Запас прочности
Всероссийская федерация легкой атлетики признала барнаульца Сергея Клевцова лучшим тренером страны 2014 года. Его ученик - барьерный спринтер Сергей Шубенков, победивший во всех летних официальных стартах, назван лучшим российским легкоатлетом. Напомним, Шубенков в 2014-м защитил звание чемпиона Европы в Цюрихе в беге на 110 метров с барьерами, первенствовал на командном чемпионате Европы в Брауншвейге и победил на Континентальном кубке ИААФ в Марракеше.
Когда мы беседовали с заслуженным тренером страны Клевцовым, он еще не знал о решении ВФЛА.
- Сергей Александрович, вы хоть и максималист по натуре, но, надеюсь, довольны минувшим сезоном?
- Более чем. Выиграны три из трех крупнейших соревнований летнего сезона. Что касается лучшего результата Шубенкова (13,13 секунды), показанного в нынешнем сезоне, он далеко не самый плохой, но всегда рассчитываешь на более быстрые секунды. Хочется, чтобы Сергей выбежал из 13 секунд. Однако здесь нужно учесть, что последние два года мы находимся в плотном состязательном графике. Век спортсмена короток, и я не мог позволить себе взять и обрубить моему ученику какие-то варианты доходов.
В 2013 году мог произойти некоторый откат назад в результатах, учитывая недавнюю Олимпиаду в Лондоне, выход Сергея на новый, очень высокий уровень выступлений и его некоторую склонность к избыточному пиару. Но этого не произошло. И в 2014 году мы отважились пройти по еще более плотному графику выступлений в не менее престижных стартах. Сейчас я могу сделать однозначный вывод: соревнуясь в таком графике, тренироваться плодотворно невозможно. Есть определенные периоды, на протяжении которых у спортсмена формируются те или иные качества - в мышцах, системах организма. И чтобы заложить в атлете что-то новое, требуется время. Мы не случайно решили пожертвовать чемпионатом России для полноценной подготовки к чемпионату Европы в Цюрихе. Под это дело удалось выкроить целых три недели и эффективно поработать. Вспомните, как главные конкуренты Шубенкова выступили в Швейцарии, когда им пришлось пройти горнило тяжелейших трехкруговых состязаний. Француз Паскаль Мартино-Лагард «капнул» в решающий момент. Представитель Великобритании Уильям Шерман, отлично пробежав в полуфинале, в решающем забеге выступил хуже. Им не хватило запаса прочности. У Сергея он был.
- Можно ли утверждать, что россиянин Шубенков на данный момент является самым стабильным барьерным спринтером в мире?
- Однозначно! Посмотрите на статистику трех последних лет. Его соперники то сверкали, то уходили в тень, а Сергей постоянно находился в самой верхушке пелетона. Значит, тренировался он по правильным методикам.
Если сравнивать, что важнее - титулы или быстрые секунды, для меня выбор очевиден. Титулы, конечно! Рекордсмен в прыжках в длину Майкл Пауэлл - как бы он ни пыжился в интервью - не смог стать олимпийским чемпионом. А все его разговоры, что он не променяет свой рекордный прыжок на 8 метров 95 сантиметров на золотую медаль Олимпиады, - это все понты. Рекорд когда-нибудь побьют, и станешь ты экс-рекордсменом, а вот олимпийских чемпионов с приской «экс» не бывает.
- Но мечта пробиться в элитный клуб тех, кто выбежал 110 метров с барьерами из 13 секунд, остается?
- Как раз для этого мы с Шубенковым решили внести коррективы в будущий сезон. Зимний соревновательный этап Сергей пропустит. Готовиться он начнет не раньше января. Сейчас отдыхает, поправляет здоровье. Кроме того, подход к выбору соревнований будет более избирательным. Не надо хвататься за все этапы «Бриллиантовой лиги» и уж тем более за какие-то промежуточные старты вроде всяких челленджей. Собственно, уже в минувшем сезоне Сергей отказался от выступления на коммерческом турнире в Англии с хорошим премиальным фондом, чтобы лучше выступить на чемпионате Европы. Вместо Лондона полетел в Барнаул. Недавно я беседовал в Москве с Маслаковой, старшим тренером сборной России в спринте. Людмила Ильинична пошутила: «Про вас уже слухи ходят, что сибиряки ради победы готовы и от денег отказаться».
