Ирина Роднина: «У нас снова выросли крылья»
Часто бывает: спортсмен добивается больших успехов и взлетает на пик популярности, но, заканчивая выступления, уходит в тень и, по большому счету, становится мало кому интересен. Размах спортивного таланта оказывается намного ярче ауры самой личности. Масштаб личности миниатюрной Ирины Родниной вполне соответствует ее спортивным подвигам. Трехкратная олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и Европы по фигурному катанию остается яркой звездой в жизни «после спорта».
Ирина Константиновна является депутатом Государственной думы, президентом Всероссийской федерации школьного спорта и руководителем проекта «Дворовый тренер», инициированного партией «Единая Россия». Она по-прежнему энергичная, обаятельная и острая на язык. «Знаете, чем предолимпийский год отличается от обычного? — спрашивает нас Роднина, лукаво поблескивая темными выразительными глазами. — Повышенной активностью чиновников из Минспорта. Они начинают беспокоиться за свои зарплаты и кресла - вдруг спортсмены их подведут, плохо выступят. И начинаются прессинг, визиты, накачки. Я им всегда говорила: «Оставьте нас в покое, иначе без денег и работы останетесь». То, что Ирина Роднина и Владислав Третьяк зажигали чашу олимпийского огня в Сочи, было абсолютно справедливо. То, что именно Ирина Роднина занимается развитием школьного спорта, совершенно логично. При ней стыдно сфальшивить.
Проект для села
- На проект «Ремонт школьных спортзалов в сельской местности», который запускается «Единой Россией», будет потрачено 1,8 миллиарда рублей. Сколько предполагается выделить Алтайскому краю?
- 32,8 миллиона рублей. Хочу подчеркнуть, что этот проект придуман для села, поскольку город имеет куда большие возможности. Он предполагает обязательное создание школьных спортивных клубов. У нас даже в законе появилось это понятие. Школьный спортивный клуб и должен организовывать всю работу с детьми во внеурочное время. Он должен иметь свое название, эмблему, девиз, экипировку, группу поддержки. Такие вещи детям всегда нравятся. Школьный спортклуб - социальный проект, который неизбежно привлечет и родителей.
В переоборудованных школьных спортзалах должны заниматься как дети, так и молодежь, представители старшего поколения, в том числе пенсионеры (мы не должны забывать об этой категории, среди которых немало активных, крепких еще людей). Залы в селах и малых городах - это же настоящие центры спорта. Конечно, любой директор хочет немного подзаработать для школы, сдавая спортзал в аренду на несколько часов. Но если государство тратит деньги на то, чтобы привести залы в порядок, наверное, любой руководитель школы, которая попадет в проект «Единой России», должен понимать: здесь должны работать взаимные обязательства.
1,8 миллиарда рублей - это большие деньги для сельских школ. Но важно не допустить их размазывания, распыления. Раньше ведь в школы тоже большие суммы направлялись - к примеру, четыре миллиарда ушло на программу модернизации школьного образования. Для физкультуры все закончилось приобретением нехитрого спортинвентаря, не всегда качественного. Чтобы картина не повторилась, нужен партийный контроль.
- Сегодня на круглом столе вы знакомились с опытом организации спортивной работы во дворах в Алтайском крае, Тверской и Иркутской областях, Башкортостане. Какой, на ваш взгляд, ближе всего к идеалу?
- Мне по сердцу то, что люди вообще этим занимаются. Никого не хочу выделять, всем большое спасибо за подвижническую работу. Каждый проект ценен сам по себе. В этом разнообразии и есть богатство нашей страны. Самое главное, что дворовая работа охватывает прежде всего детей.
С родителей спрос больше, чем с физруков
- Как вы относитесь к оценочной системе на уроках физкультуры? Многие родители высказывают по этому поводу вполне обоснованные претензии, связанные с тем, что некоторые нормативы их дети не могут выполнить в силу своих физических особенностей. А плохие оценки часто приводят лишь к снижению мотивации.
- Отчасти я могу согласиться с родителями. Но такие претензии лучше предъявлять Министерству образования. При этом важно понимать, что отношение к спорту для ребенка начинается с момента рождения. И родители здесь в большей степени ответственны, чем учителя физкультуры. Начальное спортивное образование и понимание, что такое здоровье и физическая культура, ребенок должен получать на примере своих родителей.
- А вы как приобщали своих детей к спорту и каким был результат?
- Я тот самый грустный случай, когда детьми не занималась. Первоначально, конечно, пыталась. Старший сын чего-то попробовал. Плавание отмел после пятого занятия - вода в нос попадает и пахнет хлоркой. Дзюдо тоже забраковал - за курточку постоянно дергают. Футбол быстро отпал из-за того, что по ногам лупят и поле грязное. Еще был теннис. Сын сказал, что там высокие нагрузки и я ничего не понимаю, как это тяжело. Мне повезло, что моими детьми хорошо занимались в американских школах, - я в тот момент жила и работала в США. Там ведь очень хорошая спортивная материальная база. Дети входили в спортивные школьные команды, что очень важно. Слава богу, их увлечение спортом осталось на всю жизнь.
- Россия снова будет сдавать комплексы ГТО. Многие специалисты, заставшие советский этап в развитии массового спорта, говорят, что ГТО - дело хорошее, нужное, но нельзя повторить ошибок прошлого, связанных с показухой, разнарядками и, как раньше говорили, очковтирательством.
