Заглянуть за «Горизонт»
16 февраля известный барнаульский клуб автомототуристов отметил 35-летие.
Походы века
С 1980 года клубом «Горизонт» практически бессменно руководит заслуженный путешественник России Виктор Пантыкин. Кстати, в этом году у Виктора Михайловича сразу два юбилея: помимо 35-летия клуба еще и собственное 60-летие в апреле. Но на отдых он явно не собирается, строит планы на будущие походы.
- Виктор Михайлович, вы путешественником родились или стали им?
- Стал. В 1970 году дед купил мотоцикл «Восход». Вдвоем с ним на нем ездили, потом я ушел в армию, а после этого уже самостоятельно стал путешествовать на мотоцикле. Алтайский край, Крым, Кавказ, вся Средняя Азия. А потом Иж у меня появился.
- А клуб «Горизонт» как возник?
- Он появился по инициативе Всероссийского общества авто-мотолюбителей, в советское время это была мощная организация. Просто было необходимо как-то организовать диких мотоциклистов, на «Явах» гоняющих по Барнаулу. И вот совершили путешествие - а потом зашли в тупик, было не понятно, как дальше развиваться. В 1980 году я в клуб пришел, осенью уговорил народ съездить на Иссык-Куль. Ну, а после этого на общем собрании меня избрали председателем, а через год начались грандиозные походы.
- Какие?
- Тогда были популярны «Вахты Памяти», маршруты по каким-то знакомым местам. Однажды мы ездили по ленинским местам Сибири. В 1981 году отправились на Памир, первая серьезная вылазка в горы, потом Карпаты. Набирались опыта, стали выезжать на соревнования, сначала на союзные, потом на международные, в 1985 году были в Праге.
- Понятно, что походов было множество. Есть самые памятные?
- Как раз сейчас мы готовим экспедицию, посвященную первому после распада СССР чемпионату России «Алтайская кругосветка - 1995». Это одно из самых знаковых мероприятий, оно дало новое дыхание. После распада Союза не знал, что делать, куда идти. Прежнего государства нет, зато появились новые границы, пусть они тогда и были прозрачные. А с 1985 года мы ведем отсчет походов века. № 1 - Алтай - Саяны, покорили со второй попытки. № 2 - в 1987 году вокруг Байкала, его еще никто не повторил. Всего таких походов было шесть, последний в 1991 году. Мы в походе, кстати, и распад СССР встретили.
- То есть?
- С гор спустились, в Аягузе заправляемся. Местные интересуются, мол, вы откуда, ребята. Отвечаем, что туристы. «А вы в курсе, что Союз развалился?». Вот так, в путешествии, проморгали страну. А вообще, много было запоминающегося. В 1988 году в рамках чемпионата СССР 23 мототуриста из Москвы, Барнаула, Рубцовска, Бийска, Калуги прошли маршрут из Казахстана на Алтай, о котором местные жители до сих пор слагают легенды и небылицы. Эпопея 1989 года по Памиру тоже вошла в золотой фонд «Горизонта». Мы впервые прошли вдоль реки Бартанг в самом сердце Памира. Огромные перепады высот (выше горы Белухи), движение по вырубленным в скалах тропам - оврингам, где даже двум пешеходам не разойтись…
Байкеры, туристы
- Виктор Михайлович, а кто внес наибольший вклад в развитие клуба?
- Андрей Соболев, капитан сборной края и России, участник первого чемпионата СССР по триалу в городе Риге. Яков Грефенштейн был председателем клуба с 1985 по 1987 год, руководил группой, которая совершила самый длинный поход в истории алтайского автомототуризма протяженностью 14 000 километров. Ольга Белобородова была основателем триала и скийоринга в Алтайском крае. Анатолий Некрасов также был председателем клуба, сумел на своей «шестерке» на равных конкурировать на авторалли «Россия» в Челябинске с профессиональными гонщиками на специально подготовленных автомобилях, заняв при этом второе место. Владимир Трутанов, заслуженный путешественник. Он единственный, кто выдержал эту 35-летнюю гонку. По состоянию здоровья решил уйти из большого мототуризма, продал старушку «Яву», но пересел за баранку своего ВАЗа и за отпуск в 2014 году объехал весь Крым. Братья Олег и Владимир Мальцевы, Наталья Кузнецова, Евгений Сибиркин, Лариса Романченко - многих можно вспомнить. Кстати, в «Горизонте» были ребята из Литвы, Москвы, Узбекистана, Иркутска, Новосибирска, Бийска.