Я понимаю, что взятая нами пауза достаточно рискованная. Шансы на триумфальное возвращение в летнем сезоне - 50 на 50. Но если Сергей не отдохнет, спад гарантирован. А так, надеюсь, с Божьей помощью, мы сделаем новый шаг вперед. Рассчитываем, что первый старт в новом сезоне Шубенков примет в мае на первом этапе «Бриллиантовой лиги». Главный старт 2014 года - чемпионат мира в Пекине. А там и Рио-де-Жанейро не за горами.
- Какая из трех побед в сезоне-2014 была самой тяжелой?
- Конечно, в Цюрихе. После полуфинала, который Мартино-Лагард пробежал с хорошим временем, он еще и поиграл на публику. Француз раскинул золотые рукава в сторону: вот я какой крутой, любуйтесь на будущего обладателя золотой медали. Требовалось помочь Шубенкову справиться с эмоциями и спокойно подготовиться к решающему забегу. И я в довольно жесткой форме спросил у Сергея: «Ты что, готов отдать свой титул кому ни попадя?». Напомнил, что Лагард до сих пор ничего серьезного не выиграл - ни одной золотой медали! При этом на все крупнейшие соревнования последнего года, зимние и летние, он приезжал в роли лидера мирового сезона. Пока беседовали, выражение лица у моего подопечного менялось. Разговор закончился обещанием «разорвать француза».
В Цюрихе было тяжело не только физически (три старта за два дня), но и психологически. Всем известен постулат: отстоять титул всегда сложнее, чем его завоевать. После первой победы Шубенкова на чемпионате Европы 2012 года приходилось слышать в кулуарах: да это неполноценные соревнования, да все серьезные люди готовились к Олимпиаде в Лондоне… Глупость, конечно, несусветная - в барьерном спринте в Хельсинки состязались все сильнейшие на тот период европейцы.
Ценен и титул, завоеванный Сергеем в Марракеше. По сути, для него это первое золото мирового уровня. Очень рассчитываю, что победа в Марокко станет символом нового победного этапа.
- В противостоянии с Мартино-Лагардом и другими сильными соперниками Шубенков, помимо всего прочего, показал твердый характер. Можно сказать, что это качество станет одним из козырей россиянина в споре с одаренными темнокожими спортсменами?
- Глобальный вопрос. Соперники, действительно, одарены природой. У того же Лагарда не самая идеальная техника прохождения дистанции, он просто молотит. И как молотит! Интересно, к слову, как Паскаль будет выглядеть в 2015 году, не произойдет ли некоторый откат в результатах, что часто бывает у резко прибавившего спортсмена.
- Я на что обратил внимание после финала в Цюрихе… У Лагарда было какое-то растерянное выражение лица. Зачем-то побежал за французским флагом, хотя стал четвертым. Это новая традиция - брать флаг с трибун, даже если ты не призер?
- Нет, конечно. Но, возможно, в какой-то степени показатель устойчивости его нервной системы. Если Лагард решит свои психологические проблемы, у нас одной проблемой станет больше. Но в любом случае мы понимаем: добавлять надо в собственных результатах, а не ждать проколов у соперников.
Что касается характера Сергея, отрицать его отсутствие в битвах с этими ребятами было бы совершенно глупо. Про него уже стали говорить: «Человек-чемпионат». Приехал на чемпионат - выиграл. На протяжении трех последних лет Шубенков побеждал тех, чьи индивидуальные результаты получше его личного рекорда. Да, волнуется он перед стартами, иногда сильно. Может подойти во время разминки и неожиданно спросить: «Тренер, мы же правильно готовились? У нас же отличная форма?». Но, выходя на дорожку, Шубенков обуздывает эмоции. В этом году Сергей не дал повода упрекнуть его, что он дрогнул. Боец.
- В этом сезоне вы поменяли разбег. Поначалу было очень много разговоров и сомнений, в том числе и на уровне сборной.
