? Я их не только учу баскетболу. В команде все важно: и ощущение востребованности, и комфорта, и личные взаимоотношения с тренером или между собой.

- Очень важен пример самого тренера как личности?

- Это имеет решающее значение в самоопределении малыша. Какие он выводы сделает, когда его тренер бывает не всегда трезв, курит на скамейке запасных или матерится, выскакивает в поле или набрасывается на судью с кулаками? Однозначно, что здесь и обсуждать нечего - таких тренеров вообще не должно быть. Дети впитывают в себя, как губка, и плохое, и хорошее. Тренер всегда должен помнить об этом и дорожить своим именем. Однако времена меняются. Раньше, если я отрастила волосы, то и девочки начинали их отращивать, заколки также носить, как и я. Если новую майку надела, то они все в восторге: «Как вам идет!». Сейчас никто и внимания не обратит. У меня девочки 1975 года рождения занимались, так чтобы со мной рядом по городу идти - ругались! Всем хотелось со мной в одном купе поезда ехать, и приходилось их брать с собой по очереди. Сейчас дети тянут места в купе на записочках, чтобы только не со мной вместе ехать, а в другом купе. Все очень сильно поменялось, сместились духовные ценности. На многие темы я с детьми все время разговариваю, не нотации читаю, а привожу примеры из жизни. И мне приятно, когда где-то в другом городе моих детей отличают высокая дисциплинированность, культура поведения, строгая игра, минимальное число замечаний на площадке и в быту. Тогда и я получаю удовлетворение от своей работы.

- Как вы работаете с командой, если в ней нет лидеров? Как и на ком строить командную игру?

- Очень злободневный вопрос. С каждым годом все меньше обнаруживается лидеров при наборе в команду. Все сложнее увлечь ребенка, чтобы баскетбол стал для него самым важным делом в жизни. Появилось очень много соблазнов, особенно у девочек. Поэтому их и набирают так рано в разные виды спорта, чтобы они быстрее и лучше адаптировались к нагрузкам, техническим приемам. В той же художественной гимнастике набирают детей с четырех лет. Все хотят быть моделями, мисс и т. д. А вот желающих пахать на тренировках все меньше. Когда сломана сама система ценностей, очень сложно объяснить, что все достигается трудом. Вот сейчас в моей команде девочек-лидеров нет, все ровненькие. Я понимаю, что повторяется ситуация с моей командой 1997 года рождения, где тоже лидеров не было, но к выпуску она уже подтянулась и вошла в пятерку лучших в России. Сейчас баскетбол очень поменялся, стал универсальным: девушки умеют одинаково хорошо играть на разных позициях, ростовые данные у многих просто фантастические. Я когда спустя много лет в Барнаул приехала, посмотрела, здесь такие высокие красавицы ходят! Глаз не оторвать!

- А ваш сын тоже стал баскетболистом?

- Александр играл в Ростове-на-Дону в студенческой команде, а вот его дочь - моя внучка Юля 1987 года рождения - с юных лет занималась у меня и еще в школе была приглашена в Ставрополь, где играла в команде суперлиги, окончила с красным дипломом строительный институт. В детстве она сильно обижалась на меня: ей доставалось больше всех, я не могла ей простить ни одной ошибки. Потому что дети сразу бы сказали: «Ей можно, а нам нельзя?». Помню, вместе идем, а она плачет: «Бабушка, я так устала от твоих придирок. — Юля, не можешь все выполнять, иди к другому тренеру. — Нет, я не пойду никуда, буду тренироваться только у тебя».

- А вы согласны с тем, что кому многое дано, с того многое и спрашивается?

- Согласна. Я всегда детям объясняю: раз от тебя требуют, то, значит, тренер надеется, что ты будешь хорошим игроком, хочет, чтобы ты играла, а не сидела на скамейке запасных. Например, смотрю, как девочка технически неправильно выполняет бросок. Вновь объясняю ей и показываю, как это нужно делать. Она с легкостью исправляет ошибку, но как только я отхожу от нее, отсебятина повторяется. Это трудно понять, и тогда я спрашиваю: «Почему ты делаешь неправильно?». И в ответ слышу: «А назло вам!». И тогда, чтобы она успокоилась, я отправила ее на скамейку. Другая бы на следующей тренировке, когда уже страсти улеглись, попросила бы прощения, а эта - нет! Пришла как ни в чем не бывало, и молчок… Вот что с ней делать?

- Да, это вам крупно «повезло» - характер! По всему видно - несгибаемый боец, и если гордыню усмирит, то очень сильно может пригодиться и вырасти даже в лидера…

- Так и я про тоже! И жалко ее, и трудно мне, и хочется, чтобы из нее что-то выросло достойное. Пусть даже не чемпионка, а человек хороший.

- У вас в последние годы очень ярко проявили себя ваши воспитанницы на европейских юниорских и молодежных первенствах. Анну Хмелевскую даже пригласили играть в Америку. Чем она выделялась с самого начала?

- Очень умная девочка 1994 года рождения, но играла еще за две команды более старшего возраста - 1993 и 1992, что очень редко бывает. Когда она играла, то со стороны казалось, что делает все нехотя, расслабленно. Но играет первым номером, раздает очень остроумные передачи с минимумом брака. Действительно - первый номер! Сейчас ей 20 лет, и она играет в Америке, очень перспективный игрок для нашей сборной.

- Как вы относитесь к тому, что в лучших баскетбольных командах нашей страны засилье иностранцев?

- Как я могу к этому относиться, если капитан российской сборной сидит в своем клубе на скамейке запасных? Однозначно - плохо! В сборной в атаке доигрались до того, что только 17% попаданий! У нас в юношеской команде, если 45% попаданий, то считается плохо, а тут играет вся элита! Ответ лежит на поверхности: играть должны лучшие, что не всегда происходит! Как это произошло с Катериной Кейру, которую без видимых причин, одну из лучших игроков сборной на тот момент, не взяли на Олимпиаду в Лондон! А взяли другую баскетболистку, которая даже в основной состав на Олимпиаде не попала и играла очень мало, какие-то минуты. Чьи-то личные интересы оказались выше государственных. Ладно бы выиграли что-то, а то играли 6−7 человек, а остальные на лавке просидели или играли по чуть-чуть. Мне так обидно было за Катю, за весь наш российский баскетбол.

- А вы смогли бы реализоваться в Барнауле как тренер?

- Конечно, нет. Сейчас что-то стало меняться к лучшему, а когда я здесь работала в 1970-х годах, ничего ведь не было, кроме энтузиазма и тренера Раисы Русиновой (Филипповой). Ни базы, ни квалифицированных тренерских кадров, соревнований мало, финансирование - слабое, города все далеко друг от друга - не наездишься! На Западе все по- другому: Москва - недалеко, море - рядом, команд много, одни соревнования заканчиваются - другие начинаются, на турниры можно ездить и на автобусе. Расходы совсем другие. Условия лучше в разы. А в Барнауле, я помню, весной тренироваться негде было, так мы по аллеям меланжевого парка бегали, а рядом в коляске полуторагодовалый сын Русиновой сидел, погремушкой играл. Мячей в достатке, и тех не имели. Конечно, отъезд в Ростов вместе с маленьким сыном был своевременным и правильным поступком на всю жизнь. Я очень благодарна за все жизненные советы своему тренеру в Барнауле - Раисе Викторовне Русиновой.

Валерий ЛЯМКИН, «Алтайский спорт».