- Нынешний «Горизонт» с клубом тех лет можно сравнить?
- Наверное, нет. Во-первых, техника другая. Мы каждую неделю собираемся по средам в 18.00. К нам как-то пришел на собрание бывший член клуба Владимир Мальцев, он уже больше 20 лет живет в Германии. Говорили, вспоминали. «Это была сказка» - его слова. Хорошее видится издалека. Он пытался в Германии что-то организовать. Но там другое представление о туризме. От кафе до кафе, от мотеля к мотелю.
- Техника изменилась. А люди?
- Сейчас больше популярен не мототуризм, а байк-движение, у всех крутая техника. В свое время меня не пускали в клуб, потому что у всех были Ижи и «Восходы», а у меня «Ява», а сейчас у меня она же, а у байкеров японские мотоциклы, немецкие, американские. На Западе байкер и турист - одно и то же, у нас разное. Как-то к нам в клуб просились одесситы, переписывались, они интересовались нашими делами. И в итоге ответили, что не для того покупают технику, чтобы угробить ее на перевале. Для себя я сделал вывод, что для байкера мотоцикл - средство самовыражения, а для нас - средство достижения цели.
- То есть молодежь к вам не идет?
- Идет. Уже говорил, что готовим экспедицию в честь 20-летия «Алтайской кругосветки», надеюсь, в ней примет участие молодежь. Но ведь ее надо растить, воспитывать. После того как отделение клуба при Алтайском краевом центре детско- юношеского туризма закрыли, я не то чтобы отошел от дел - просто сейчас некоторыми делами занимаются другие. Я в свое время поставил на поток мотопробеги в честь Дня Победы. Близится 9 Мая, а у людей подход «скажут - организуем». Так нельзя. Молодежь надо вдохновлять. Если экспедиция состоится, это будет второе дыхание «Горизонта». Увы, из ветеранов кого-то уже нет, кто-то по состоянию здоровья в походы не пойдет.
Нехоженые пути
- Из всех туристических средств передвижения почему вы выбрали именно мотоцикл?
- Не знаю. Кто-то рисует, кто- то фотографирует. Так и у нас - кто-то на машине, кто-то на мото. Кстати, в последнее время автотуризм стал более популярным, и наши алтайские джиперы занимают лидирующие позиции в стране, побеждали на чемпионатах России, на международных соревнованиях. Я когда-то занимался и велоспортом, мне предлагали поднимать велотуризм уже после того, как поднял мотодвижение. Отказался. Мотоциклы - та ниша, в которой мне комфортно, знаю все организационные и технические моменты.
- Сколько у вас было мотоциклов?
- Шесть или семь. «Восход», Иж, остальные «Явы». Но я не все укатывал до смерти. Одну украли, вторую продал. Одна до сих пор в Кош-Агачском районе, в селе Джазатор бегает. Бываем там, обязательно кто-то из местных подойдет: «Мне вот нужна цепь или щетки на стартер». А я смотрю - а это моя «Ява», с наклейкой «Чемпионат СССР - 1988» на борту.
- В горах во время горизонтовских походов мотоциклы оставляли?
- Три штуки покоятся. В основном не из-за поломок техники, а из-за «поломок» людей. В Тянь-Шане вынуждены были мотоцикл оставить - водитель травму получил, а лишнего пилота у нас не было.
- Есть еще для вас нехоженые места, где хотелось бы побывать?
- Много, особенно в Алтайском крае. Для джипов такие маршруты уже сложно найти, а для мотоцикла - вполне. Логика суперсложных участков ведь не в том, чтобы просто съехать с асфальта и уйти в грязь или в горы. Мы соединяем два участка проезжих дорог. Бывало, совершаем первопрохождение, потом этим маршрутом обычные люди начинают пользоваться. Когда-то от Кош-Агача до Тывы люди ездили через Монголию. В 1985 году мы совершили поход, напрямую прошли. А потом через несколько лет прямо по нашему пути дорога появилась.
- Как ваши походы семья все это время терпит?
- А что семья? Жена - кандидат в мастера спорта по туризму, старший сын - мастер, младший - тоже КМС, дочь ездила в несколько походов, сейчас в судействе задействована. Так что все при деле.
Ярослав МАХНАЧЕВ, «Вечерний Барнаул»