Отдельные личности
Народный артист России о том, что объединяет спорт и театр
Александр Зыков - человек, не нуждающийся в особых представлениях в театральном мире России. Достаточно будет просто написать: главный режиссёр новосибирского театра «Красный факел». В Барнауле Александр Маркович последнее время частый гость. В Алтайском краевом театре драмы он ставит свой очередной спектакль - «…Чума на оба ваших дома» по замечательной пьесе Григория Горина.
Зацепкой к нынешней беседе стали слова из предыдущего нашего разговора, связанного с последней постановкой. Зыков, рассуждая о том, почему театр должен быть бескомпромиссным и в чём это должно проявляться, заметил, что этот постулат он долго обсуждал со своим коллегой из «Красного факела» Тимофеем Кулябиным: «Началось всё с очередного разговора про наш с ним любимый футбол, а потом тема бескомпромиссности естественным образом перетекла на дела театральные».
Брат играл за сборную СССР
- Александр Маркович, давайте с этого момента поподробнее! Когда вы «заболели» футболом?
- Мой двоюродный брат был профессиональным футболистом - защитник Валерий Зыков. Он играл за московское «Динамо» и даже провёл четыре игры за сборную СССР. Естественно, рядом с таким братом я не мог не увлечься футболом. Мальчишкой я бегал на тренировки, ходил на матчи чемпионата СССР.
- Какие о брате остались воспоминания?
- Очень хорошие. По утрам он - ещё до начала командных тренировок - частенько выходил на стадион «Динамо» просто постукать по мячу и ему нужен был партнёр. Мы располагались за воротами, метров с тридцати Валера мне пасовал, а я ему. Я был такой счастливый… У меня, конечно, не было никаких футбольных талантов. Говорю ему: «Что-то левой у меня плохо получается», а Валера в ответ: «У тебя и правой так же «хорошо»!".
- Как брат относился к выбранному вами театральному пути?
- С иронией.
Отдельный Марадона
- Банальный вопрос, но как без него: что объединяет спорт и театр?
- Прямых аналогий я не вижу, но и то, и другое является зрелищем. А оно должно быть интересным, содержательным, наполненным эмоциями и страстями. Хотя сейчас с подачи одного достаточно известного критика появилась странная тенденция - театр должен быть скучным. Вообще стало модным ляпнуть что-то непонятное - и пусть все расшифровывают, всяк по-своему. Почему надо быть скучным, мне непонятно. К сожалению, традиционный русский театр, который всегда был богат эмоциями и страстями, всё больше скатывается к европейскому, про который Генриетта Яновская сказала очень метко: «Это театр скопцов». А наш отечественный театр всегда отличался страстями, причём истинными, неподдельными!
- Следовательно, вам и в футболе должны нравиться футболисты артистичные, неординарные?
- Безусловно. Я помню, как играл Пеле. Но мой любимый игрок - Марадона. Он устраивал на поле поразительные спектакли. Конечно, Месси - великий игрок, но у него нет фееричности Марадоны, его экзальтированности, эпатажности, артистичности. Когда Диего сборной Англии забил рукой и заявил, что это «рука Бога», я ему простил этот нечестный трюк. Есть игроки хорошие, есть игроки замечательные, а есть отдельные. Марадона был Отдельным. То же самое и с артистами. Аль Пачино - Отдельный. Даже очень средний фильм с его участием смотреть крайне интересно.
- И таким Отдельным всегда веришь. А как часто, глядя футбол, вы можете воскликнуть: «Не верю!»?
- О, таких случаев много. Мы тешим себя иллюзиями, расхваливая наш футбол. Я смотрю английскую Премьер-лигу и думаю: «Там что, другие люди играют? Сколько энергии, сколько страстей! Откуда берётся столько сил?». Я уж не говорю про «Барселону» - вообще космическую команду.
При этом стоит иностранцам приехать в Россию, как они быстро теряют то, что умели, принимают наши правила игры. Я не знаю, в чём тут дело. Обрусевают? Но есть противоположный пример: немцев завезла в Россию ещё Екатерина Великая. Двести лет мы их учили плохо работать - и не сумели. Приезжаешь в немецкое село где-нибудь в Оренбургской области - совсем другой мир!
Сидячий футбол
- В Москве регулярно разыгрывался футбольный турнир между труппами театров. На периферии вы сталкивались с чем-нибудь подобным?
