Система Хорохордина
Старший тренер по спортивной гимнастике Сергей Хорохордин рассказал о своей работе и будущих алтайских чемпионах
В конце декабря в Барнауле уже в восьмой раз прошел турнир по спортивной гимнастике на призы барнаульца Сергея Хорохордина. В этот раз почетным гостем на нем стала двукратная олимпийская чемпионка Мария Филатова. В последние годы у Хорохордина получилось пригласить с визитами в край едва ли не всех крупных звезд российской и советской гимнастики: Ларису Латынину, Николая Крюкова, Светлану Хоркину, Алию Мустафину и многих других.
Ушел из большого спорта Хорохордин, даже не выходя на главный бой — его обидное непопадание в олимпийскую сборную страны в 2012 году до сих пор многие не могут понять. Но гимнастику он не оставил и сейчас многое делает для ее развития в регионе. О том, как выбрал дорогу после окончания спортивной карьеры, почему спортивной гимнастикой заниматься становится сложнее и как она будет развиваться дальше, рассказал Сергей Хорохордин.
Гимнастический край
— За годы проведения соревнований на призы Хорохордина на Алтае побывали многие известные спортсмены. Как они оценивают развитие гимнастики в регионе?
— Они акцентируют внимание на том, что этот вид спорта в Алтайском крае развивается. Сейчас можно с уверенностью сказать, что наш регион — гимнастический. У нас уже есть ребята, которые входят в молодежную и юниорскую сборную страны.
— Кажется, за эти годы в Барнауле побывали все крупные звезды. Привозить их сюда вам помогает имя или все спортсмены — люди, легкие на подъем?
— Мы стараемся держать планку и каждый год приглашать кого-нибудь, нам это нужно не только и не столько ради статуса, сколько для того, чтобы наши воспитанники и гости видели, что, занимаясь постоянно, можно добиваться результатов и достигать самых высоких целей.
А мы после завершения карьеры обязаны популяризировать наш вид спорта, должны ездить друг к другу на турниры. Если мы говорим о детском массовом спорте, то можно с уверенностью сказать, что гимнастика набирает обороты. Но если говорить о профессиональной гимнастике, то численность занимающихся ею начинает уменьшаться.
— С чем связано это сокращение?
— Правила с каждым годом все ужесточаются, и с некоторых пор, чтобы выйти на всероссийскую и мировую арену, нашим звездочкам нужно прыгнуть выше головы. Они уже в юном возрасте должны делать такие элементы, которые Хорохордин делал намного позже. Ту программу, которую мы делали в молодежной сборной, ребята на сегодняшний день уже переплюнули. Профессиональная гимнастика усложняется, с каждым годом заниматься ею становится все тяжелее.
Новый подход
— В конце октября вы открыли в Новоалтайске свою спортшколу. Почему выбрали этот город?
— Гимнастика еще не заходила туда. Мы промониторили ситуацию и поняли, что в городе не так много объектов для занятий спортом, а молодежи это необходимо. Вторая причина — в Барнауле школа уже есть. Следующим шагом для Барнаула должно стать строительство здесь центра спортивной гимнастики. Мы его ждем и надеемся войти в какую-нибудь федеральную программу. А такие филиалы, как в Новоалтайске, доказывают рентабельность гимнастики.
— Планы по строительству центра озвучивались уже давно, говорили и о том, что уже зарезервировано место для его возведения. Есть ли подвижки в этом вопросе?
— Насколько мне известно, в первую очередь в Барнауле должны появиться крытый футбольный и легкоатлетический манеж, ледовый дворец для ХК «Алтай» и центр единоборств. Мы понимаем, что пока эти объекты не будут завершены, ни в какую программу мы не попадем. Поэтому спокойно ждем и напоминаем о себе в первую очередь результатами. Нам говорят, что официально за нами закреплена земля недалеко от Солнечной поляны, если ничего не изменится, то центр построят там.
— Уже решили, в какой следующий город шагнет гимнастика?
— У нас в крае еще есть неплохая база в Бийске, хорошая школа в Рубцовске, и пока этого достаточно. Думаю, что не стоит слишком разбегаться, а лучше поправить дела во всех четырех городах.
