Ралли «Шёлковый путь» спустя три года второй раз посетило Алтайский край
Участники Международного ралли «Шёлковый путь - 2024», стартовавшие 5 июля в Томске, вечером 6 июля прибыли в Барнаул. На гребном канале впервые в истории Алтайского края был разбит бивуак ралли-марафона, а 7 июля в Рассказихе, как и три года назад, стартовал спецучасток третьего этапа легендарной гонки.
Пыль - в гонке, дождь - на бивуаке
Один из главных принципов ралли-марафонов - это взаимовыручка. Остановиться и помочь сломавшемуся или застрявшему экипажу для пилота обычное дело, даже когда он ведет борьбу за медали. Вот и на бивуаке корреспондентов «Алтайской правды» и «Вечернего Барнаула» спасла команда «МАЗ-СПОРТавто», под шатром которой мы и укрылись от внезапно начавшегося дождя. Здесь же отдыхал Виталий Мурылёв. Пилот МАЗа № 309 остался не очень доволен итогами этапа Томск - Барнаул. Его экипажу, стартовавшему не в первых номерах, всю дорогу мешала пыль от впереди идущего грузовика:
- Все эти километры мы боролись больше с пылью, нежели с дорогой. В пыль упираешься, понятное дело, ты не можешь ехать вслепую, тормозишь. Появляется кусочек дороги (пара километров) - ты опять нажимаешь, опять приехал в пыль. И так целый день.
Дождь стих, и мы направились к команде «КАМАЗ-мастер». Воду, накопившуюся на крыше шатра самого успешного коллектива спортивных грузовиков в мире, сливал сам Антон Шибалов. Неоднократный призер ралли-марафона «Дакар», победитель «Шёлкового пути - 2019″ в этом году руководит командой „ночных“ механиков, обслуживающих машины на бивуаке. За первые два этапа серьезных технических проблем у КАМАЗов не возникло.
- Видно визуально повреждения на некоторых машинах, но это особенность лесных спецучастков: деревья, ветки, - рассказывает Антон Шибалов. — Джипы там нормально проезжают, тем более организаторы, когда прописывают трассу, едут на легковых. Но даже если бы они смотрели трассу на грузовике, скорость у них совсем другая. Стекла, у кого разбиты, будут меняться, кузов будет ремонтироваться. По технической части пока все нормально, это только начало гонки.
Опасность перегрева
А могли возникнуть и более серьезные проблемы. Например, все стартовавшие спереди участники рисковали перегреть двигатель. О сложностях этапа Томск - Барнаул рассказал четырехкратный победитель «Шёлкового пути» Дмитрий Сотников:
- Первым стартовал Богдан Каримов на КАМАЗе, мы третьими за джипом. Но джип потом обогнали, поэтому два грузовика сегодня открывали дорогу. Она была непростая тем, что очень много высокой травы, практически не видно дороги, и проблема в том, что ты косишь эту траву и она остается на радиаторе, что и доставило проблем Богдану. Я, понимая это, после первого участка старался попадать в его след, чтобы сохранить радиатор и не грелся мотор.
Победитель прошлогоднего «Шёлкового пути» Сергей Вязович («МАЗ-СПОРТавто»), опасаясь повторения такой ситуации на спецучастке в Алтайском крае, специально сбавлял темп, чтобы не выходить на старт в Рассказихе первым. Но с такой, казалось бы, простой задачей белорус не справился: после второго этапа именно Вязович возглавил абсолютный зачет. За считаные секунды на сотнях километров с лидером команды из Минска сражался Эдуард Николаев, руководитель команды «КАМАЗ-мастер», пятикратный победитель «Дакара» и пилот единственного КАМАЗа капотной компоновки.
Уже несколько лет МАЗ, главный конкурент команды из Набережных Челнов, использует только капотные спортивные грузовики. И в прошлом году именно минский экипаж прервал многолетнюю беспроигрышную серию КАМАЗа на «Шёлковом пути». Активно прибавляет и команда «Урал», вернувшаяся в автоспорт 2 года назад, и уже способная обыгрывать КАМАЗ на отдельных гоночных отрезках. Грузовики УРАЛ тоже «носатые». Но у «Синей армады» нет цели перейти на «капотники».
