План «Буран». Сборная Алтайского края по автомототуризму приняла участие в Кубке России на БАМе

Фото предоставлены участником экспедиции Виктором Пантыкиным Фото предоставлены участником экспедиции Виктором Пантыкиным

В начале августа завершилось участие сборной Алтайского края по спортивному туризму (автомото) в Кубке России. В этом году районом путешествия была выбрана Байкало-Амурская магистраль и Байкал. И не случайно - БАМ справляет полувековой юбилей!

Старт маршрута был назначен из Тайшета на 8 июля - в день Постановления правительства СССР 1974 года о начале Всесоюзной стройки. Именно отсюда начинается БАМ. Хотя начало строительства уходит в далекие довоенные годы прошлого века. Еще в 1932 году Совнарком СССР принял решение о строительстве БАМа.

За шесть лет вручную было уложено почти 2700 км пути. Но в январе 1942 года пришлось срочно разбирать рельсы и строить необходимую фронту «Волжскую рокаду» от Сталинграда до Саратова длиной более 900 км. После смерти Сталина стротильство БАМа окончательно свернули.

Стартовали от легендарного паровоза на станции Тайшет. Участников провожает главный инженер депо Сергей Путилин. В многокилометровый путь отправились две группы мототуристов - из Новосибирска (клуб «Сибирь») и Барнаула (клуб «Горизонт»).

Задача первой - дойти до Комсомольска-на-Амуре, барнаульской - пройти вдоль трассы БАМа до Нового Уояна и попытаться пробиться к Байкалу по труднопроходимому «110-му зимнику».

Каждый уважающий себя автомототурист считает за честь испытать себя и свою технику на этом 180-километровом участке абсолютного бездорожья. В этом году путь осложнился обилием медведей. Они уходили со своих насиженных мест от пожаров, которых в Бурятии в этом сезоне, к сожалению, очень много.

…Дорога до Братска заняла весь день. На ночь расположились на берегу одноименного водохранилища. Поражает размах человеческого труда. На Ангаре построили целый каскад ГЭС: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская! В этом ряду Братская занимает особое место: высота плотины более 100 м, и до 1971 года она была крупнейшей в мире.

За Усть-Кутом остатки асфальта окончательно растворились в «душевынимающей» щебенке. Особенно трудно грузовым фурам. Они буквально ползут 20 км\час. Мы - немного быстрее. «Стонут» подвески. За день с трудом удавалось преодолевать по 200−250 километров. При этом ломалось все: крылья, рвались спицы, откручивались болты и гайки, превращались в лохмотья шины, ломались багажники и амортизаторы. Дорожные трудности немного скрасили горячие источники курорта Дзелинда.

Хочется отметить отличную подготовку городов и станций к юбилею БАМа. Хорошее художественное оформление, выставки техники, дорожные аншлаги, напоминающие путникам о Великой стройке ХХ века.

В Новом Уояне заправляемся «под завязку». Впереди более 300 км автономки. К вечеру выходим к главной цели нашего путешествия - участок высшей категории сложности. То, ради чего был задуман этот маршрут. Полчища комаров сразу накинулись на нас. Одеваем москитные маски. Меняем ведущие звездочки на «силовые». Это значительно облегчит нам путь и позволит сохранить КПП и сцепление на особо трудных участках.

Я на автозимнике уже третий раз. В 1987 году сборной Барнаульского котельного завода удалось впервые в истории закольцевать на мотоциклах озеро Байкал. Тот маршрут продолжался 35 дней и мы заняли в чемпионате СССР первое место! Второй раз в 2007 году, в честь 20-летия ПВ-2 (похода века). То ли с памятью моей что-то стало, то ли возраст дает о себе знать, но в этот раз мне показалось, что все стало кратно сложнее. Приходилось вручную мостить дорогу среди огромных камней по колено в ледяной воде реки Срамной, организовывать страховку на глубоких бродах. А через Баргузин пришлось наводить даже паромную переправу, изготовленную из камеры от автомобиля «Урал»! По другому - просто никак.

Несмотря на безлюдность и дикость тех мест нам встретились автомотопутешественники из Самары, Иркутска, Казахстана. Казахстанский авто (полноприводный ПАЗ 3205) в составе: мужчина, женщина и их ребенок, наглухо «прилипли» в болоте. Сидят уже несколько дней, подали cигнал SOS. Но мы им ничем не могли помочь - мотоциклы не тягачи. В другом месте попались пару бензовозов-«Уралов», которые тоже пытаются вылезти из трясины. Порвали все: полуоси, карданы, мосты. Однозначно, для помощи им потребуется еще один «Урал». Оставили им немного еды, воды, а квадроциклисты из Иркутстка - водки.

И вот долгожданный Баргузинский залив Байкала. Температура - купаться можно. Весь берег, на много километров, утыкан палатками отдыхающих автотуристов. Эта уже вторая остановка на озере. Первая была на севере - в Нижнеангарске. Именно там нас предупредили об обилии медведей. Был еще день отдыха на южном берегу в честь дня рождения нашего лидера - Мишуриной Натальи.

Было посещение музея под открытым небом в селе Танхой - «Переправа через Байкал». Долгое время железной дороги вдоль Байкала не было. И от истока Ангары до Танхоя летом 1904 года была организована паромная переправа ж/д составов, а зимой наводилась ледовая переправа. И по сей день она считается выдающимся транспортным проектом 20-го столетия!

Всё. Трудности закончились. Мчим по федеральной трассе «Байкал». В Слюдянке заезжаем на вокзал, единственный в мире изготовленный из чистого мрамора. Но не только этим он знаменит. Внутри организована интерактивная выставка, которая познакомит посетителей с животным миром Байкала, может «опустить» тебя на дно озера. В селе Култук - посещение популярного рыбного рынка и начало Кругобайкальской железной дороги. Сейчас по ней несколько раз в неделю проходит увлекательная ретроэкскурсия до станции Байкал. И вагоны здесь тянет настоящий паровоз!

Серая лента шоссе послушно ложится под наши колеса. В Тайшете кольцо вокруг Байкала замкнулось. Позади 3133 км. Нам не удалось остановиться на реке Бирюса. После обильных дождей река начала выходить из берегов. Не испытываем судьбу и спешно ищем другое место. Впереди еще 1300 км, и мы дома.

Закрылась еще одна страница истории алтайского автомототуризма. В этом году нашему движению исполнилось 74 года! А результат нашей команды в итоговой турнирной таблице «Кубка России» мы увидим только в декабре 2024-го.

Кто-то спросит, а причем тут план «Буран»? Именно так начиналось каждое утро из уст неугомонного и неутомимого Сергея Рябова. И это вселяло участникам команды определенный оптимизм, поднимало настроение группы на весь предстоящий день…

Фото участников: Мишуриной Н. Рябова С, Ковалюк Ю, Пантыкина В. Белякова Е. Мишурина А. Гузеевой О.

Виктор Пантыкин, участник экспедиции, мастер спорта СССР, Заслуженный путешественник России, Мастер туризма международного класса.