- Согласна. Мне чуть плохо не стало, когда на чемпионате СССР по комплексу ГТО - представьте, были такие соревнования! — встретила знаменитую легкоатлетку Фаину Мельник, олимпийскую чемпионку 1972 года в метании диска. «Фаечка, зачем тебе это?» - «Ира, сейчас выиграю - и мне обещали за это телефон в квартиру поставить». Надо сделать так, чтобы ни в коем случае в отношении детей не было обязаловки. Чтобы им было интересно сдавать эти комплексы. Нам вот было неинтересно… В школе дети могут стесняться. Да и школа наверняка будет не подготавливать к сдаче тестов ГТО, а принимать их. Значит, наша задача - готовить детей. Морально, физически и технически. Можно правильно подтягиваться на турнике, а можно мотаться во все стороны. Ничего страшного в такой подготовке нет. Весь спорт существует по тестовой системе: показал результат - молодец. Пока те тесты, которые предложены детям, нас не очень вдохновляют. Они разработаны людьми моего возраста. Были взяты нормативы 1988 года, которые немного облегчили для сдачи. И опять значки! Ну зачем за обычные тесты давать золотые, серебряные и бронзовые значки? Это логика людей, которые в спорте ничего не достигли.
Мы слабы в спортивной дипломатии
- Вот давайте о реальных достижениях… Можно ли сравнить эмоции от завоевания трех олимпийских медалей и участия в церемонии зажжения чаши олимпийского огня?
- Они такие разные… Могу лишь сказать, что без этих медалей не было бы и участия в сочинской церемонии. Сидела бы на трибунах или на диване у телевизора.
- Сильно волновались, когда получили факел?
- Нет (смеется). Чем прекрасен спорт - волнуешься до выхода на старт. А когда ты уже на финишной прямой, то испытываешь только душевный подъем и радость. В тот момент я даже не думала, как мы с Владиславом Александровичем бежим. Но мы были удостоены огромной чести (с улыбкой поднимает глаза вверх). Спасибо нашему Старшему Тренеру!
В этой церемонии эмоционально больше всего завел момент, когда нас везли по подземным лабиринтам на стартовые площадки. Под трибунами находилось огромное количество участников церемонии открытия Игр - от них исходила такая позитивная энергия! Мне кажется, мы хорошо зажгли!
- Как в целом оцените выступление российских фигуристов на Олимпиаде в Сочи?
- Очень приятное возвращение к вершине. В 2006 году в Турине у России было три золотых медали из четырех возможных. У нас таких олимпиад было несколько, и мало какая страна может похвалиться таким урожаем. В 2010 году Ванкувер стал для российского фигурного катания, наверное, самой низкой точкой падения. Но всего за четыре года, срок короткий, мы вернули себе лидерство. Самое приятное здесь то, что российская команда очень молодая, на 90 процентов сборников мы можем рассчитывать и на следующих Играх. Любая победа окрыляет. У отечественного фигурного катания снова выросли крылья.
- В вашем виде спорта, а также и в ряде других - вроде спортивной и художественной гимнастики, серьезную роль играет судейский фактор. В этих видах делаются определенные шаги, чтобы каким-то образом снизить субъективизм в оценках. На ваш взгляд, правильные шаги?
- Тренеры нас учили никогда не обсуждать работу судей и оценки, которые они выставляют. Чтобы побеждать, мало превышать соперника на голову. Надо быть на две головы выше! Тогда и ты оценок не обсуждаешь, и тебя не обсуждают. Могут только сзади зубами скрежетать да искать собственные недочеты. Другое дело, что есть какие-то не очень приятные тенденции. За 30 лет, что прошли после моего расставания с большим спортом, в судействе и в том, что называется спортивной дипломатией, мы терпим фиаско. Очень многие изменения в правилах и регламенте международных соревнований происходят без участия России, хотя во многих видах спорта мы показываем достаточно высокие результаты. Наша изолированность, неумение вести диалог, неумение искать союзников в решении каких-то задач - вот где мы проигрываем! Российские спортсмены очень часто показывают куда лучшие результаты, чем те места в протоколах, которые им достаются.
- После нашумевшей истории с Евгением Плющенко вы написали в «Твиттере»: «Турнир в мужском одиночном катании без Плющенко сразу потерял интерес для наших болельщиков. На Олимпийских играх о здоровье не думают - его теряют за страну и результат. История с Плющенко вышла не очень спортивная». А в интервью «Советскому спорту» сказали следующее: «Это было досадное зрелище. Люди стали уходить, много людей приехало с разных концов страны. Это досадно и для самих спортсменов, которые остались выступать. Праздничный соревновательный настрой пропал после того, как Плющенко снялся. Когда попадаешь на такие соревнования, ни вопрос премиальных, ни здоровья не стоит. Выходишь - и соревнуешься. Кто умеет отключаться ради этого, получает результат. Вы знаете, буквально через пять минут нам американский спортсмен показал, что можно встать.
И у него был не просто ушиб или удар, а болевой шок. И он встал, и докатал программу. Он собрался в течение 10 секунд и прокатал. И поэтому его и приветствовали стоя. Это поступок, который и показывает, чем отличаются Олимпийские игры». Сейчас, когда страсти улеглись, что-то можете добавить к той истории?- А что еще можно добавить? Ну залечил Плющенко спину.
Сергей ЗЮЗИН, Виталий ДВОРЯНКИН,
«Алтайский спорт», 25 апреля 2014.