- Мы заводская команда, мы рекламируем заводской автомобиль с кабиной К5. Это, конечно, КАМАЗ, наша сборка, наша работа, но кабина стоит с Mercedes Zetros, - рассказывает Эдуард Николаев о своем черном грузовике. — Так как с КАМАЗом Мерседес вел работы, нам было разрешено установить такую кабину. Чтобы знать, на чем едут наши соперники, какое у них преимущество на «капотниках», мы вынуждены были построить такие машины. Благодаря ей доводим другие автомобили, потому что для нас приоритет, конечно, «бескапотник».
Оранжевые, но ещё зелёные
Раллийная команда завода УРАЛ возродилась только два года назад после 30-летнего перерыва. Два оранжевых экипажа из Миасса набираются опыта и уже периодически обгоняют экипажи таких спортивных автогигантов, как МАЗ и КАМАЗ. В команде собрались как молодые, так и опытные специалисты. Например, в экипаже с Юрием Найманом едет штурман с более чем десятилетним стажем работы на ралли-рейдах, в том числе в «МАЗ-СПОРТавто», Дмитрий Вихренко, а у правой двери сидит Николай Королёв, в этом году впервые попавший в кабину боевого УРАЛа.
- Первая гонка была в Астрахани, было тяжело, как-то непривычно, - рассказывает механик экипажа 307. — Участок был очень жесткий, ну и подвеска была другая маленько. А сейчас уже привык.
На вопрос «Не тянет ли за руль?» Николай ответил так:
- Конечно тянет. Я и устроен пилотом спортивного автомобиля. Думаю, в дальнейшем у нас будут еще машины. Тоже хочется попробовать свои силы.
У Дмитрия Вихренко на этот счет другие мысли:
- Может, у меня и были когда-то такие амбиции, но, когда я посмотрел, как ездит Вязович (я у него штурманом был несколько гонок), понял, что так я не поеду никогда в жизни. Поэтому и не надо.
Роковая ленточка
Николаева и Вязовича судьба чуть в прямом смысле не столкнула друг с другом на 132-километровом спецучастке третьего этапа, проложенного от Рассказихи Первомайского района до Акутихи Быстроистокского. Как рассказали пилоты после финиша, один из поворотов, через который шел верный маршрут спецучастка, по чьей-то ошибке был перекрыт лентой. Поверив заграждению, мимо него сначала проехал лидирующий МАЗ, а за ним и идущий вторым КАМАЗ. Когда Вязович понял, что пропустил верный поворот, он развернулся и поехал навстречу Николаеву. Экипажи чудом избежали лобового столкновения на узкой лесной дороге.
А вот Екатерине Жадановой, выступающей на мотоцикле КТМ, не удалось избежать аварии в коварном лесу алтайского спецучастка. Итогами третьего этапа ралли Екатерина поделилась в своем телеграм-канале:
- Разок «убралась» на 98-м километре. Стояла в повороте Т3 аварийная, засмотрелась, все ли в порядке с экипажем, и сама не попала в поворот. Почти спаслась, но все же словила жесткий удар. Гончий не пострадал практически, у меня пробит панцирь. Обошлось.
Не везет Жадановой уже второй этап подряд. Пока ее «гончий» прогревался перед заменой масла на бивуаке, Екатерина рассказала нам о проблемах на этапе «Томск - Барнаул»:
- У меня на навигационной башне снизу лопнул один из крепежных болтов. На кочке башня наклонилась, практически как Пизанская, и выломала несколько разъемов. Один из разъемов - на роудбук, он перестал крутиться. Подумала: «Ладно, ерунда». Одной рукой кручу газ, другой - роудбук, как в старые добрые времена. Ну, а когда погас «юник» (прибор, фиксирующий прохождение трека - Прим. авт.), мне пришлось уже разбирать всю «морду» и убирать питание с «сентинеля» (прибор, с помощью которого можно предупредить об обгоне - Прим. авт.), потому что без него можно ехать, а без «юника» нельзя.
Видимо, спецучасток Рассказиха - Акутиха очень подходит камазовцу Дмитрию Сотникову, который, как и в 2021 году, показал здесь лучшее время. Нравится на Алтае и Сергею Карякину, ставшему лучшим в зачете мотовездеходов класса Т3. Уж очень не терпелось прошлогоднему победителю «Шёлкового пути» попасть на следующий этап, когда он общался с корреспондентом «АП» на бивуаке: «Мы на самом деле ждем Горно-Алтайск. Безумно красивое место. И очень хочу там снова оказаться».
Андрей Бобров, «Алтайская правда».