- Раньше, когда Норильский и Оренбургский театр выезжали на гастроли, мы играли в футбол с местными коллегами. Всё было всерьёз - на больших полях, никто не хотел уступать, до травм доходило. В Норильске, кстати, работал артист, который в молодости играл во второй лиге за Красноярск - Василий Решетников. Вообще в театрах было много молодёжи, неравнодушной к спорту… Когда мы выбирались из вечной мерзлоты Норильска на двухмесячные гастроли, это было настоящим праздником, все отрывались на полную катушку. Сейчас таких длительных гастролей нет.
- А нет такого ощущения, что сами артисты стали менее спортивными людьми?
- Знаете, я боюсь впасть в известное состояние: «Раньше и лёд был более скользким, и сахар слаще». Хотя… Народ сейчас вообще меньше двигается. Недавно увидел, как современные мальчишки, сидя по периметру в беседке, пытаются пинать друг другу мяч. Такой сидячий футбол. Не утруждая себя.
Правда, в последние годы заметно, что всё больше и больше людей стали выходить на спортивные площадки. В Новосибирске я хожу по утрам в фитнес-клуб и вижу: народу прибавляется. Быть спортивным, поджарым становится модно. Но речь идёт о достаточно состоятельных людях. А для менее обеспеченных почти ничего не осталось: раньше во дворах были хоккейные коробки, волейбольные и баскетбольные площадки.
- Еще один вопрос из серии «А вот раньше…». Не кажется, что раньше люди из спорта чаще приходили в театр? Константин Иванович Бесков был большим театралом, Романцев вывозил сборную в Большой театр.
- Чтобы сейчас спортсмены пошли в театр, он снова должен стать модным. Когда мы с Любовью Михайловной Березиной (нынешним директором краевого театра драмы) стали вместе работать в Норильском драматическом театре, ситуация была удручающей. Нашей главной задачей стало привлечение людей в театр, чтобы тропинка в него была натоптана даже в обычные для тех краёв 40-градусные морозы. Любовь Михайловна поначалу мечтала, чтобы хоть однажды ситуация с билетами была такой же, как в Одесском оперном театре, куда всегда очень трудно попасть. Но прошло три-четыре года, и Березина уже пряталась перед премьерой от телефонных звонков - все хотели достать билетик! Не важно, по какой причине люди приходят в театр. Главное - чтоб приходили.
- Да, тоже самое можно сказать и про пустующий последние годы барнаульский стадион «Динамо». В начале 2000-х ходить на игры «Динамо» тоже было модным, особенно среди молодёжи.
- Вот! Вы упомянули Бескова… Он ведь был непосредственно связан с театром - его жена была завтруппой в театре Ермоловой. Старостин подавал всегда пример, Романцев. Но это особенные люди в футболе. Они были ещё и педагогами для тех мальчишек, которые к ним попадали.
- Однажды спартаковец Владимир Бесчастных заснул в ложе Большого театра в первом же акте.
- Ну, я знаю других известных людей, к спорту никакого отношения не имеющих, которые также засыпают при первых звуках увертюры. А Бесчастных попал на оперу - самый сложный жанр театрального искусства. К театру нужно приближать постепенно, учить понимать его. Мы ведь если чего-то не понимаем, то, значит, и не любим. Легко ли даже просто прийти в театр? Нет! Точно также и с футболом, другими видами спорта. Их же тоже надо учиться понимать, разбираться в нюансах. Иначе можно остаться на уровне героя монолога Райкина, рассуждающего про «11 бугаёв, бегающих за одним мячом». Разве много на наших стадионах подлинных, истинных ценителей футбола, понимающих все его тонкости и оттенки?
Сибирь в футболе поддушивают
- В Новосибирске на соревнования любите ходить?
- Мне интересны все игровые виды спорта. Когда «Сибирь» играла в Премьер-лиге, был на некоторых играх. Конечно, ходил на «Спартак», потому что болею за него. Ходил на «коней», то есть на ЦСКА. За «коней» Тимофей Кулябин болеет. Выбирались с ним и на волейбол - поболеть за «Локомотив». Когда «Спартак» с ЦСКА играют, мы всегда с Тимофеем пари заключаем.
- Почему «Сибирь» не смогла удержаться в элитном дивизионе?