- Итоги сезона - лучший ответ всем скептикам. Решение о переходе с восьми на семишажный разбег было принято не с бухты-барахты. Конечно, разбег в восемь шагов более оптимальный - спортсмен после первого барьера не сбивается с ритма при прохождении других. Но у моего подопечного крупное телосложение, ему трудно уместиться в восемь шагов. Сергей, в принципе, умеет «частить», но, к сожалению, он не так координирован, как хотелось бы. И часто во время разбега шаги получались разной длины. Когда удавалось разложить шаги поровну, все было хорошо. А когда нет, получалось, как на Универсиаде в Казани и ряде других соревнованиях - начинал сбивать барьеры и терять скорость. Получалось так: раз - бежим, два - сходим. Когда нынешней зимой случился очередной сбой, решили начать новую жизнь.
У меня не было готовых методик на такой переход. Пришлось все просчитывать. Кстати, Людмила Ильинична Маслакова нас поддержала. Надо отдать должное Сергею - он очень быстро перестроился. Что дает разбег в семь шагов? Спортсмену сразу приходиться молотить на полную катушку - другого выхода просто нет. После перехода на новый разбег у Шубенкова не случилось ни одного схода с дистанции, и ни разу он наткнулся на первый барьер. В его бег пришла стабильность.
- Антидопинговая кампания 2014 года внушает вам оптимизм?
- Пока трудно понять. Думаю, гайки и дальше будут завинчивать. Специалистам, которые не являлись активными противниками допинга, придется перестраиваться, другого выхода нет. Сколько уже людей прокололось после появления паспорта крови. Сейчас WADA предполагает ввести стероидный паспорт. Введут его - еще большой пласт отлетит от нашего спорта. Но я стараюсь не зацикливаться на этой проблеме. Не суди да не судим будешь. Какие пути выбирают другие люди - это их проблема. Принципиально лишь то, что во главу угла в этой теме ставилась реальная борьба с допингом, а не какие-то иные цели. Мы с Сергеем изначально выбрали свой путь, свободный от допинга, но это не значит, что у нас нет своих сложностей.
- Давайте о других ваших учениках. Кто в этом году особенно порадовал?
- Прежде всего, Борис Рогов, выигравший финал первенства России среди юношей в беге на 200 метров с личным рекордом - 21,72 секунды. Боря и среди юниоров показывает неплохие результаты. Я ему не устаю повторять: «Проблема наших легкоатлетов не том, что они белые, а не черные, зеленые или красные. Проблема, что они не понимают: чем выше уровень их результатов, тем выше требования к уровню качества их подготовки». Каждый сезон нужно улучшать качество подготовки, повышать требовательность к самому себе. Только тогда можно двигаться дальше. Спринт, как ни крути, самый консервативный вид легкой атлетики.
Юлия Соколова впервые в этом году выступала по юниорам - перешла на более высокие барьеры. Не все у нее получилось. Сейчас много занимаемся с ней техникой. С работой ноги, атакующей барьер, есть проблемы. Тем не менее если человек два года участвует в мировых первенствах в своей возрастной категории, это о многом говорит. В юношеском первенстве мира Соколова выступала в финале, в юниорском - дошла до полуфинала.
Так что не Шубенковым единым сильна легкая атлетика Алтайского края. Растет ряд других перспективных молодых легкоатлетов, не буду называть их фамилии - рано пока авансы раздавать. Сами должны о себе заявить во весь голос.
Специальный вопрос
- В начале года в семье Клевцовых родился сын, и наша газета еще раз искренне поздравляет вас и его маму Татьяну. Какие чувства испытывает 53-летний отец?
- Меня окрылило рождение Саши. Это и мое будущее, и во многом мое настоящее. Рождение сына - очень большой стимул для дальнейшей активной жизни. Мальчик растет характерный, в коляске сидеть не любит. Сашка успел побывать со мной осенью на сборах в Адлере, погреться на солнышке. И я удивлялся, как успевал справляться и с коляской, и с работой.
Сергей ЗЮЗИН, специальный корреспондент «Российской газеты» в Барнауле,
26 декабря 2014, «Алтайский спорт».