— Что вы включаете в это понятие: улучшение результата или укрепление материально-технической базы?
— Первым делом это, конечно, базовая составляющая школ. Даже в Новоалтайске открыться-то мы открылись, но теперь нужно доделать некоторые вещи внутри зала. Дальше должен идти результат. Нужно, чтобы и в Новоалтайске появились новые звездочки и попали в состав сборной Алтайского края. Для меня как человека, который воплотил эту идею, сейчас это самое важное.
— Желающих заниматься в Новоалтайске много?
— Очень много. Для нас было приятным удивлением, когда в первые же дни к нам записались 120 человек. Представляете, какая перспектива есть на будущее.
— Школа в Новоалтайске муниципальная или ее финансирование организовано по-другому?
— Нет, школа не муниципальная, а частная. Мы вынуждены платить за аренду, поэтому у нас существуют платные группы, но есть и бюджетные программы для детей из детдомов, многодетных семей или попавших в трудную жизненную ситуацию. Первостепенная наша задача — пополнение воспитанниками школы рядов команды Алтайского края, поэтому, если кто-то из ребят показывает хорошие результаты, их переводят в бюджетные группы в Барнаул.
— Школы в Барнауле и Новоалтайске носят ваше имя. Что кроме него вы даете школам?
— Сегодня я являюсь президентом федерации спортивной гимнастики и старшим тренером края, поэтому для меня важно быть в курсе новостей, которые происходят во всех четырех городах, а не только в этих двух школах. Моя задача — поправить результаты в гимнастике в крае, наладить все дело, пересмотреть подход к этому виду спорта.
— Как вы видите будущее гимнастики в регионе?
— Сейчас школу в Барнауле возглавляет мой тренер Евгений Кожевников. У нас с ним одна идеология, главное для нас — результат, то есть пополнение сборной команды страны и выход на международную арену. Два года назад, когда Евгений Вениаминович возглавил школу, он разработал и внедрил систему поощрения каждого результата. И теперь каждый тренер в школе мотивирован работать не только на количество, но и на результат. Эта система уже дает свои плоды. У нас сегодня есть Александр Богатырев, Сергей Найдин, Денис Юров — это три человека, которые должны попадать в ряды сборной России. Есть результаты и у девочек: Ирина Митренева и Арина Ищук выигрывали чемпионаты СФО, завоевывали медали на первенстве страны. Некоторое время у женского отделения спортивной гимнастики был провал, но мы его преодолели. Это заслуга каждого тренера и результаты воплощения наших идей.
Не всегда честный спорт
— Много ли именных спортшкол в России?
— Только у нас в крае есть школы Сергея Хорохордина, Сергея Клевчени, Алексея Смертина, скоро появится спортивный центр Ивана Нифонтова. Имя тоже работает на популяризацию вида спорта. Если посмотреть на статистику, после моего выступления на Пекинской Олимпиаде-2008 в сентябре в отделение спортивной гимнастики в Барнауле пришло заниматься в три раза больше детей, чем ожидалось.
— А когда вы профессионально занимались спортом, как представляли свою жизнь после окончания карьеры и насколько эти представления соотносятся с реальностью?
— Самое хорошее, что произошло у меня в жизни, — плавное завершение карьеры. Оно было жесткое, но плавное. Я могу объяснить, почему так говорю. Я завершил карьеру, и у меня сразу началась другая жизнь — взрослая. На мой взгляд, спорт, в каком бы возрасте ты ни выступал, это все-таки юная жизнь, потому что за тебя организуют соревнования, селят в гостиницу, обеспечивают питанием, платят зарплату. Твоя задача — тренироваться и показывать результаты. Потом, когда спорт заканчивается, все становится по-другому. У меня появилась жена, у нас родился сын. Только теперь начинается жизнь, которую ты впитываешь.