- Сибирь и футбол трудно совмещаются в российском футболе. Наш огромный регион, как мне кажется, немного поддушивают. На следующий год после «Сибири» из Премьер-лиги вылетела «Томь». Весь высший дивизион размещается в европейской части России, половина команд базируется на юге страны. Ну, посмотрите: в Краснодаре целых две команды! Всё это подстраивалось под идиотскую систему Фурсенко «осень-весна». Но как можно играть в футбол в России зимой? И как его смотреть промерзшему насквозь болельщику? Новосибирск достаточно богатый город, чтобы содержать команду Премьер-лиги, однако прежнему руководству РФС это было не нужно.
- Карпин вам нравится?
- Да, но, наверное, не столько как тренер, а как тот игрок, которым он был.
- Нынешнему «Спартаку» обилие легионеров не вредит?
- Сейчас о нём нельзя сказать, что это «народная команда». То же самое относится и к «коням». Вагнер Лав, Думбья, Муса - какая это «Красная Армия»? В «Спартаке» среди иностранцев не видно второго Иньесты. Но среди них нет и ребят уровня Юрия Гаврилова или Фёдора Черенкова. Нет и таких несгибаемых бойцов, как Романцев или Горлукович. Про таких, как Горлукович, хорошо сказано: «В лесу встретишь - грибы бросишь».
Искусство + пропаганда
- Почему у нас нет достойных пьес про спорт? Отчего фильмы про спортсменов и тренеров получаются фальшивыми и «картонными»?
- Наверное, в нашей стране никто этим всерьёз не был озабочен. Посмотрите, сколько в Голливуде снято пристойных фильмов про любимые в США американский футбол, бейсбол их скучный. Эти фильмы не становятся «оскароносными», но там сыграли хорошие артисты и смотреть их интересно. Американское кино, когда дело касается американских ценностей, похоже на советского собрата - в нём большой заряд пропаганды. Выиграли их хоккеисты Олимпиаду в Лейк-Плэсиде, победили великую и ужасную «Красную машину» - и появился очень неплохой фильм «Чудо на льду».
В нашей стране не один фильм был снят про знаменитый «матч смерти» в Киеве во время войны. Но, видимо, за эту тему брались всё-таки не очень талантливые люди. А современный российский футбол просто не даёт повода для показа его на большом экране. Не воспевать же третье место на чемпионате Европы 2012 года, куда мы попали благодаря сборной Хорватии?
Пьесы? У Злотника, кстати, есть талантливая, смешная пьеса о женской гандбольной команде.
- Сейчас любителей спорта активно пичкают информацией о всероссийской премьере художественного фильма «Легенда № 17».
- Хоккей дал уникального героя и замечательный повод - суперсерия СССР - Канада 1972 года! Я помню, сколько коньяка и водки проспорил друзьям после первого матча суперсерии. Наверное, пари десять в разных местах заключил перед матчем в Монреале - считал, что канадцы камня на камне не оставят от наших. А наши - тоже для всего мира -сотворили чудо на льду.
В баскетболе отечественном есть потрясающая история, когда на Олимпиаде 1972 года мы обыграли американцев на последних секундах поединка. Журналист потом спросил Ивана Едешко: «Вы помните, как именно отдавали пас через всю площадку Александру Белову, какой рукой?». Едешко затруднился ответить - представляете, какое было напряжение, какая драматургия?!
Справка
Александр Зыков - советский и российский режиссёр, главный режиссер Новосибирского академического театра «Красный факел». Заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РФ. Родился 28 октября 1945 года в городе Энгельс Саратовской области. В 1975 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, затем продолжил обучение у Анатолия Эфроса, поработал ассистентом у Романа Виктюка. До «Красного факела» работал главным режиссером Оренбургского областного драматического театра (1978−1987) и Норильского Заполярного театра драмы (1987−2006). Возглавляемые им театры удостаивались многочисленных наград, в том числе зарубежных, к примеру, европейской премии «Золотая пальма» (1998). Долгое время дружил с драматургом Григорием Гориным, поставил ряд его пьес. Женат, имеет трёх сыновей.
Беседу вёл Сергей ЗЮЗИН.
Фото Андрея ЛУКОВСКОГО.
P.S. Премьерные показы спектакля «…Чума на оба ваших дома» пройдут 12, 13, 14 и 24 апреля. По нашей информации, один из них намерена посетить команда «АлтайБаскет».