Но мое непопадание на Олимпийские игры два года назад, когда я уже фактически прошел отбор, конечно, меня потрясло. Так распорядилась судьба, не всегда спортивный результат — честный результат. Какое-то время я не понимал, неужели я взял и все закончил. Поэтому тут есть не очень приятная составляющая, которая не поглотила меня полностью, но в то же время сейчас, когда бываю на крупных турнирах, думаю: неужели я больше не смогу так сделать?
— А обида у вас была? Или это какое-то другое чувство?
— Было непонимание, и оно есть до сих пор: почему такое произошло со мной. Раньше я только слышал об этом, но на себе никогда не испытывал. Зато теперь Федерация спортивной гимнастики России сотрудничает со мной, вспоминает меня как спортсмена и воспринимает как деятеля, который продолжает развивать ее. Открытие зала в Новоалтайске состоялось благодаря тому, что федерация предоставила мне дорогостоящее гимнастическое оборудование.
— На ваш взгляд, от чего зависит, как быстро человек может найти себе занятие после ухода из спорта? Почему у вас получилось, а у кого-то не получается?
— Я не могу сказать, что у меня получилось на все 100. Любой спортсмен, который достигает каких-то значимых высот, всегда максималист, он всегда будет стремиться к чему-то большему. Наверное, я из таких. Когда спрашивают, каким нужно обладать характером, чтобы добиться результата, я всегда отвечаю: одна из главных составляющих — упорство, умение быть первым, добиваться результата. Старший тренер нас учил так: по своей сути мы должны быть как звери — бороться за кусок мяса, который нам кинули. Это хорошее сравнение, которое помогает мне в жизни. После профессионального спорта захотелось тоже чего-то добиться, только здесь есть одно отличие: тебе уже никто не подскажет, к чему именно нужно стремиться, тут ты должен сам найти свою нишу.
— И все-таки после завершения карьеры ваш ритм жизни изменился?
— Да, сначала я вообще взял паузу. Свадьба и рождение ребенка были для меня, наверное, как для любого папы, в чем-то страшными, в чем-то необычными: все было впервые и поэтому интересно. Эта пауза дала время на то, чтобы все переосмыслить. Долгое время я метался из стороны в сторону, пытался понять, чем зарабатывать на жизнь, искал приоритеты. Пока, слава богу, я так или иначе остался в спорте, поддерживаю его, для меня это очень важно. Но я понимаю, что так будет не всегда, помимо этого должны быть еще какие-то занятия и источники дохода. И сейчас как раз неплохой возраст для того, чтобы задуматься, чем можно заниматься в дальнейшем.
— Уезжать из Барнаула не собираетесь?
— Всеми руками и ногами я пытаюсь задержаться в Алтайском крае, пытаюсь найти себя здесь и в дальнейшем. Были, конечно, моменты, когда хотелось собрать сумки и уехать, но у нас с женой растет маленький ребенок. Сыну два года, поэтому прежде чем рваться куда-то ради лучшей жизни, нужно сто раз подумать, взвесить все «за» и «против». Да, есть места, куда меня звали, не хочу распространяться, просто скажу, что это не совсем то, о чем можно было мечтать. Тем более я вижу, как дальше вести деятельность по развитию спортивной гимнастики. Если все получится так, как мы задумали, то и мечтать больше не о чем. А если не получится, то будем придумывать что-то другое.
Не думать о результате
— Родителям, которые хотят сделать из своего ребенка олимпийского чемпиона, что можно посоветовать?
— Если родители хотят, чтобы их ребенок занимался гимнастикой, не нужно с первых дней думать о результате. К нам сейчас приходят с такой постановкой вопроса: мы хотим, чтобы сын стал чемпионом, что вы можете сделать через год? Я не думаю, что подающий надежды на попадание в сборную страны Сергей Найдин, когда пришел в гимнастику, думал об этом.
А вообще это очень молодой вид спорта — мы принимаем детей с 4−5 лет, не каждый может этим похвастаться, плюс он дает базу для многих других видов. Мы говорим и ребятам, и родителям, что не обязательно заниматься на результат. Гимнастика и без этого дает очень много. К тому же это недорогой вид спорта, тем более сейчас заниматься им можно бесплатно.
Надежда КИРИЛЛОВА, 20 января, «Свободный курс».